Как наносить патину на металл?

Рассказываем, что такое патинирование, как его правильно сделать и какие средства для этого использовать. Предупреждаем о возможных последствиях и рассказываем, как получить тот или иной цвет.
Содержание

Как наносить патину на металл?

Патинирование металла

Патинирование металла — искусственное состаривание либо придание необычного окраса с неоднородной структурой. Патинирование проводят с помощью специальной краски, химических веществ или химических реакций. Такая техника часто украшает кованые металлические изделия, придавая им оригинальный внешний вид.

Какими способами можно патинировать металл

Покрасить. Используйте красящий состав, чтобы придать металлической поверхности нужный цвет. Желательно использовать патину в виде порошка — она имеет хорошую адгезию с поверхностями и служит достаточно долго.

Провести химическую реакцию. Патинировать металл можно с помощью разных химических составов — например, окислителей, кислот, растворителей. Или с помощью термического воздействия. Но такая техника требует строгого соблюдения правил безопасности и может дать непредсказуемый результат.

Как покрасить металл под патину

Прежде чем патинировать металл, нужно тщательно подготовить его поверхность. Если наносить патину на неподготовленный металл, она быстро потеряет яркость окраса, будет наноситься неравномерно и в результате не даст нужного эффекта. Чтобы подготовить металл, удалите сколы, зашпаклюйте и зашлифуйте выбоины и покройте его специальной грунтовкой. Если нужно добиться многогранного эффекта, покройте металл слоем краски базового цвета. Лучше всего патина будет смотреться на изделиях черного или другого темного оттенка.

Состаривать металл можно с помощью губки или кисти. Чтобы начать патинирование, разведите порошок в пластиковой емкости, наденьте резиновые перчатки и приступайте к окрашиванию.

Если работаете кистью, аккуратно макайте ее кончик в краску и наносите патину мелкими мазками. Кисть мочить не нужно — вода даст капли или потеки на обрабатываемом металле. Используйте разные мазки, чтобы добиться разной текстуры и насыщенности цвета.

Если работаете губкой, также не мочите ее и не прижимайте сильно к поверхности. Иначе патина отпечатается вместе с порами. Обработка губкой дает благородный эффект запыления.

Держите рядом растворитель — если сделаете ошибку, сможете быстро удалить слой патины и нанести новый. Также желательно держать рядом краску базового цвета — если растворитель удалит и его, вы легко восстановите оттенок. Но учтите, что красящий слой на металле перед патинированием должен полностью высохнуть.

Патинирование металла с помощью краски — самый доступный в домашних условиях способ. Например, всего за день можно получить отличный эффект состаривания бронзы с помощью двух оттенков.

Как патинировать металл химическими процессами

Используйте кислоту, растворители, нагрев. Изучите характеристики металла и возможные последствия от реакций, чтобы выбрать оптимальный цвет. Обязательно работайте в перчатках и защитной маске, желательно вне помещения.

Есть много способов патинирования металла химическими реакциями. Например:

  • Для придания латуни коричневого оттенка ее выдерживают в растворе фотофиксажа с добавлением азотной, серной или соляной кислоты
  • Для получения старинной черноты на меди ее погружают в раствор 2-3 грамм печени серной и 2-3 грамм поваренной соли
  • Чтобы провести «воронение» стали — добиться удивительного эффекта свечения — ее погружают в раствор хромпика из расчета 100 грамм вещества на литр воды
  • Для получения ярко-черного окраса стали ее нагревают, а затем резко охлаждают в холодном масле
  • Чтобы получить серый седой оттенок на латуни, ее погружают в смесь печени серной
  • Для получения кроваво-красного оттенка на большинстве видов металлов их обрабатывают медным купоросом вместе с хлористым цинком

После любого типа патинирования металла химическими реакциями дайте изделию полностью высохнуть и покройте его лаком. Если не сделать этого, патина может прийти в негодность — покрытие, полученное такими способами, достаточно недолговечно и неустойчиво к внешним негативным воздействиям.

Внимание! При работе с кислотами, растворителями и другими химически активными веществами обязательно соблюдайте технику безопасности. Также рекомендуем попробовать патинирование на небольшом незаметном участке металла, чтобы увидеть эффект, который оно даст, а затем приступать к состариванию всей поверхности.

Если вы хотите получить красивое кованое изделие с эффектом старины, не обязательно проводить патинирование металла самому. Можно заказать его у нас — завод художественной ковки «Техинков» выполнит заказ любой сложности. Позвоните или напишите нам, чтобы узнать подробности.

Как наносить патину на металл?

На сайте YouTube у меня есть канал, на котором я выкладываю видео на темы самоделок для мастерской и многое друге. Если Вам интересно, заходите!https://www.youtube.com/channel/UCmRSX19tlEu89N8PrK1i1JQ

Учимся создавать эффект патины

Сегодня я хочу рассказать, как правильно наносить патину. Хотя правильнее сказать, наносить покрытие с эффектом патины, ибо сам термин «патина» подразумевает создание оксидной пленки вследствие действия кислот, а мы будем просто окрашивать краской…

Начнем, конечно, с подбора самой краски. Тут уж на вкус и цвет… Золото, серебро, медь, зелень и т.п. Производителей краски очень много, сама краска различных производителей сильно отличается оттенком, гладкостью покрытия, степенью прозрачности. Только практика и личные предпочтения помогут разобраться в том, что нужно выбрать под конкретную задачу.

Акриловая основа красок позволяет обходиться при нанесении без специальных растворителей, а кисти после работы промываются водой. Особенность хранения такой краски – не хранить при отрицательных температурах! Это приведет к гарантированной порче краски. Краски с эффектом патины очень дороги, но надо принимать во внимание их ничтожный расход на деталь, поэтому одной маленькой баночки хватит очень надолго.

С краской определились. Теперь необходимо подготовить кисть и палитру. Я пользуюсь обычной малярной щетинной кистью шириной от 2 до 4 см. Для того, чтобы ворс позволял жестко втирать краску, его лучше ровно обрезать, оставив длину около 3 см. Кисть готова. Для палитры можно использовать любой кусок ненужного пластика или МДФ (оргалита). Сильно впитывающие материалы использовать не советую, поскольку краска на палитре будет быстро высыхать.

Краску, кисть, палитру подготовили. Перед началом хочу предупредить: Придание изделию эффекта патины – процесс деликатный, требующий аккуратности и чувства меры, иначе произведение искусства легко превратить в лубочный ширпотреб. Подобными изделиями завалены многие магазины, торгующие «ковкой». (Так и предстает перед глазами руконогий маляр с широченной кистью, щедро поливающий патиной направо и налево…) Вырабатывайте вкус и чувство меры!

Для получения более тонкого эффекта можно (а иногда и нужно) разбавить краску растворителем ( подбирается в зависимости от состава краски), чтобы патина получила некий эффект лессировки (стала прозрачной) и избавилась от излишней укрывистости. Я часто использую в работе патину компании «Церта». Так вот, ей просто невозможно работать без разбавления растворителем, иначе патина ложится густыми, шероховатыми, грязными мазками. Ужасное зрелище. Для разбавления хорошо подходит раствортель 646. Процесс разбавления со своими особенностями. Надо взять какую-нибудь небольшую емкость. Я использую широкие крышки от 5 литровый баклажек из-под воды, или баночки от детского питания (отдаю им предпочтение). Надо совсем немного налить растворителя в нашу емкость, окунуть кончик кисти в банку с патиной и растереть краску с растворителем. Таким образом, мы получим уже готовую разбавленную патину, с которой уже можно работать на палитре. Пропорции растворителя к краске — дело вкуса и практики.

Вся работа по нанесению патины должна вестись почти сухой кистью, иначе краска будет закрашивать участки полностью, оставляя на поверхности грязные пятна. Нам нужно получить эффект «легкой потертости». Здесь не работает понятие «Больше, значит лучше». На кончик кисти набираем немного краски и растираем эту краску по палитре. Это нужно для того, чтобы наша кисть была почти сухой. На той же палитре будет видно, когда кисть «оголодает» и будет давать легкую лессировку вместо жирных мазков. Теперь можно приступать к нанесению патины. Легкими набивающими движениями, словно пытаемся снять пылинки с поверхности, наносим краску на изделие. Как только кисть перестала отдавать краску, набираем немного растертой краски с палитры. Если краска на палитре уже высохла, набираем немного краски кистью из банки и повторяем процедуру растирания на палитре. Степень истирания краски на палитре и усилие, прилагаемое к кисти при нанесении краски, вырабатывается с практикой и тут нельзя дать четких рекомендаций.

Краску наносим на местах перегибов, углах, гранях, неровностях. Это усилит художественный эффект. Краска после высыхания может немного потускнеть. Это тоже надо учитывать в процессе патинирования. Нанесение начинайте с мест, которые будут не так видны, чтобы сперва выработать определенный навык, проверить, насколько суха наша кисть, а потом переходите к фасаду и лицевым поверхностям. Так можно избежать порчи изделия, ибо неправильно нанесенная патина испортит вид.

Патинирование или как состарить металл

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины. Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности. Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности! Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Защищайте свои руки! Патинируют всегда в перчатках.

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

На видео: нанесение патины на металл.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи. Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов.

Покраска кузнечными эмалями и патиной (1 видео)

Патинирование или как состарить металл

Патинирование или как состарить металл (отсюда)

Патинирование – это техника «состаривания» поверхности металла или дерева, которая достигается путем нанесения красителей на основе различных кислот. В результате изделия приобретают особый шарм, дух старины. Рабочие поверхности перед проведением манипуляций приводят в порядок, затем обрабатывают специальной грунтовкой из баллончика, позволяющей краске лучше закрепиться на поверхности. Патинирование металла требует времени и терпения, о том, как нанести краску-патину на поверхность и какой эффект можно получить, рассмотрим далее.

Что понадобится для работы

Само значение слова «патина» никак не связано с процессами окрашивания. Оно имеет итальянское происхождение и обозначает пленку, которая образуется на металле после длительного взаимодействия с кислородом.

Изначально приходилось долго ждать, когда металл сам окислится, а результат был совершенно непредсказуем, сейчас эту технику можно воспроизвести дома своими руками при помощи следующих материалов:

  • патина понравившегося вам цвета (в порошке);
  • жидкий растворитель;
  • кисть (размер 2-3) или губка;
  • небольшие пластиковые или стеклянные ванночки (не берите металлические, они могут взаимодействовать с краской);
  • изделие из металла, которое вы хотите декорировать.

Обратите внимание на технику безопасности! Средства для патинирования подразумевают работу с химическими окислителями, растворителями и требуют особой аккуратности.

Рекомендуется не работать в замкнутых помещениях без защиты дыхательной системы. Лучше работать на свежем воздухе, в помещениях с хорошей вентиляцией (с открытыми окнами, включенной вытяжкой, сквозняком). При попадании кислоты на поверхность кожи немедленно промойте под проточной водой затем нанесите кашицу из пищевой соды. При появлении высыпаний, ожогов или каких-либо кожных изменений, немедленно обратитесь к врачу!

Цвета патинирования

На различных металлических поверхностях путем патинирования можно добиться совершенно различных цветовых решений. Наиболее распространенный цвет патины – зеленоватый, он получается путем окисления меди. На других металлических поверхностях получаемый оттенок может быть совершенно иным:

  • Насыщенный желтый или цвет охры на стальных поверхностях.

  • Шоколадно-коричневый на латунных и бронзовых предметах.

  • Темно-серый на серебряных изделиях.

Выбор сухой патины для работы по металлу достаточно разнообразен. Продается пудра практически в каждом строительном магазине. Наиболее распространенные цвета:

  • состаренное серебро;
  • натуральная или окисленная медь;
  • червонное золото.

Также доступны более яркие радикальные цвета, например, синий, сиреневый, красный, позволяющие добиться оригинального эффекта на поверхности различных металлов.

Подготовка поверхности

Декоративное нанесение патины требует тщательной подготовки обрабатываемой поверхности, металл должен быть идеально гладким. На нем не должно быть проявления коррозии, она не даст хорошо загрутновать поверхность, верхние слои достаточно быстро запузырятся и облезут.

Все заусенцы необходимо удалить, сколы, выбоины зашпатлевать и зашлифовать наждачной бумагой (сначала грубой, затем более мелкой).

Подготовленное изделие покрывается специальной грунтовкой (удобнее всего, из спрея-баллончика), а затем на него наносится краска-патина для металла.

Обратите внимание, что эффект патины лучше всего выглядит на изделиях, окрашенных темной, особенно черной краской. Окрашенное изделие должно хорошо высохнуть, иначе патина будет плохо ложиться, и вы не добьетесь желаемого эффекта.

Техника нанесения краски-патины

Состаривать металл можно двумя способами: наносить патину при помощи кисти или губки. Набирая растворенную краску на кончик кисти, вы можете добиться совершенно разной текстуры, направленных мазков и различной глубины прокраски. Не мочите кисть перед началом работы, она должна быть обязательно сухой, мокрая кисть даст подтеки и капли на обрабатываемом металле.

Не берите слишком большую или маленькую кисточки – оптимальный размер щетины 2-3 см. Губка дает эффект «запыления», но не прижимайте её слишком сильно, иначе на обрабатываемой поверхности отпечатаются поры.

Держите наготове салфетку с растворителем и немного основной краски, которой окрашено изделие. Работа с патиной должна быть практически безошибочной. Повторное нанесение патины на металл на одно и тоже место дает некрасивый «плоский» эффект. При окрашивании отдельных элементов будьте аккуратны: если вы случайно «мазнули» рядом, просто закрасьте этот участок фоновой краской.

На видео: нанесение патины на металл.

Патинирование металла окислителями

Получение патины на металле путем его погружения в различные химические составы – трудоемкий способ, результатом которого станет образование цветной пленки (налета) на поверхности металла. Этот вид гораздо более прочен, поскольку пленка не стирается быстро при механическом воздействии, как краска. Если вам хочется почувствовать себя творцом и попробовать добиться состаривания металла при помощи патинирующих растворов, вам понадобятся специальные химикаты.

Обрабатываемую поверхность следует подготовить, как и при работе с краской, но не грунтовать и не красить, а обезжирить и отбелить в кислотном растворе. Все манипуляции вы можете провести дома, своими руками создать шедевр или дать новую жизнь старым предметам.

Как сделать классическое патинирование дома и получить желаемые цвета? При патинировании латуни наиболее часто стремятся добиться черного или глубокого коричневого цвета, оливкового оттенка, темно-оранжевого или мышино-серого цветов. Коричневый цвет достигается путем погружения металла в раствор тио-сульфита натрия, в народе известного как фотофиксаж.

В готовый раствор предварительно добавляют кислоту (серную, соляную, азотную) и опускают туда металл. Не передержите изделие! Патина проявится очень быстро. Работайте аккуратно! Используйте резиновые перчатки и делайте небольшие перерывы каждые 15-20 минут.

Важно! Покрытие не очень стойкое, его надо обязательно покрывать сверху лаком.

Как получить другие оттенки:

  • Для получения оливкового оттенка латунное изделия погружают в раствор, состоящий из нашатыря, воды и хлорированной окиси меди (в пропорции 4/5/2). Будьте очень аккуратны – состав токсичен.
  • Густой оранжевый оттенок на латуни даст смесь сульфита калия, а седой серый – печени серной (спекшаяся смесь серы 5 г в порошке и поташа).
  • На меди, как и на латуни, патина получается очень эффектной. На ней можно получить черный оттенок (при погружении в раствор печени серной) и старинной черноты (если смешать 2-3 г печени серной, добавить столько же обычной соли).
  • Медный купорос вместе с хлористым цинком даст кроваво-красный оттенок патины.
  • Роскошный синий цвет стали придаст смесь гипосульфита и уксусного кислого свинца (150 г плюс 50 г на 1 л воды). Патина на стали проявляется как при погружении в холодный раствор, так и при его кипячении (оттенок будет насыщеннее).
  • Добиться оттенка воронова крыла («воронение») можно погружением изделия в раствор хромпика из расчета 100 г на литр воды. Сталь приобретет удивительное металлическое свечение с глубоким, черно-синим оттенком. Примерно через 20 минут сталь покроется пленкой удивительного, иссиня-черного оттенка.
  • Бронзовые изделия при патинировании приобретают разнообразные оттенки зеленого и синего. Для получения светло-зеленого оттенка понадобится 3 части хлористого алюминия, 1,5 5% уксуса и 5 соли меди. Время выдержки желаемого оттенка на бронзе определяют визуально. Чем дольше выдержка, тем глубже, темнее будет получаемый оттенок.

После завершения работы с кислотами, неиспользованные жидкости непременно необходимо утилизировать. Не храните смеси! Полученные изделия необходимо тщательно просушить, покрыть сверху матовым или блестящим лаком.

Патинированиие, придание предметам оттенка старины – увлекательнейший процесс, который не только увлечет всех членов семьи, но и позволит вам реализовать дизайнерские идеи. Неважно, какой именно вид состаривания вы выберете – при помощи краски или сложный процесс работы с химикатами, результатом кропотливого труда будет новая жизнь ваших любимых предметов.

Нанесение патины на металлические и деревянные изделия

Патина — это особая краска, позволяющая придать металлической или деревянной поверхности состарившийся благородный вид. Значение слова «патина» никак не связано с красками. Термин означает тонкую пленку, возникающую на металлической поверхности после длительного взаимодействия с кислородом.

Процесс образования пленки на металле известен с древних времен. Раньше этот процесс назывался воронением. Однако воронение имеет ряд серьезных недостатков:

  • это сложная технология и своими руками ее повторить непросто,
  • себестоимость воронения высока,
  • процесс требует немало времени.

Современные краски позволяют покрасить поверхность (не только металл, но и дерево) гораздо быстрее — в течение нескольких минут. При этом качество материала полностью сохраняется.

Цветовые решения

Самый распространенный вид патины — оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:

  • на стали — охровый или желтый,
  • на бронзе и латуни — коричневый,
  • на серебре — темновато-серый.

В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:

  • под серебро,
  • под натуральную медь,
  • под золото,
  • зеленая медная окись.

Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.

В качестве примера можно привести такие цвета:

  • синий,
  • фиолетовый,
  • розовый,
  • красный.

Технология нанесения

Принципы патинирования металла и дерева отличаются. Для металла применяется порошковая (кузнечная) патина, а для дерева — акриловая.

Акриловая патина

Такая краска практически никогда не применяется для металлических поверхностей. Причина в плохих адгезивных качествах. Однако акрил прекрасно подходит для окрашивания деревянных изделий, так как глубоко проникает в поры древесины и подчеркивает красоту ее волокон и структуры. Древесина, окрашенная акриловой патиной, приобретает благородный вид, ее внешний вид обогащается цветовыми переходами.

Обратите внимание! Не рекомендуется применять патину по отношению к мебели, выполненной в современном стиле. Окрашенная таким образом мебель не будет выглядеть эстетично.

Окрашивание патиной часто используется для предметов, выполненных в следующих стилях:

  • классика,
  • барокко,
  • прованс,
  • кантри,
  • этнические мотивы.

Технология покрытия акриловой патиной именуется истиранием. Состаривание заключается в нанесение вначале слоя краски, которой будет выступать так называемой подложкой.

  1. Перед окрашиванием поверхность тщательно, но аккуратно очищается металлической щеткой или же крупнозернистой наждачкой. При этом часть поверхности убирается, а структура дерева становится более явной. Зашкуривать древесину нужно так, что движения направлялись по структуре и только в одну сторону. Это позволит показать текстуру, не нарушая целостность древесины.
  2. Следующий этап — нанесение густого слоя акриловой патины. Далее нужно подождать несколько минут, пока материал проникнет в древесину. При этом нужно помнить: чем дольше пауза, тем темнее будет в конечном итоге покрашенное изделие.
  3. Лишняя краска убирается губкой или же мягкой ветошью.
  4. После высыхания краски можно сделать цвет более насыщенным, если нанести дополнительный слой лакокрасочного материала. Также можно отлакировать поверхность.

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Обратите внимание! Для окрашивания изделий из металла рекомендуется приобретать специальный материал для кузнечных работ.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Патина в домашних условиях. Как нанести

Сегодня мы поговорим с вами о патине и как её нанести в домашних условиях, что это и какую роль она выполняет.

  1. Что такое патина
  2. Об истории возникновения патины
  3. Технология нанесения патины на серебро
  4. Подготовка украшения или предмета к нанесению патины
  5. Химический состав и меры безопасности при работе с кислотами
  6. Декоративная патина на серебре. Финишная полировка
  7. Где применяется патина

Что такое патина

С точки зрения химического состава, патина — это пленка, которая образуется на поверхности металла (бронза, серебро). Пленка на поверхности металлов, имеющих в своем сплаве медь, имеет следующие химические формулы — CuCO3, Cu2(CO3)(OH)2, или Cu3(CO3)2(OH). Процесс может протекать достаточно быстро (в агрессивных кислотных средах), или наоборот достаточно медленно, если среда благоприятна для металла.

Естественная патина может формироваться годами и десятилетиями, что характерно для музейных экспонатов и памятников архитектуры. Итак, основная тема нашей статьи — как нанести патину в домашних условиях? Эта процедура довольно не сложная, вы сможете выполнить ее самостоятельно, если будете четко следовать инструкции. Безусловно, это очень захватывающий процесс, ведь прямо на ваших глазах украшение или патируемый предмет преображается до неузнаваемости. Становится выразительнее, наряднее и, следовательно, привлекательнее для покупателей.

Об истории возникновения патины

Многие из нас хотя бы раз в жизни посещали исторические музеи. Полагаю, что вы не оставили без внимания экспонаты из бронзы, ведь это один из древнейших металлов, который был использован в производстве различных украшений, статуэток, бюстов, канделябров. Налет, который покрывает эти металлические предметы и называется патиной. Чаще всего он формируется под влиянием атмосферных осадков (окружающей среды).

Патина на бронзе быстрее появляется под воздействием воды — достаточно погрузить бронзовый или серебряный предмет в воду и вы практически сразу увидите, как он темнее. Поскольку ждать пока на поверхности серебра или бронзы появится благородный налет не очень хочется, специалистами были разработаны различные методики и реактивы, которые во много раз ускоряют процесс формирования пленки на поверхности металлов. На сегодняшний день патина формируется искусственным путем и наши изделия не исключение.

Достаточно часто в описаниях работ мы делаем акцент именно на том, что «украшение покрыто благородной патиной». Исторические памятники, в основном, изготавливались (отливались) из бронзы. Возьмем для примера памятник Атаману Платову, что расположен в столице донского казачества городе Новочеркасске. Он был отлит из бронзы и со временем покрылся естественной патиной.

Памятник атаману Платову в г. Новочеркасск

Благородный налет зеленоватого цвета, который покрывает музейные экспонаты и есть та самая патина. Чем старше возраст работы или экспоната, тем глубже и благороднее цвет. Со временем, зеленый налет начинает менять свой первозданный оттенок на темно серый. На создание таких оттенков естественным путем может уйти от 5 до 50 лет. На время формирования оксида меди на поверхности бронзы или серебра влияет огромное количество внешних факторов: погода (атмосферные осадки), внешняя температура, кислотность среды, в котором находится украшение или предмет, и непосредственно сама химическая формула металла.

Пример нанесения, патина на серебряном кулоне.

Технология нанесения патины на серебро

Мы предлагаем разделить этот процесс на несколько основных этапов. Руководствуясь этими правилами, вы сможете самостоятельно, без посторонней помощи, преобразить серебряное украшение. Мы опишем свой технологический процесс и, возможно, не все оборудование окажется у вас под рукой, однако мы постараемся предложить альтернативу. А теперь все по порядку. В качестве испытуемого изделия возьмем наиболее популярную модель из нашего ассортимента — Молот Тора амулет Мельнир, отлитый в серебре 925 пробы.

Молот Тора отлитый в серебре 925 пробы, перед нанесением патины.

Обратите внимание, чем чище серебро, тем активнее идет процесс окисления. Более низкопробное серебро не так охотно вступает в реакцию с реактивами. И наоборот, серебро с пробой 999 окисляется практически мгновенно.

Подготовка украшения или предмета к нанесению патины

В обязательном порядке перед нанесением патины на серебро работу требуется тщательно отмыть и обезжирить. Оставшиеся грязь и жир будут препятствовать контакту кислой среды с металлом, вследствие чего на поверхности изделия могут появиться пятна. Для этих целей мы используем ультразвуковую ванну.

Очистка украшения в ультразвуковой ванне перед нанесением.

Для получения необходимого результата, каждое украшение (именно ювелирное украшение), должно подвешиваться на пластиковые крючки. При мойке в ультразвуковой ванне на украшение активно воздействуют ультразвуковые волны (эффект кавитации). Во время данной манипуляции работа постоянно вибрирует и перемещается по поверхности ванны, из-за чего на изделии могут остаться царапины.

Поэтому, если вы не хотите испортить ювелирную работу — используйте крючки.

Мы же можем пренебречь этим правилом, для нас это непринципиально, украшение в неидеальном виде не поступит в продажу. Нет ультразвуковой ванны? Не проблема: перчатки, чистая зубная щетка и горячая вода воздействует ровно так же, как и ультразвуковая ванна.

Химический состав и меры безопасности при работе с кислотами

Главное в процедуре экспресс патирования украшений – соблюдение правил и мер безопасности при работе с хим. реактивами. вам потребуются перчатки, очки и, конечно, подготовленное рабочее место. Столешницу достаточно будет застелить ненужным куском полиэтилена. Готовим пластиковую емкость подходящего размера. На фотографии показано, что украшение подвязано капроновой нитью. Это вовсе не обязательно, если есть пинцет или химически стойкие перчатки.

Готовим молот и кольцо к нанесению патины.

В магазинах вы найдете множество средств для нанесения патины. Их можно купить, потратив незначительную сумму, или изготовить самостоятельно. Если говорить о нас, то мы используем два основных состава: Norit Black oxidation Solution (Heimerle+Meule) и раствор неизвестного производителя КААС-232.

Приобрести эти средства можно в любом розничном магазине для ювелиров, некоторые розничные компании продают составы даже на вес. Следует строго соблюдать пропорции при смешивании готового состава. Так же важно помнить о том, что готовый к нанесению раствор и концентрат — не смешиваются. Составы необходимо хранить в раздельной таре и только в темном помещении или шкафу.

При несоблюдении правил, со временем состав приходит в негодность: выпадает осадок, жидкость приобретает светлый оттенок. В итоге, вместо красивой патины на металле формируются непонятные наросты.

Химический состав для патирования, фото этикетки.

Альтернативный состав для нанесения патины.

Итак, тара подготовлена, Молот очищен и обезжирен. Опускаем украшение или патируемый предмет в заранее подготовленный состав, выдерживаем от 30 секунд до 3 минут.

Украшение Молот Тора поместили в емкость с составом.

Важно, чтобы работа или украшение были погружены в состав полностью. В нашем случае погружение составляет 60 секунд, раствор – 30% концентрации от первоначального.

После извлечения изделия из состава, оставляем его на поверхности стола, после промываем от остатков состава под проточной водой и даем высохнуть в течение 30 минут.

Серебряный молот Тора после полного высыхания от состава.

Молот высох, на поверхности металла мы можем наблюдать ровный налет темного цвета, можно заметить легкий синеватый оттенок. Для нас это не принципиально, так как Молот будет отполирован.

Декоративная патина на серебре. Финишная полировка

Как вы, наверняка, заметили, мы начали полировать серебряный молот. Для контраста часть оставили необработанной. Декоративная патина отчетливо прорисовала рисунок молота, углубления в металле остались нетронутыми. Последним и самым ответственным этапом является полировка.

Если у вас нет полировочного станка с регулируемыми оборотами вращения шпинделя, то можно воспользоваться дрелью или шуруповертом, зажав в патроне вал с полировочным диском. В крайнем случае, можно сделать это вручную, а в качестве диска применить ткань на основе войлока, она дает лучший результат. Процесс будет не быстрым, но результат не оставит никого равнодушным. В нашем производстве, при полировке серебра мы используем диски фирмы Marathon. С их помощью мы достигаем наилучших результатов в полировке.

Многослойный диск для полировки серебра Marathon.

В своей работе мы используем достаточно известные полировочные пасты Dialux Compound Polishing Paste. В частности, на финише вам потребуется всего лишь один тип – White или Blue, на ваше усмотрение.

Пасты финишной стадии полировки ювелирных металлов.

Мы отдаем предпочтение пасте White. Вы можете приобрести более специализированные средства для полировки ювелирных украшений, безусловный лидер — это Италия.

Отполированная работа. Молот Тора, серебро 925 пробы. Вид кулона с фасадной части.

Мы осознанно пропустили часть технологического процесса полировки. Наше мнение касательно этого вопроса следующее: полировка украшений — это глубокий процесс с огромным количеством нюансов, которому стоит посвятить отдельную статью или даже снять целый ролик. Суть же данной статьи состоит именно в процессе нанесения патины.

Где применяется патина

Вариантов применения патины огромное количество, от ювелирной промышленности до декоративного искусства. Особой популярностью пользуются мебельные фасады с нанесённой патиной, но это совершенно другая технология, которая, к слову, также доступна вам в домашних условиях. Вейперы нашли удивительное применение патине, нанеся ее на электронную сигарету. Способ нанесения патины на мехмод такой же, как и на серебро или бронзу.

Единственное на что следует обратить внимание, так это на сам корпус мехмода. Вполне вероятно, что корпус устройства выполнен не из бронзы или серебра. Что же делать в этом случае? В интернете вы найдете много информации о том, как гальваническим способом нанести требуемое покрытие на корпус. Процедура не сложная и не дорогая. Если проявить фантазию и креатив, то можно получить просто потрясающие результаты.

В качестве примера также можно привести часы с патиной на поверхности. Чем старше часы, тем лучше цвет патины на поверхности и, разумеется, выше их стоимость. Рекомендация: на международной торговой площадке ebay.com вы можете найти уникальные экземпляры наручных часов с естественной патиной.

Хронограф с натуральной патиной на металле

Оцените статью