Бронзирование металла в домашних условиях

Как проводится покрытие изделий золотом, серебром и бронзой в домашних условиях: технология показана в видео мастер класса по золочению | Интернет-журнал о стройке «Строй Дом!» — только достоверная информация.
Содержание

Бронзирование металла в домашних условиях

Искусное покрытие под золото и бронзу

Золочение поталью – это прекрасное хобби, для которого не потребуется приобретать дорогостоящие материалы и расходные компоненты. Искусно выполненные работы могут представлять собой реальную декоративную ценность. Представленный на странице мастер класс по золочению поталью может использвоаться в работе с другими материалами, напрмиер, серебряным или бронзовым покрытием.

Где можно использовать покрытие под бронзу, каждый решает сам, но стоит отметить, что в современных интерьерах есть определённое место для разнообразных статуэток и вазонов, выполненных в подобной технике.

Поддельное золото и серебро

Известно, что деревянным, металлическим и др. поверхностям можно придать вид золотых или серебряных, покрывая их слоем этих металлов. Для этой цели в продаже существует листовое настоящее золото, называемое сусальным, или червонным, и поддельное — желтая поталь.

Поддельное серебро носит название белой потали, применяется также довольно часто алюминий.

Подготовка для покрытия изделий золотом и серебром почти одинакова и много зависит от того, будет ли подвержен предмет, подлежащий золочению или серебрению, действию наружного воздуха или нет. Так, для наружных работ обыкновенно делается масляная подготовка, а для внутренних — клеевая или французская. В первом случае поступают так: если предмет, подлежащий золочению, деревянный, гипсовый или из какого-либо пористого материала, то поры надо предварительно заполнить подогретой олифой. Каждому слою дают высохнуть и повторяют грунтование несколько раз до получения достаточно блестящей поверхности.

Неровности и углубления по технологии покрытия золотом заполняют масляною шпаклевкой и шлифуют, как обыкновенно. После этого делается окраска, которая делается под серебро белой, а под золото — желтой масляной краской с примесью олифы и скипидара.

Покрытие золотом в домашних условиях надо делать так, чтобы краска ложилась возможно тонким и ровным слоем, разравнивая каждый раз флейцем. После высыхания шлифуют пемзовым порошком или тонкой стеклянной шкуркой, а последний слой — крокусом или хвощом.

Такая обработка повторяется до получения вполне гладкой поверхности, которую покрывают олифой или специальным лаком мордан. Последний образует клейкую поверхность, к которой плотно пристает сусальное золото. Мордан состоит из смеси воска, сала и венецианского терпентина, которую наносить следует в теплом виде.

Покрытие настоящим сусальным золотом

Лаку дают настолько подсохнуть, чтобы чувствовалась известная липкость—и тогда приступают к наложению золота. При под-грунтовках для золочения нельзя употреблять свинцовых красок или олиф, содержащих свинец, иначе в порах настоящего золота отложится сернистый свинец, который придает золочению грязный оттенок.

Листики для покрытия сусальным золотом кладут на замшевую подушечку и разрезают золотарным ножом на соответствующие куски. Отдельные части берут на плоскую мягкую кисть и накладывают по возможности ровно на подготовленную поверхность предмета, к которому они тотчас же прилипают. При этом необходимо наблюдать, чтобы листики ложились ровно, без складок и между ними не было бы непокрытых промежутков. После того, когда вся поверхность покрыта и отдельные листики, в особенности в местах неровных и в орнаментах, прижаты куском ваты, обернутой в плотную тряпку, дают хорошо просохнуть, смахивают избыток мягкою кистью и разглаживают поверхность агатовым камнем.

Когда покрытие золотом делается внутри здания и предмет не подвергается действию внешней атмосферы и сырости, то подготовку можно сделать на клею. Для этого дерево пропитывают один или два раза слабым раствором клея для того, чтобы возможно плотно закрыть его поры.

После высыхания клея наносят меловую грунтовку. Для этого удобнее брать мел плавленый (французский) и смешать его с не очень густым раствором клея. Полученную массу растирают возможно тонко на каменной плите; при употреблении разбавляют немного горячей водою, размешивают и наносят мягкою широкою кистью.

Грунтовку необходимо повторить несколько раз, при чем всегда, по высушенному и отшлифованному слою шлифуют тонкой стеклянной шкуркой. Последний слой также шлифуют стеклянной бумагой и затем трут куском грубого солдатского сукна, навернутого на дощечку. Полировать надо до получения небольшого, но, однако, достаточно заметного лоска на меловом грунте. После полирования наносят 2-3 слоя полимента, давая каждому слою просохнуть до нанесения следующего. Полимент натирают сукном, а перед наложением золота смачивают спиртом.

Посмотрите, как осуществляется золочение поталью – на видео показана очень интересная современная технология:

Бронзирование порошком и краской

Бронзирование употребляется в тех же случаях, как и золочение, с тою разницею, что это покрытие не дает такого блеска, как золотое. Бронзирование делается не листовым металлом, а особым бронзировальным порошком или краской.

Бронзовые порошки состоят из тонко измельченных металлических составов латуни, олова, меди или алюминия. Пестрые бронзы получаются при нагревании желтых и белых бронзовых порошков.

Как неблагородные металлы, бронзовые порошки, за исключением только алюминиевой бронзы, быстро окисляются, особенно на влажном воздухе. В том случае, когда в воздухе содержатся пары какой-либо кислоты, то на поверхности латунной или медной бронзы неминуемо образуется зеленоватый налет окиси меди. То же произойдет, если в связывающем веществе для бронзового порошка содержится значительная доля кислоты. Связывающие вещества для покрытия бронзой не должны содержать чистого скипидара, ибо от этого бронзовый порошок немедленно окрашивается в зеленый цвет. Не следует также цементировать бронзовые порошки лаками, содержащими кислоты, то есть лаками, приготовленными из кислых смол, канифоли и т. п. Кислоты надо предварительно удалить из лака посредством нейтрализации известью и дать отстояться.

Такие лаки всего удобнее разбавить бензином вместо терпентинного масла. Цапонлак тоже должен быть отнесен к хорошим связывающим средствам для бронзы, придает ей хороший оттенок, позволяет делать линии и разрисовки и долго предохраняет бронзу от окисления. Случается, однако, что окисление наступает довольно быстро. Это происходит оттого, что целлулоид, из которого состоит этот лак, разлагается и отделяет азотную кислоту.

Из растворимых в воде связывающих для бронзы веществ можно указать на смесь гуммиарабика с сахаром. Пригодна также смесь клейстера из рисового крахмала с раствором сахара, которые кипятят вместе.

Можно цементировать покрытие бронзой металла следующим способом: 150 г скипидарного мыла растворяют в 1 л теплой воды и в этот раствор прибавляют взболтанный из 14 яиц белок.

Калийное стекло тоже может служить хорошим связывающим веществом для бронзы, особенно когда бронзировка делается по слегка нагретому железу.

Если натереть железные и чугунные украшения порошком графита и бронзировать их алюминием, можно придать им очень изящный вид полированной стали.

Железные украшения, как например дверцы, перила, решетки, часто разделывают под старую бронзу, для чего их предварительно окрашивают в какой-либо подходящий цвет, например, грязно-зеленоватый или коричневатый. Бронзу разбалтывают в спиртовом или в жидком масляном лаке и наносят небольшою кистью на выступающие части украшений.

Для простых работ при внутренних отделках бронзу смешивают с растворами клея или камеди, а при наружных — с копаловым лаком или олифой и наносят при помощи кисти на подготовленную поверхность. Заметим, что вообще следует избегать присутствия скипидара и кислот, при действии которых бронза темнеет.

Бронзирование

Красивым словом бронза называется сплав меди с оловом, иногда с добавлением небольшого количества других металлов: свинца, цинка, марганца, железа или никеля. Издавна этот сплав очень ценился, так как кроме красивого цвета и прочности обладает также другими достоинствами, в частности, достаточной устойчивости к коррозии. Но сама бронза достаточно дорогой материал. Намного проще сделать изделие «под бронзу», то есть, на готовый предмет нанести сверху тонкий слой настоящей бронзы. Эта процедура называется бронзирование, а сам процесс не имеет ничего общего с окрашиванием бронзовыми красками (патиной), а основан на гальванопластике.

Общие сведения

Теоретически бронзировать можно любой материал: металл, дерево, кожу, ткань, пластик. Ведь процесс состоит в том, что покрываемый бронзой предмет помещается в раствор специального состава (в зависимости от типа бронзы), а потом в него опускаются электроды и пропускается ток. В результате частицы металлов: меди, олово и других, оседают на поверхности предмета и прочно фиксируются на нем. Толщину нанесенного слоя, цвет, вернее оттенок, можно регулировать с помощью состава раствора и длительности пропускания тока.

Кстати, сейчас очень модным стало бронзировать, или как говорят, увековечивать какие-то ценные для людей мелочи: первый выпавший зуб ребенка, первый башмачок, соска или любимая игрушка. После такой процедуры эти предметы превращаются в симпатичные сувениры, над которым время уже не подвластно. Металлическое покрытие надежно защищается от влаги, УФ-старения, механического разрушения.

Еще одно направление – покрытие бронзовым составом памятников, парковых и садовых скульптур, малых форм. Это позволяет придать им более презентабельный, дорогой вид без больших затрат.

Бронзирование металла

Естественно, чаще всего применяется бронзирование металлов. Ее выполняют даже в промышленных масштабах с различными целями. Например:

  • Придание более благородного вида таким изделиям как заборы, ворота, калитки, ограждения, перила.
  • Покрытие чугунных и стальных частей машин и станков для защиты от местной цементации.
  • С целью повышения антифрикционных свойств подшипников.
  • Для защиты от коррозии стальных деталей.

Существует несколько видов бронзы в зависимости от ее состава:

  • Пушечная бронза содержит около 10% олова и почти 90% меди.
  • Колокольная бронза: 22% олова и 78% меди.
  • Ювелирная бронза имеет сложный состав, но большая часть отводится меди, а олова – меньше, чем цинка и свинца вместе взятых.
  • Столовая или белая бронза содержит минимум 40% олова, а применяться для покрытия столовых приборов и посуды. Она не темнеет со временем, как серебро.

В большинстве случаев бронзирование заключается в покрытии металлов красноватым или золотисто-желтым покрытием, иногда с небольшими добавками цинка. Для этой цели наиболее эффективными являются растворы такого состава:

  1. На 500 весовых частей (в.ч.) воды надо взять 32 в.ч. медного купороса и 64 цианида калия. Все тщательно перемешать. Отдельно растворить 5 частей хлористого олова (по отношению к воде) в 5 частях едкого калия. Потом оба раствора аккуратно соединить.
  2. В 1000 в.ч. воды растворить 70 в.ч. медного купороса, туда же прибавить 8 в.ч. хлористого олова, разведенного в щелоке калия.

Применяя растворы этих составов, к аноду надо подвесить литую бронзовую пластинку, тогда покрытие будет идеальным. Работает раствор при обычной комнатной температуре, но только в первые 24 часа после смешивания. Если растворы использовать дальше, то вместо бронзы на обрабатываемую деталь будет оседать чистая медь.

Для получения белой бронзы на поверхности изделий используется станнатоцианидный электролит такого состава:

  • Цианид меди – 11г/л.
  • Станнат натрия – 40 г/л.
  • Цианид натрия – 27 г/л.
  • Едкий натрий – 16 г/л.

Этот состав очень ядовит и требует работы в специальном защитном костюме и оборудованном помещении. В последнее время такой способ белого бронзирования вытесняет более безопасный – с применением пирофосфатных электролитов.

Покраска под бронзу: выбор краски и технология её нанесения

Покраска металла под бронзу способна не только защитить материал от воздействия чрезмерной влажности, способствующей появлению и распространению коррозии, но и придать его внешнему виду изрядную долю богатства и солидности.

Выполнить такую работу доступно любому человеку, имеющему необходимое желание и достаточное количество времени. Тонкости же данного процесса мы рассмотрим в этой статье.

Фото отопительных батарей, покрашенных в бронзовый цвет

Выбор подходящего раствора

Любая краска под бронзу долгое время имела в своей структуре органический растворитель. Его наличие способствовало распространению неприятного специфического запаха, что значительно ограничивало область применения таких растворов.

В наше время благодаря технологическому прогрессу появились водорастворимые смеси, имеющие в своём составе натуральные металлические пигменты. В качестве же связывающих веществ в таких растворах выступают акрилаты.

Бронзовая краска на водной основе (не путайте – это не электропроводная краска Zinga)

Акриловая краска-бронза по металлу обладает множеством преимуществ:

  • Экологическая чистота и отсутствие каких-либо неприятных ароматов. В процессе высыхания выделяются лишь водяные испарения.
  • Относительно низкая цена. Использование в качестве основы Н2О позволяет сделать производство гораздо дешевле, например, масляных аналогов.
  • Потрясающий внешний вид цветного металла. Возможно также нанесение способом «под старину», что позволит создать ещё больший эффект натуральности.

Барельефная поверхность, окрашенная в бронзовые оттенки

  • Простота эксплуатации своими руками. Технология нанесения немногим отличается от использования обычной краски и вполне осуществима дилетантом.

Нанесение раствора с помощью кисточки

  • Влагоизоляция. Качественно защищает металл от возникновения ржавчины.

Совет: нанесённая предварительно электропроводная краска Z inga позволит максимально защитить железо от коррозии, так как создаст надёжный тонкоплёночный слой оцинковки.

  • Высокая прочность к механическим воздействиям и ультрафиолетовому излучению. Долгие годы данная отделка будет иметь свой первоначальный облик.
  • Длительный эксплуатационный срок. При правильной эксплуатации не менее десяти лет.

Совет: если в помещении имеется множество пожароопасных предметов, то рекомендуется дополнительно использовать огнезащитные краски по металлу Полистил. Они имеют способность вспениваться при возникновении огня, предотвращая его дальнейшее распространение.

Нанесение краски

В первую очередь требуется тщательная подготовка поверхности, основным этапом которой является удаление следов ржавчины. Если же нанести лакокрасочные материалы поверх мест, повреждённых коррозией, то это не защитит металл от преждевременного разрушения.

Подготовительные работы

  1. Снимаем старую краску и ржавчину.

Для этого можно воспользоваться одним из следующих способов:

  • Механическое снятие. Используется проволочная щётка или абразивные диски. Подходит лишь для грубой поверхностной обработки.

Удаление следов коррозии с помощью абразивного диска

Совет: обязательно обзаведитесь средствами индивидуальной защиты перед началом работы. Металлическая пыль, которая будет подниматься в воздух в процессе работы, невероятно вредна для органов дыхания и слизистой человека.

Респиратор и очки

  • Пескоструйное оборудование. Выпускающиеся под высоким давлением песчинки прекрасно справятся с ржавчиной, окалиной и старой краской даже в самых труднодоступных местах. Единственный минус – относительно высокая стоимость аппарата.

Металл «до» и «после» обработки пескоструйкой

  • Химические реактивы. Обдать поверхность специальным составом, который вступит со старой облицовкой и ржавчиной в химическую реакцию. После чего остатки бывшего покрытия легко убираются ветошью.
  1. Очищаем железо от всего образовавшегося мусора, независимо от того каким методом снятия перед этим пользовались
  2. Наносим пару слоёв грунтовки. Так мы повысим адгезию металлической поверхности и создадим дополнительный полимерный слой защиты от влаги.

Грунтовка с помощью распылителя

После полного застывания последнего слоя грунтовки можно приступать к следующему этапу.

Покраска

Далее в зависимости от результата, который вы хотите получить, можно пойти классическим путём осуществления покраски или многослойным:

  1. В первом случае у вас выйдет однотонное покрытие.
  • Разводим купленную смесь с водой или уайт-спиритом согласно прилагаемой к банке аннотации.
  • Для мелких, крайних и труднодоступных деталей используем кисти. Ровные же участки можно окрасить с помощью валика.

Краска по металлу под бронзу наносится кистью

  • При необходимости после первого слоя наносим ещё один для создания более насыщенного цвета.
  • Подносим яркий источник света к нанесённой отделке. Если никаких пятен не наблюдается, значит, работа выполнена качественно, и можно наслаждаться результатом.
  1. Если же вы хотите создать состаренный вид вашей бронзовой отделке , то следует осуществить покраску в несколько слоёв:
  • Сначала наносим сплошной тёмный слой металлической краски с помощью кисти или краскопульта.

Первый слой бронзового покрытия

  • Затем осуществляем лессировку – неравномерное покрытие при помощи более светлых тонов.
  • Рельефные и выступающие элементы окрашиваем тёмным составом.
  • Завершаем отделку нанесением воска, лака или металлизированной пудры.

Бронза с эффектом состаривания

Заключение

Можно ли обычному железу придать благородный вид цветного металла? Можно. И лучше всего для этого использовать специальную акриловую бронзовую краску, которая абсолютно безвредна, водостойка и долговечна.

Важным моментом в проведении покрасочных работ является правильная подготовка обрабатываемой поверхности, включающая в себя снятие старой отделки, удаление следов ржавчины и грунтовку.

Саму же покраску можно осуществить как обычным способом, чтобы получить однотонное покрытие, так и многослойным, для создания неповторимого эффекта «старой» бронзы.

«Бронзовый век» отопительных батарей вашего дома

Видео в этой статье даст вам возможность ознакомиться с дополнительной информацией, которая касается рассмотренных выше материалов.

Удачных вам малярных работ!

Бронзирование металла в домашних условиях

Участник

Группа: Пользователи
Сообщений: 452
Регистрация: 19.1.2009
Из: Где-то в Брянской обл.
Пользователь №: 28

Участник

Группа: Пользователи
Сообщений: 452
Регистрация: 19.1.2009
Из: Где-то в Брянской обл.
Пользователь №: 28

Как изменить цвет металлов?

Никелирование. Никелирование железных или стальных изделий ведут в растворе, содержащем в 100 мл воды 5 г сульфата никеля и 4 г хлорида аммония, куда дополнительно вносят несколько кусочков металлического цинка. В результате выделения никеля на поверхности изделия образуется красивая серебристая пленка.
*** Чтобы покрыть никелевой пленкой медное или латунное изделие, готовят раствор 10 г сульфата никеля и 25 г хлорида аммония в 100 мл воды. Этот раствор доводят до кипения, бросают в него немного железных опилок, а потом опускают изделие, которое собираются никелировать.
*** Выделение металлического никеля на поверхности металла происходит в результате восстановления сульфата никеля цинком или железом. Добавка хлорида аммония, который в водном растворе подвергается гидролизу, создает слабокислую среду.
*** Высококачественное никелевое покрытие на железной поверхности получают следующим образом: в 100 мл воды, нагретой до 60 oС, растворяют 3 г хлорида никеля и 1 г ацетата натрия, потом раствор подогревают до 80 (С и добавляют 1,5 г гипофосфита натрия. Затем погружают в этот раствор обезжиренное изделие и подогревают до 90 oС. Если температура будет ниже, никелирование будет идти слишком медленно, а при 95 oС раствор начинает разлагаться.
В этом случае причина выделения металлического никеля — восстановление хлорида никеля гипофосфитом натрия в щелочной среде, которая создается при гидролизе ацетата натрия. При нагревании выше 95 oС гипофосфит натрия разлагается с выделением водорода, превращаясь сначала в фосфит натрия Na2PHO3, а потом в ортофосфат Na3PO4.

Меднение. Покрытие слоем меди железных изделий можно вести в растворе 1—5 г медного купороса и 1—5 мл концентрированной серной кислоты в 100 мл воды; процесс идет при комнатной температуре всего 3—5 секунд. Обработанную вещицу вынимают из раствора, промывают водой и сушат. При меднении этим способом идет восстановление соли меди железом.
*** Более плотная пленка меди образуется, если сначала изделие обработать при помощи кисти раствором 10 г хлорида цинка и 20 мл концентрированной соляной кислоты в 20 мл воды, а потом кистью нанести раствор медноаммиачного реактива. Медноаммиачный реактив готовят, растворяя в 80 мл воды 5 г медного купороса и добавляя нашатырный спирт до образования прозрачного темно-синего раствора. Медноаммиачный реактив — это раствор аммиачного комплекса меди состава [Cu(NH3)4]SO4. Выделение тонкой пленки меди связано со взаимодействием поверхностного слоя железа с медноаммиачным комплексом, а предварительная обработка смесью HCl и ZnCl2 делает железо более активным в химическом отношении.
*** Для меднения свинца применяют раствор 16 г ацетата меди и 15 мл ледяной уксусной кислоты в 80 мл воды.

Хромирование. Покрытие изделий из стали, меди и латуни тонким слоем хрома ведут в растворе, содержащем в 200 мл воды 3 г фторида хрома, 1,5 г гипофосфита натрия, 1,5 г цитрата натрия, 2 мл ледяной уксусной кислоты и 2 мл 20%-го раствора гидроксида натрия. Чтобы пленка хрома на поверхности изделия была достаточной толстой, прочной и ровной, процесс ведут при 80 oС в течение 3—8 часов, а потом изделие промывают водой и сушат. Стальные предметы перед хромированием дополнительно покрывают пленкой меди, чтобы обеспечить лучшее сцепление наносимой пленки хрома с поверхностью. Хромирование металлов описанным здесь способом основано на химических реакциях, в которых восстановителями металла служат гипофосфит натрия и цитрат натрия.

Лужение. (покрытие слоем олова) железных или стальных изделий ведут при комнатной температуре в растворе, содержащем 2 г хлорида олова SnCl2 и 10 г лактата натрия в 100 мл воды.
*** Для лужения медных, бронзовых или латунных изделий готовят раствор 1 г хлорида олова и 30 г алюмоаммонийных квасцов в 100 мл воды.
*** Цинковые предметы покрывают слоем олова в растворе, который в 100 мл воды содержит 20 г хлорида олова и 40 г гидротартрата калия (винного камня). Пленка олова на цинке образуется в виде серого налета уже через несколько секунд. Изделие вынимают из раствора и протирают суконкой до тех пор, пока оно не заблестит.

Серебрение любых обезжиренных металлов проводят в кипящем растворе, содержащем 12 г желтой кровяной соли, 8 г поташа и 0,75 г хлорида серебра в 100 мл воды. При нагревании малорастворимый хлорид серебра превращается в комплексное соединение состава K[Ag(CN)2], которое затем восстанавливается на поверхности железа до металлического серебра. Одновременно карбонат калия выводит из раствора излишек солей железа, мешающий образованию прочной серебряной пленки, и осаждает коричневый осадок гидроксида железа.
*** Можно серебрить металлические изделия и жидкой пастой, состоящей из 10 г хлорида серебра, 60 г поваренной соли, 60 г винного камня и 50 мл воды. Растирают в ступке смесь указанного состава, а потом, погрузив в полученную кашицу изделие, нагревают в течение 15—20 минут. Серебряное покрытие, получаемое этим способом, красиво, но лишено блеска. Чтобы оно засияло как зеркало, пасту с изделия смывают, погружают его в раствор 6 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды и нагревают до 70—80 oС в течение 1—15 минут.
*** Для серебрения можно использовать и фотобумагу. Ее разрезают на куски и опускают в раствор гипосульфита натрия. Обезжиренное изделие тоже помещают в этот раствор и, надев резиновые перчатки, натирают его поверхность эмульсионным слоем фотобумаги до тех пор, пока не образуется достаточно плотный слой серебра. После промывки изделие остается только протереть сухой тряпкой.

Превращение латуни в «золото». Если латунное изделие после его очистки и обезжиривания погрузить в нагретый до 30—40 oС водный раствор ацетата меди, то в зависимости от длительности обработки оно примет новую окраску — от светло-желтой до рубиново-красной и даже фиолетовой. Затем изделие промывают водой и сушат. Концентрацию ацетата меди подбирают опытным путем.
Латунь — это сплав меди с цинком. Появление окраски при химической обработке его поверхности обусловлено реакцией восстановления цинком растворенной соли меди. Медь, выделяясь на поверхности латуни, придает ей разные (в зависимости от толщины слоя) оттенки красного цвета. Чтобы медное покрытие было долговечнее, его покрывают бесцветным лаком.

Превратить олово в «бронзу» можно, если погрузить его в раствор 5 г медного купороса и 5 г железного купороса в 100 мл воды. Можно и просто протереть поверхность изделия тампоном, смоченным тем же раствором. После обработки изделие промывают водой, сушат, протирают тряпочкой и опускают в раствор 25 г ацетата меди в 100 мл 10%-й уксусной кислоты.

Воронение — это окраска железных или стальных предметов в сине-черный цвет.
*** Этот процесс ведут, погружая стальные или железные предметы в нагретый почти до кипения раствор, содержащий 7 г гипосульфита натрия и 2 г ацетата свинца в 100 мл воды, и держат там до тех пор, пока поверхность металла не станет черно-синего цвета. При воронении на изделии образуется тончайшая пленка сульфида свинца, прочно сцепленная с металлом.
*** Темно-синюю окраску железному или стальному изделию придает выдерживание в смеси равных объемов 0,5%-х растворов красной кровяной соли и хлорида железа(II). Смесь готовят непосредственно перед обработкой металла, поскольку сразу же происходит реакция образования комплексного соединения синего цвета — турнбулевой сини (гексацианоферрата железа-калия).
*** Латунь тоже можно окрасить в цвет «воронова крыла», если на 1—3 минуты опустить латунную деталь в раствор аммиачного комплекса меди, получаемый растворением 12 г основной соли состава Сu2CO3(OH)2 в 100 мл 25%-го раствора аммиака и добавить 0,1 г латунных опилок.

Латунь станет коричневой, если ее обработать:
*** нагретым до 70 oС водным раствором 10 г сульфида натрия в 100 мл воды;
*** нагретым до 70 oС водным раствором 5 г гипосульфита натрия и 5 г медного купороса в 100 мл воды;
*** нагретой до 80—90 oС смесью равных объемов 6%-го раствора ацетата свинца и 18%-го раствора гипосульфита натрия.

Для «окраски» медных изделий в различные цвета рекомендуют использовать следующие рецепты:
*** растворяют в 100 мл воды 4 г гидроксида натрия и 4 г лактозы (молочного сахара), раствор кипятят несколько минут, а потом небольшими порциями при непрерывном перемешивании добавляют 4 мл концентрированного раствора медного купороса. Погружают обезжиренное изделие в горячий раствор, и в зависимости от длительности обработки его поверхность приобретает окраску от золотистой до зеленой, коричневой или даже черной.
В результате окислительно-восстановительной химической реакции сульфата меди с лактозой в щелочной среде получаются глюконовая кислота и выделяется осадок оксида меди(I). Вначале образуется тончайшая желтая пленка Cu2O, которая придает поверхности меди золотистый оттенок. При продолжительном нагревании кристаллы Cu2O укрупняются, становятся темно красными, отсюда и изменение цвета покрытия.
*** готовят раствор 2 г сульфата никеля, 4 г бертолетовой соли, 18 г медного купороса и 0,2 г марганцовки в 100 мл воды. Обработка медных изделий теплым раствором такого состава придает им «бронзовый» вид;
*** растворяют в 100 мл воды 12,5 г карбоната аммония и добавляют 4 мл нашатырного спирта. Полученный раствор кистью наносят на поверхность изделия и получают поверхность зеленоватого цвета. При действии аммиака на поверхность меди в присутствии кислорода воздуха происходит образование комплексной соли, которая затем взаимодействует с карбонатом аммония, выделяя на поверхности металла зеленый осадок гидроксида-карбоната меди Сu2CO3(OH)2.

Алюминиевый «перламутр». Зачищают поверхность алюминия металлической щеткой, нанося штрихи в различных направлениях. Стружку и грязь удаляют чистой тряпкой и на подготовленную поверхность, нагретую до 80 oС, кистью наносят ровным слоем нагретый до 90 oС 10%-й раствор гидроксида натрия. После высыхания раствора на поверхности металла образуется красивая пленка, похожая на перламутр. Для лучшей сохранности ее покрывают бесцветным лаком. :image102:

Покрытие Материалов / 9 Латунирование. Бронзирование / 9 Латунирование Бронзирование

Как производится нанесение гальванических покрытий?

Процесс происходит в специально предназначенных для него гальванических ваннах. Ванна наполняется раствором электролита. В нее помещается обрабатываемое изделие или деталь, а также тот металл, из которого нужно сделать покрытие. Под воздействием электрического тока металл, который послужит покрытием, распадается на ионы и переносится токопроводящим раствором на поверхность обрабатываемого изделия, оседая тонким слоем на его поверхности.

Технология включает три этапа:

— на первом обрабатываемую поверхность подготавливают — очищают ее от загрязнений, проводят обезжиривание, промывают и обрабатывают препятствующими окислению веществами;

— затем деталь погружают в ванну, в которой и наностится гальваническое покрытие металла;

— после завершения электрохимической обработки сцепление покрытия с поверхностью детали тестируют и подтверждают качество работы.

Варианты обработки

Никелирование

Нанесение покрытия из никеля на металлические предметы – несложный процесс, в результате которого ваши изделия получат роскошный блестящий вид, станут более стойкими к дождю и прочим явлениям.

От вас потребуется:

  1. Приготовить электролит для гальваники, смешав сульфат никеля, натрий, магний, хлористый натрий (поваренная соль) и борную кислоту. Проверьте рН, он должен быть в диапазоне 4–5.
  2. Разогрейте электролит до 25 градусов.
  3. Поместите в емкость изделие и подключите ток 1,2 А/кв. дм.
  4. Примерное время – около получаса.

Указанное время зависит от таких факторов, как размер изделия, плотность тока и температура электролита. Чем больше время, тем толще получится слой наносимого никеля. По окончании промойте предмет и отполируйте любой полировочной мазью.

На видео: химическое никелирование.

Хромирование

Один из самых популярных способов придания прочности и внешнего вида изделиям из металла – хромирование. Пусть дома добиться высокой прочности не удастся, для этого нужен ток плотностью 100 А/кв. дм., декоративное покрытие нанести вы все же сможете.

Покрытие из хрома пористое. Перед его применением предмет покрывают медью или никелем. Зато домашнее хромирование позволяет добиться большего разнообразия оттенков, что достигается разной температурой электролита: чем она выше, тем более блестящим получится покрытие.

Процесс хромирования в домашних условиях выглядит следующим образом:

  1. Аноды из свинца, олова и сурьмы (85%/11%/4%).
  2. Погрузите изделие в электролит нужной вам температуры и подождите около получаса.
  3. Промойте в слабом растворе пищевой соды, просушите, отполируйте.

На видео: декоративное хромирование в домашних условиях.

Меднение

Покрытие поверхностей металлов медью в домашних условиях применяют для создания слоя, который будет впоследствии проводить ток, или для защиты от коррозии.

Сделать гальванику медью дома на черных металлах в домашних условиях невозможно, поскольку для этого используются смертельно опасные цианиды. Первоначально стальные и чугунные предметы надо никелировать, а затем уже проводить гальванизацию меднением с использованием солей медного купороса, разведенных в серной кислоте. Покрытие медью алюминиевых изделий потребует первоначальной очистки последних от окиси в электролите, содержащем серную кислоту, а потом гальванизируют также, как и сталь.

На видео: гальваническое меднение.

Цинкование

Самый простой в домашнем исполнении метод гальванизации – это обработка цинком. Его используют для защиты предметов из металла (электропроводящих и неэлектропроводящих) от появления коррозии. При цинковании в электролит в качестве анода погружают пластинку из цинка, соответствующую по площади оцинковываемому предмету, и подключают к источнику тока.

В состав электролита входит: сернокислый цинк (200 г), сернокислый аммоний (50 г), уксусный натрий (15 г) из расчета на 1 л воды. Примерно за полчаса анод растворится и его молекулы плотным слоем покроют обрабатываемый предмет.

На видео: оцинковка металла в домашних условиях.

Латунирование

Самый декоративный метод гальваники – латунирование (нанесение пленки из сплава меди и цинка). Покрытые латунью изделия используют для мебельной фурнитуры, в качестве дверных ручек и т.д. Латунь придает предметам благородный золотой цвет и насыщенный блеск.

Электролит для латунирования должен содержать соли меди и цинка, растворенные в растворе цианида. Данный вид гальванизации также не рекомендуется для применения в домашних условиях из-за возможности отравления цианидами.

Каким бы ни был увлекательным процесс гальванизации, повторять его дома без предварительной подготовки не рекомендуется – может быть опасно для жизни. Оборудование стоит денег, а некоторые необходимые для изготовления электролитов реагенты вы просто не сможете приобрести. Затевать процесс, например, для хромирования одной детали того не стоит – дешевле будет обратиться в специализированные предприятия.

Серебрение и золочение

Гальваническое нанесение серебра на изделия имеет не только декоративное предназначение, оно также защищает от появления коррозии и образует электропроводящее покрытие. Как и в случае с медью, чугунину и сталь предварительно покрывают никелем, затем серебрят.

Электролит для серебрения содержит:

  • хлористое серебро;
  • железноцианистый калий;
  • кальцинированную соду;
  • дистиллированную воду.

Электролит необходимо подогреть до температуры до 20 градусов. Высокой мощности не требуется – хватит 0,1 А/кв. дм. Анодом станет пластина из графита, размером, соответствующем размеру гальванизируемого изделия.

Гальваника золотом — наиболее декоративный метод.

Для этого потребуется подогретый раствор золота в пропорциях 5 г на 1 л воды, смешанный с синеродистым калием. Можно использовать и холодный электролит, но тогда золота необходимо будет в 3 раза больше.

Будьте крайне аккуратны – испарения синеродистой кислоты крайне опасны, как в горячем виде, так и в холодном. Не пренебрегайте вентиляцией, не допускайте попадания ее на открытые участки кожи. При возможности замените её на железистосинеродистый калий.

Предварительно тщательно очистите изделие. Если оно выполнено из черного металла, покройте сначала медью, затем золотите. Чтобы золото лучше «приставало», окуните изделие в азотнокислую ртуть.

На видео: гальваническое золочение серебряной ложки.

Главное правило: аккуратно при использовании тока – он должен быть не мощнее 1 А/кв. дм. Более сильный ток приведет к тому, что золото будет черными хлопьями падать на дно емкости, а гальванизируемый предмет вместо золотого превратится в бурый. После окончания процесса изделие просушивают и полируют с применением полировочной мази.

В чем выгода использования гальванического покрытия деталей?

Создание гальванических покрытий предоставляет сразу несколько серьезных преимуществ:

— стойкий и длительный антикоррозийный эффект;

— возрастание устойчивости поверхностей к трению, износу и ударным нагрузкам;

— изменение электропроводимости – в зависимости от покрытия она может как возрасти, так и снизиться;

— увеличивается способность выдерживать высокие температуры;

— растет защищенность от воздействия агрессивных сред;

— заказчик получает отличный эстетический эффект.

Благодаря таким возможностям, гальваника деталей применяется в таких сферах, как:

— радиотехника и электроника;

Какие гальванические покрытия для вас сделает ?

В нашем распоряжении – самое современное оборудование для гальваники, поэтому мы предоставим заказчику все актуальные варианты покрытий:

— покрытие цинком (цинкование) – придает изделиям блеск и предотвращает образование ржавчины;

— покрытие никелем (никелирование) делает металлическую деталь устойчивой к внешним воздействиям;

— покрытие медью (омеднение), которое мы делаем по предварительному заказу, формирует для деталей прочную защитную пленку;

— покрытие золотом или серебром (золочение и серебрение), которое осуществляется по особому заказу достаточного объема, обеспечит сочетание предельно дорогого внешнего вида и надежной защиты от коррозии;

— покрытие хромом (хромирование) качественно повышает эстетику изделий, при этом делая их более прочными и увеличивая защиту от агрессивных внешних сред;

— покрытие латунью (латунирование) придает изделиям стильный декоративный вид;

— травление снимает с изделия поверхностный слой, что позволяет убрать окислы и ржавчину и обнаружить внутренние дефекты. Процедура становится отличной подготовкой к нанесению финишного покрытия;

— гальваника алюминия создает гальваническое покрытие на этом непростом в обработке материале и решает сложности, связанные с его поверхностной оксидной пленкой.

Специалисты проводят все нужные операции, грамотно подбирая режим электролитического процесса под условия заказа.

Три веских причины поручить выполнение заказа

Особенности литья латуни

Человечеству известно множество металлов и сплавов на их основе. Одним из известнейших является латунь. Это соединение на основе меди, к которой добавляются сторонние цветные металлы. Из этого материала изготавливаются различные детали, элементы для электрооборудования. Литье латуни позволяет делать из неё заготовки различной формы, размера. Проводить его можно на предприятии или в домашних условиях.

Характеристики и сферы применения латуни

Латунь — это сплав главными компонентами которой являются медь и цинк. Традиционное соединение представляет собой смесь 70% первого металла, 30% второго. Однако существуют материалы где содержание цинка достигает 50%.

Чтобы понимать, как правильно работать с этим соединением, нужно разобраться с его характеристиками:

  • Температура плавления — до 950 градусов.
  • Плотность — около 8,7 тонн на м3.
  • Электросопротивление — 0,08 микрон на метр.
  • Теплоёмкость — 0,377 кДж/(кг·К)

Изделия из латуни могут представлять собой смесь из меди и цинка, или этих двух компонентов и дополнительных легирующих добавок. Сплав применяется в разных отраслях:

  • изготовление комплектующих для часов;
  • создание статуэток, украшений, элементов интерьера;
  • изготовление деталей, используемых в машиностроении;
  • создание комплектующих для электрооборудования.

Латунь обладает хорошим показателем свариваемости. Кроме того, она имеет высокий показатель защиты от коррозии. Благодаря этих характеристикам, сплав используется, как защитное покрытие для других металлов при изготовлении металлоконструкций.

История технологии

Историки говорят о том, что латунь появилась одновременно с бронзой. Из сплавов изготавливали украшения, наконечники для орудий труда, оружия, посуду, столовые приборы.

Чтобы изготовить какой-либо предмет, нужно было знать технологию литья из латуни. Со временем метод развивался, совершенствовался. Сегодня материал можно изготавливать дома или на производстве. Для этого нужно точно проводить технологический процесс, следовать правилам, правильно выбирать инструменты, сырье.

Изделие из латуни

Тонкости технологии

Технология художественного литья латуни схожа с изготовлением изделий из бронзы. Она имеет некоторые тонкости, о которых следует поговорить до начала работы с материалами:

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА БРОНЗИРОВАНИЯ ИЗ СУЛЬФАТНЫХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ

Космодамианская Л.В., Тютина К.М., Николаева О.Е., Ле Хюэ Хыонг, Одинокова И.В.

РХТУ им. Д.И. Менделеева, г. Москва РХТУ им. Д.И. Менделеева

125047, Москва, Миусская пл.,9. Факс: (095)200-42-04; тел. (095)978-61-95;

Одной из возможностей замены благородных металлов является использование покрытий сплавом медь-олово. Бронзовые покрытия находят промышленное использование в основном для декоративных и специальных целей. Покрытия сплава медь-олово, содержащие 10-20% олова, обладают достаточно высокой микротвердостью, низким коэффициентом трения и имеют приятный внешний вид. Покрытия белой бронзой, содержащие 40-70% олова, легко полируются, хорошо паяются, имеют внешний вид и коэффициент отражения близкие к серебру.

В настоящее время наиболее перспективными являются сульфатные электролиты бронзирования, отвечающие требованиям современного производства: они малотоксичны, сравнительно дешевы, просты в эксплуатации и обладают многими довольно высокими технологическими показателями.

Для электроосаждения сплава Cu-Sn предложен сульфатный электролит, содержащий сернокислые соли меди и олова, серную кислоту, сернокислый натрий или калий, антиоксидант, НПАВ (ОС-20 или Синтанол ДС-10) и блескообразующую добавку ЦКН-31. Электролит работает при перемешивании катодной штангой – 28-30 кач/мин и температуре 18-25°С.

Из предложенного сульфатного электролита в интервале катодных плотностей тока от 0,5 до 2 А/дм 2 осаждаются полублестящие золотистые покрытия, содержащие 83-90% меди с выходом по току 96-100%. При дальнейшем повышении плотностей тока от 2,5 до 5,5 А/дм 2 получаются зеркально-блестящие золотисто-желтые осадки, но при этом содержание меди в сплаве падает до 25-30%, а выход по току снижается с 95 до 92%.

Химический и фазовый составы бронзовых покрытий из сульфатных электролитов существенно зависят от катодного потенциала. При смещении потенциала в отрицательную сторону сплав значительно обогащается оловом, при этом также изменяются составы интерметаллических соединений из которых в основном состоят бронзы. С этим, по-видимому, и связан сложный характер катодной поляризационной кривой осаждения бронзы.

В результате исследования химической устойчивости сульфатных электролитов бронзирования было установлено, что ионы Cu 2+ практически не влияют на окисление Sn 2+ в растворе. Однако, при наличии медной пластин опущенной в сульфатный электролит наблюдается протекание реакции Sn 2+ →Sn 4+ +2e (на поверхности Cu). Следует предположить, что окисление Sn 2+ до Sn 4+ происходит по электрохимическому механизму с участием Cu 2+ , который может восстанавливаться до металлической меди Cu 0 по реакции Cu 2+ +2e→Cu 0 (на медной пластине) либо с участием атомов кислорода воздуха. Медная пластина, вероятно, является переносчиком электронов. Не исключается возможность того, что медная пластина является инициатором (или катализатором) реакции взаимодействия Sn 2+ с кислородом, растворенным в электролите, либо находящимся в прилегающем к нему слое атмосферы.

Наличие антиоксиданта – ЦКН-32 — не предотвращает окисление Sn 2+ до Sn 4+ , растворенном в растворе кислородом воздуха в присутствии ионов Cu 2+ , по-видимому, вследствии окислительно-восстановительной реакции между ионами Cu 2+ и антиоксидантом с образованием неактивной по отношению к кислороду окисленной формы ЦКН-32. В присутствии гидрохинона содержание Sn 2+ в растворе изменялось незначительно.

Таким образом, рекомендуется после окончания электролиза, проводимого в сульфатном электролите бронзирования (в независимости от его конкретного состава), вынимать медные аноды из ванны (на время простаивания электролита в отсутствие поляризующего тока) с целью снижения дополнительной потери двухвалентного олова в растворе. Кроме того, в качестве антиоксиданта в сульфатном электролите предпочтительнее использовать гидрохинон.

В процессе проведения длительного электролиза (при ik=1 A/дм 2 ) с медным анодом было установлено, что с увеличением количества пропущенного электричества происходит довольно быстрое уменьшение содержания Sn(II) в сульфатном электролите бронзирования, связанное, по-видимому, с его электрохимическим окислением на аноде до Sn(IV), затем процесс окисления несколько замедляется. Возможность окисления обусловлена значениями потенциалов растворения медного анода в диапазоне рабочих плотностей тока, расположенных значительно электроположительнее стандартного потенциала реакции окисления Sn(II) до Sn(IV). Концентрация меди в растворе изменилась незначительно.

Проведение длительного электролиза в условиях разделения анодного и катодного пространств с помощью модуля с катионообменной мембраной МФ-4СК-1 и нерастворимым анодом показало, что скорость химического окисления Sn 2+ пренебрежительно мала.

Таким образом, для повышения электрохимической устойчивости сульфатного электролита бронзирования желательно работать с разделением катодного и анодного пространств модулем с катионообменной мембраной и применением нерастворимого анода при корректировке электролита через 2-3 А*ч/л пропущенного электричества по солям олова и меди.

Оцените статью