Как поставить заклепку на металл?

Как заклепать заклепку без заклепочника? Как установить другие заклепки? Установка резьбовых и вытяжных заклепок с помощью самодельных устройств. Рекомендации специалистов.
Содержание

Как поставить заклепку на металл?

Как установить заклепку без заклепочника?

  1. Особенности
  2. Как поставить заклепку?
  3. Рекомендации

Не всегда у начинающего мастера имеются все необходимые инструменты. Заклепочник тоже приобретается не в первую очередь. Но как же быть, если срочно потребовалось заклепать изделие, узнаем в статье.

Особенности

Клепка – один из вариантов неразборного монтажа деталей. Преимущество этого способа – дешевизна. Расходный материал – заклепки – стоят относительно недорого. Приобрести их можно в любом магазине, торгующем крепежными материалами.

Современные материалы делятся на два основных вида: резьбовые и вытяжные. И те и другие, по сути, являются полыми трубками со шляпкой на одном конце. В первом случае внутри трубки нарезана резьба, а во втором – в нее вставлен шток с утолщением на конце.

Установка расходника сопряжена с его деформацией. Разница лишь в способе развальцовки корпуса заклепки.

Обычно для установки большого количества стандартных заклепок требуется специальный инструмент – заклепочник. Он может быть электрическим, пневматическим или ручным. Использование этого оборудования позволяет снизить физические усилия, связанные со сминанием металлической заклепки. Стоят эти инструменты совсем не дешево, именно это становится основной причиной отказа от использования заклепок в быту или при небольшом ремонте. Действительно, приобретение дорогого инструмента ради одной–двух заклепок вряд ли оправданно.

Ниже рассмотрим способы установки заклепки без специального оборудования.

Дано: детали, которые нужно соединить, но при этом нельзя сваривать, например, чтобы не испортить покраску.

Цель: установить не более 4 заклепок.

Задача: заклепать без заклепочника, так как его нет в наличии, а стоит он довольно дорого, а приобретение ради 4 заклепок совершенно неоправданно.

Дано: заклепки резьбовые и… то, что найдется в гараже, плюс пресловутая смекалка, без которой в этом случае вообще никак.

Покопавшись в накопившихся за века залежах всякого железного хлама, нужно отыскать длинный болт, соответствующий по диаметру и шагу резьбы имеющимся заклепкам, или же, наоборот, приобрести заклепки соответствующих параметров, если такой болт уже имеется.

Идеально, если болт изготовлен из стали повышенной прочности, но в крайнем случае можно обойтись и тем, что найдется.

Далее необходимо соорудить простейший заклепочник, с помощью которого можно будет завальцевать заклепку. Для этого следует подобрать:

  • стальную втулку, например, из гайки чуть большего диаметра, чем уже упомянутый болт;
  • минимум 2 шайбы с диаметром отверстия, соответствующим диаметру болта;
  • небольшой подшипник (некоторые умельцы считают подшипник лишним);
  • гайку, подходящую по размеру резьбы к уже указанному болту.

Монтируется самодельный заклепочник следующим образом:

  • на болт навернуть гайку;
  • установить шайбу;
  • установить подшипник;
  • снова поставить шайбу;
  • надеть втулку, которую можно накрыть еще одной шайбой.

После этого можно приступать к клепке, накрутив резьбовую заклепку на болт.

Для изготовления самодельного приспособления для установки вытяжной клепки понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • стальная труба диаметром 5 см;
  • длинный болт диаметром 8 мм;
  • гайка под указанный ранее болт;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка, сверлильный станок, сверла.

Кроме необходимости установки резьбовой или вытяжной заклепки, скрепляющих металлические или иные детали и элементы конструкций, может возникнуть потребность в установке клепки в качестве аксессуара на одежду или обувь. Инструменты для такой операции необязательно изготавливать из подручных материалов, могут пригодиться:

  • отвертки: крестовая и шлицевая;
  • плоскогубцы;
  • молоток;
  • болт или кусок стального прутка с плоско зашлифованным концом;
  • кусок стальной трубки, по диаметру сходный с заклепкой.

Многообразная фурнитура, применяемая для одежды, изготавливается из относительно мягкого металла и имеет небольшую толщину, для ее расклепывания не требуется прилагать больших усилий.

Как поставить заклепку?

Установка резьбовых заклепок с помощью описанной выше конструкции потребует наличия двух гаечных ключей. Одним надо удерживать головку болта, а вторым крутить гайку так, чтобы она вытягивала болт вместе с заклепкой. Сигналом о том, что заклепка развальцована, станет изменение прилагаемого усилия. Когда расходник полностью сомнется, вращать гайку станет невозможно. После этого останется выкрутить болт.

Если твердость стали мала, после нескольких операций болт может обломиться, именно поэтому пользоваться длительное время самодельным заклепочником не стоит, да и, скорее всего, не получится.

Клепать вытяжную заклепку несколько сложнее, основной проблемой при отсутствии заводского заклепочника является захват штока заклепки. Но и эта проблема может быть решена при наличии некоторых технических навыков и инструментов.

От приготовленной стальной трубы необходимо отрезать кусок длиной 3 см. Далее в нем просверлить отверстие диаметром 9 мм, на противоположной стороне трубы – диаметром 3 мм. Обработать их сверлом в 9 мм под потай, сделать пропил болгаркой от края отрезка трубы до маленького отверстия. Край обработать болгаркой, чтобы получилось конусообразное расширение. На наружной стороне отрезка трубы в районе большого отверстия приварить гайку, между отверстиями – болт для установки рукоятки от дрели, можно приварить импровизированную рукоятку.

Конец длинного болта должен быть запилен так, чтобы получилась плоскость, в которой необходимо просверлить отверстие диаметром 4 мм. Болт вворачивается в приваренную к отрезку трубы гайку. К головке болта можно приварить вороток либо использовать для ее поворота ключ.

Для приведения самодельного заклепочника в рабочее состояние в него необходимо установить заклепку. Для этого конец ее штока просовывается в отверстие болта, далее гильзу клепки необходимо разместить так, чтобы ее головка уперлась в потай на отрезке трубы, для этого шток необходимо согнуть – сплав, из которого он изготовлен, позволяет легко это сделать. Ну а дальше все, как и у заводского заклепочника: заклепка вставляется в отверстие на скрепляемых деталях путем поворачивания болта, с помощью резьбы происходит вытягивание штока и завальцовывание.

Как видно из описания, обойтись без какого-то набора инструментов и материалов для изготовления самодельного заклепочника все же не получится.

Процесс установки клепаной фурнитуры на одежду или обувь технически несложен – важно подобрать соответствующий инструментарий:

  • заклепка, имеющая металлические ножки, может быть установлена с помощью шлицевой (плоской) отвертки;
  • турникетную заклепку-кнопку устанавливают с помощью трубки и молотка, а для закрепления ее нижней части понадобится крестовая отвертка.

Важно четко определить место установки фурнитуры, так как под нее необходимо прорезать или пробить отверстие в ткани.

Рекомендации

  • Изготавливая самодельный заклепочник, очень важно выдерживать все линии и плоскости. Перекос в процессе клепки может стать причиной непрочного соединения или поломки деталей приспособления.
  • Если в гараже или мастерской еще нет достаточного запаса комплектующих и инструментов для конструирования самодельного устройства, лучше не тратить время на их поиск, а отложить работу до приобретения заводского инструмента.
  • То же лучше сделать, если уверенности в своих технических навыках нет.

О том, как установить заклепку без заклепочника, смотрите в следующем видео.

Заклепки для металла: виды, конструкция, техника монтажа

При креплении листового металла используются самые разные приспособления, начиная от болтов с гайками и заканчивая современными разъемными клипсами. Но раньше всего для решения таких задач начали использовать заклепки – и сегодня они все еще используются.

Естественно, современная заклепка отличается от своей предшественницы довольно сильно. Именно поэтому стоит разобраться, какие заклепки применяются при производстве металлоконструкций, и как такие соединения монтируются.

Принцип крепления металла заклепками

Если совсем просто, то заклепкам – это металлический стержень, который вставляется в отверстия в соединяемых деталях и после деформации фиксирует их, удерживая вместе:

  • Как правило, при производстве заклепку снабжают выступом – шляпкой или бортиком. Благодаря этому экономится время на монтаж, поскольку с одной стороны фиксация уже обеспечивается.
  • Диаметр стержня заклепки обычно равен или чуть меньше диаметра отверстия, в который она устанавливается. В первом случае мы обеспечиваем минимальную подвижность деталей в месте крепления, во втором – уменьшаем временные затраты на установку заклепки в гнездо.
  • Саму заклепку делают из достаточно мягкого материала. Благодаря этому она деформируется при относительно небольшом усилии, что облегчает монтаж соединения с использованием ручного инструмента.

Важно! Из этого правила есть исключения. Так, заклепки, которые монтируются при нагреве, могут быть изготовлены из материалов с высокой плотностью, например, из стали. Также стальные элементы могут входить в конструкцию сложных заклепок – например, вытяжных.

  • Обязательное условие для монтажа заклепки – деформация ее тела (стержня или гильзы). За счет этой деформации формируется второй выступ (бортик), который прижимается к скрепляемой поверхности и обеспечивает фиксацию деталей.

По схожему принципу работают все заклепочные соединения. Но при этом и в конструкции, и в схеме работы разных заклепок есть отличия.

Разновидности заклепок

Классические («под молоток»)

Стандартные заклепки сегодня используются достаточно редко. Их обычно применяют либо при кустарном изготовлении конструкций, либо при соединении высоконагруженных элементов. Во втором случае используются стальные заклепки, которые расклепываются при нагреве.

Конструкция таких изделий очень проста:

  • Заклепка представляет собой полнотелый металлический стержень, с одной стороны у которого находится полусферическая шляпка-грибок.
  • При монтаже стержень вставляется в отверстие с таким расчетом, чтобы шляпка плотно прилегала к соединяемым деталям с одной стороны.
  • Второй конец стержня расклепывается (с нагревом или без него). По возможности расклепывание должно быть равномерным, поскольку так обеспечивается отсутствие бокового смещения и максимальная надежность фиксации.

При монтаже таких заклепок могут использоваться и другие приспособления и технологии, но общий алгоритм остается неизменным.

Пустотелые и полупостотелые

Наряду с цельными заклепками используются разновидности с внутренними полостями. Чаще всего их применяют при монтаже неметаллических изделий (соединение ткани, кожи, полимеров), но иногда такие заклепки задействуют и при работе с тонколистовыми металлическими заготовками.

Основное отличие конструкции таких заклепок – наличие полости:

  • У полопустотелых заклепок полость находится на конце, предназначенном для расклёпывания. При механическом воздействии края гильзы раскрываются, формируя широкий бортик – при этом усилие, необходимое для расклёпывания, будет меньше, чем при использовании стержневой заклепки.
  • Пустотелые заклепки (пистоны) представляют собой тонкостенные трубки со сквозным отверстием в центре. Вместо шляпок они обычно оснащаются широкими горловинами – ровными, скруглёнными или потайными. При расклепывании деталь деформируется так же, как и полупустотелая заклепка, но центральное отверстие при этом сохраняется.

Как заклепать заклепку – автоматические и ручные методы для разных материалов

На сегодняшний день самый надежный вариант крепежных соединений – неразъемный, и, имея на руках специальные инструменты, можно не задумываться над вопросом, как заклепать заклепку. Далее мы расскажем, как именно выполняются подобные крепежи.

1 Существующие виды клепок – типы и назначение

Что собой представляет этот крепеж? Изначально, исторически, это металлический стержень, реже – пластинка. Всегда с закладной головкой с одной стороны (шляпкой, ограничивающей движение элемента в отверстии) и замыкающей – на другом конце. Впервые использовался для изготовления доспехов, таких как латы и кольчуги, а также для соединения некоторых элементов холодного и раннего огнестрельного оружия. Если закладная головка имеется изначально, то замыкающая возникает вследствие процесса осадки (расклепывания) или же при помощи специального инструмента за счет деформации вытяжным стержнем. Логично, что осадка применяется к литым или штампованным, цельнометаллическим элементам, а деформация стержнем возможна только при использовании пустотелых (трубчатых) вытяжных заклепок. Также существуют взрывные и разрезные варианты.

Итак, мы знаем, что рассматриваемые нами крепежные элементы являются неразъемными, что обеспечивает зачастую высокую надежность. Но прочность соединения зависит в первую очередь от материала, поэтому мы сначала рассмотрим разновидности клепок именно по этой характеристике. Наиболее распространенные – алюминиевые крепежи, во многих производственных процессах, а также в ряде ремесел используются медные и латунные стержни. Все эти материалы не имеют высокую степень надежности и годятся лишь там, где нет больших нагрузок, для крепежа декоративных деталей. Помимо прочего, существуют стальные клепки, в том числе и из нержавейки, они обеспечивают достаточно прочное соединение и пригодны даже для сборки несущих конструкций и машиностроения.

Очень важно при монтаже металлических деталей использовать клепки из того же материала, что и соединяемые элементы.

2 Способы применения – как соединить 2 пластины?

Прежде, чем использовать заклепки, нужно знать, как правильно клепать те или иные детали. Существует немало способов соединения, но делятся они, как правило, на 3 вида. Прочные крепежи используются исключительно там, где присутствуют определенные нагрузки. Герметичные, как это понятно из названия, нужны для того, чтобы обеспечить герметичность в местах соединения листов или каких-либо деталей. И, наконец, прочно герметичные выполняют обе функции. Следует отметить, что для второго типа, то есть для герметичных заклепок, закладные головки делают усиленными.

Наиболее распространенный способ соединения – внахлест, при этом применяется он не только к листовому прокату, но и к деталям сложной формы. Этот вариант также называют односрезным. Под воздействием разнонаправленных нагрузок, например, при растягивании, такой шов может легко деформироваться. Более прочным является соединение встык, с использованием одной или двух (по обе стороны от шва) накладок, но такой вариант, называемый также многосрезным, сильно утяжеляет конструкцию и приводит к большему расходу материала. Установка заклепок при крепеже может быть цепной или шахматной, вторая более надежная, но очень трудоемкая.

Закладные головки бывают самых разных форм. Наиболее часто используемые – полукруглые и потайные. Первые полностью перекрывают собой отверстие, как шляпка винта, а для вторых канал развальцовывается с тем, чтобы имеющая форму перевернутого срезанного конуса головка полностью поместилась в лунке. Во втором случае поверхность детали остается гладкой, поскольку клепание происходит заподлицо, и разрушение таких заклепок становится затруднительным. Также существуют полупотайные форм-факторы (с небольшой округлой выпуклостью), плоские, плоскоконические, конические и овальные.

3 Простое решение – используем механический клепальный инструмент

Наиболее часто сегодня используются вытяжные клепальные элементы, которые особенно удобны, если необходимо прикрепить деталь к поверхности, противоположная сторона которой недоступна. Они представляют собой трубку с развальцовкой на одном из торцов (аналог закладной головки), в канале которой проходит стержень со шляпкой на ровном конце клепки. С развальцованной стороны выдвинута большая часть стержня, с которой и происходит сцепление зажима инструмента, для последующего протягивания сквозь трубку. Ровный ее конец сминается шляпкой стержня и образует замыкающую головку.

Однако следует учитывать, что при соединении двух деталей вытяжной клепкой расширяется и ее канал, поэтому края отверстий должны быть прочными, не подвергающимися деформации. Поэтому для крепежа пластин из достаточно мягкого материала, будь то пластик или алюминий, должны применяться закладные втулки из стали или же шайбы с обеих сторон соединяющихся деталей. То же касается и соединений, которые должны быть подвижными, шарнирными, к ним также применимы в комплексе с шайбами втулки, причем длина их должна превышать суммарную толщину скрепляемых пластин.

4 Соединение при помощи цельнометаллических клепок – оковка головок

В отличие от вытяжных, обычные литые или штампованные клепальные элементы нужно устанавливать с применением определенных прилагаемых к замыкающему концу усилий. Это может быть прессование или же целенаправленные удары для расплющивания выходящего из отверстия конца стержня. Второй вариант больше всего напоминает ковку, тем более что выполняется он холодным или горячим способом. Если толщина клепки не превышает 1 сантиметр, можно использовать холодную оковку замыкающей головки. Если же диаметр больше 10 миллиметров, то необходимо накаливание крепежного элемента для облегчения расплющивания его конца.

Как правило, перед тем, как расклепать горячим способом заклепку, ее нагревают в горне, после чего устанавливают в отверстие и несколькими сильными ударами делают плоскую замыкающую шляпку. При этом снизу должна располагаться наковаленка с лункой под закладную головку. Для холодного способа применяется специальный инструмент – боек с лункой полукруглой формы, при помощи которого формируется ровная полусфера путем деформации выходящего из отверстия конца в пределах выемки. Оковка обычным молотом дает такой же результат, если бить по торцу, направляя удары слегка вскользь, от центра к краям, но такая головка будет менее аккуратная.

5 Как удалить заклепку – несколько доступных способов

Как мы уже говорили, рассматриваемый тип соединения является неразъемным, однако, если все-таки необходимо разобрать конструкцию, детали которой склепаны между собой, можно использовать несколько разных методов. Самый распространенный, который обычно применяется к вытяжным, взрывным и разрезным типам крепежей, а также там, где имеют место потайные головки – высверливание. Для этого сверло, соответствующее предположительному или точно известному диаметру отверстия, устанавливается точно в центр закладной или замыкающей головки, после чего делается лунка на необходимую глубину или же сквозной канал. После этого несколькими точными ударами можно легко выбить клепку.

Второй способ несколько трудоемкий, однако, вполне эффективный для головок, которые хорошо видны над поверхностью, то есть для полукруглых и конических. Вам понадобится специальное зубило, напоминающее формой стамеску, с помощью которого необходимо срубить шляпку, нанося резкие и сильные удары по тыльному концу рукоятки. Также может подойти и остро заточенная стамеска, однако этот инструмент рекомендуется использовать только для заклепок небольших диаметров. Крепежные элементы со стержнем около 1 сантиметра и более таким способом срезать очень сложно.

Самый простой метод для удаления заклепок с выступающими головками – применить угловую шлифовальную машину, в просторечии именуемую болгаркой. На нее лучше всего установить для этой цели отрезной диск, и, подведя сбоку к головке, аккуратно срезать ее. Если при этом есть вероятность повредить поверхность детали, с которой удаляется соединение, рекомендуется использовать грубый шлифовальный диск, при помощи которого головка просто аккуратно стачивается до основания. Далее, установив любой достаточно острый инструмент, например, пробойник, можно сильным ударом молотка легко выбить стержень заклепки из отверстия.

Главное про резьбовые пневматические заклепочники

Виды заклепок и заклепочников

Профессиональный заклёпочный инструмент — дорогостоящее, да и ненужное приобретение для домашнего мастера, если принять во внимание его мощность, которая вряд ли пригодится в бытовых целях. При желании вместо него для решения тех же задач можно использовать приспособление, изготовленное своими руками из подручных средств.

По способу воздействия на заклепку клепальники можно классифицировать на несколько групп:

  • Ручные. В основу их работы положен принцип рычага, который оказывает силовое воздействие на заклепку с целью ее деформации. Выглядит такой инструмент как обычные плоскогубцы или пассатижи. Одноручные версии заклепочников рассчитаны на работу с заклепками диаметром до 5 мм, а двуручные — 6,4 мм.
  • Пневматические. Рабочий процесс осуществляется за счёт использования силы сжатого воздуха. Поскольку работа таким заклепочником возможна лишь вместе с компрессором, его можно использовать для решения весьма ограниченного круга задач. Современные версии инструмента отличаются компактными размерами, что делает их похожими на ручные модели и позволяет использовать для проведения работ различного масштаба. Пневматические заклепочники главным образом применяются на промышленных производствах.
  • Пневмогидравлические. В них демонтаж заклепки обеспечивает поршень гидравлической системы, который во время движения заставляет поступательно перемещаться шток с резьбой.
  • Аккумуляторные. Их работу обеспечивает источник постоянного тока, который позволяет пользоваться ими длительное время в автономном режиме.

В свою очередь, можно классифицировать и резьбовые заклепки. По материалу изготовления их можно разделить на стальные, медные и алюминиевые. Каждая из этих разновидностей имеет свою длину и диаметр. Именно на эти параметры и нужно обращать внимание для выбора наиболее подходящего типа инструмента. Так, для ручного резьбового заклепочника рекомендуется использовать алюминиевый или медный крепёж.

Из какого материала должна быть заклепка

Заклепки обычно берут из того же материала, что и соединяемые детали — это позволяет избежать электрохимической коррозии. Обращают внимание и на прочностные характеристики. Но, как правило, при соединении алюминиевых деталей, прочности алюминиевых метизов достаточно.

Вообще, заклепки делают из таких металлов:

  • сталь:
  • обычная — марок Ст2, Ст3, Ст10;
  • коррозионностойкая Х18Н9Т;
  • оцинкованная;

При соединении медных деталей допустима установка латуни и меди. Алюминий соединяют алюминиевыми сплавами. Стальные листы — соответствующими марками стальных заклепок. Есть также смешанные метизы — из двух разных металлов (химически не конфликтующих). Чаще всего встречаются алюминиево-стальные.

Для установки фасадных элементов, откосов, отливов, металлочерепицы и профлиста, используются обычно вытяжные заклепки из оцинкованной окрашенной стали. Окраска — в тон с деталями.

Принципиальная схема установки резьбовой заклёпки показана на видео:

Сварка — это, конечно, хорошо, но применять ее можно не везде. В таком случае применяется клепка — это механическое соединение деталей при помощи специального крепежа. Крепеж этот называют заклепки, изготавливаются они из разных материалов, бывают разных видов.

Принцип работы

Заклепочник представляет собой разновидность монтажного инструмента, который позволяет соединять между собой детали в случаях, когда воспользоваться классическим способом монтажа мешают определенные обстоятельства. Используя заклёпки, можно выполнить надежное соединение деталей, обеспечивая им повышенную устойчивость к деформациям разного типа.

Смысл использования заклепочников заключается в следующем: особым образом расплющить кромку заклёпки, чтобы ее можно было надежно зафиксировать в монтажном отверстии. Причём эта работа должна быть выполнена максимально аккуратно, без повреждения внутренней резьбы.

С помощью заклепочного приспособления можно скреплять между собой как металлические элементы, так и листы пластика в сочетании с другими материалами. При выполнении подобного рода задач рекомендуется использовать небольшую шайбу для равномерного распределения оказываемого усилия.

Особенностью резьбовых заклепок является то, что они позволяют не только скрепить несколько листов материала, но и в дальнейшем произвести монтаж в месте их размещения болтовых крепежей. Подобный тип соединений может быть выполнен в том числе и на лицевой стороне уже окрашенной стены или любой другой поверхности.

Надежность соединения зависит от различных факторов, среди которых не последнее место занимает внешний диаметр заклепки. Чем крупнее будет крепёж, тем надежнее и устойчивее окажется соединение материалов между собой. Но с этим моментом связан один недостаток: производить монтаж крепежей большого размера значительно сложнее. Часто для этого приходится использовать мощный профессиональный инструмент.

Современные модели заклепочников могут работать с материалами толщиной от 0,3 до 6 мм. Для их соединения можно использовать заклепки с разного типа головками, в том числе и потайными.

Как правильно пользоваться

Предлагается инструкция, как пошагово клепать заклепочный шов:

Шаг № 1. Две металлические детали, которые нужно соединить, прикладываем друг к другу. При необходимости фиксируем любым способом, чтобы они не сдвигались.

Шаг №2. Отмечаем карандашом точку, где будет находиться заклепка. Сверлим дрелью в этой точке сквозное отверстие. Диаметр отверстия должен быть равен диаметру тела заклепки.

Шаг №3. Готовим инструмент: подбираем по диаметру стержня заклепки нужный нам наконечник. У ручного заклепочника в наборе предусмотрено три наконечника для разных диаметров стержней заклепки.

Шаг №4. Вставляем заклепку в заклепочник. Метод будет зависеть от типа вашего инструмента. В вытяжном нужно просто вставить заклепку в наконечник, а в резьбовом – необходимо заклепку накрутить на резьбу.

Шаг №5. Тело заклепки устанавливаем в отверстия деталей, которые уже подготовлены для соединения.

Шаг №6. Упираемся заклепочником в буртик тела заклепки и захватываем губками стержень заклепки. Инструмент обязательно должен держаться строго перпендикулярно поверхности соединяемых деталей.

Шаг №7. Сдавливаем ручки инструмента и стержень протягивается сквозь тело заклепки. При достижении определенного тягового усилия стержень обламывается. Заклепка установлена!

Особенности работы с инструментом

Чтобы быстро научиться обращаться с заклепочником и с легкостью выполнять надежное соединение элементов, достаточно усвоить несложный порядок работы с ним:

  • Первым делом необходимо подобрать заклепки подходящего диаметра. Чаще всего используют крепежи диаметром от 2 до 4 мм. При работе с заклепками крупного диаметра потребуется специализированный инструмент, в качестве которого лучше всего подойдёт пневматический или пневмогидравлический клепальник.
  • В рабочей поверхности сверлится отверстие с учётом внешнего диаметра заклепки. В случае использования крепежа с потайной головкой нередко приходится предварительно выполнять зенкование поверхности, что позволяет сделать заклепку незаметной.
  • Перед работой в заклепочник следует установить шток с резьбой необходимого диаметра и уже на него накрутить резьбовую заклепку. Важно убедиться, чтобы заклепка была надежно закреплена, иначе во время монтажа она может открутиться.
  • Необходимо вставить крепеж в отверстие до упора, убедившись, что его головка плотно примыкает к поверхности материала.
  • Заклепочник располагают строго под прямым углом к поверхности и начинают оказывать усилие на рукоятку. Во время работы шток начнет перемещаться внутри инструмента, обеспечивая необходимое давление для деформации крепежа.
  • После установки заклепки следует вывернуть резьбовой шток из гнезда и удостовериться, что заклепка села в отверстие правильно. Об этом можно судить, если не наблюдается перекосов и зазоров, а также деформации резьбы.

Как извлечь заклепку

Иногда бывают ситуации, когда крепеж был установлен неправильно или не в то место и его нужно удалить. Это можно сделать несколькими способами.

В первом случае потребуется дрель со сверлом несколько большего диаметра, чем внутренний размер резьбы. Во время установки заклёпки нужно следить за процессом и своевременно менять сверло на большего размера. Когда задача будет решена, крепёж разделится на две половины — головку и внутреннюю часть.

Также извлечь неправильно установленный крепеж можно путем стачивания головки. В решении этой задачи также поможет дрель, а когда головка будет разрушена, останется только выбить заклепку из посадочного места.

Нюансы монтажа

Перед монтажом крепежа особое внимание следует обратить на выбор его длины. Чтобы правильно рассчитать этот параметр заклепки, нужно сложить толщину материала и диаметр заклепки. К примеру, если сечение крепежа составляет 4 мм, а толщина материала 2 мм, то для выполнения надежного соединения рекомендуется использовать заклепку диаметром 6 мм. После установки она будет надежно «сидеть» в посадочном месте и позволит в случае необходимости вкрутить туда болт.

Заклепочник неслучайно пользуется большой популярностью, ведь он обладает такими достоинствами, как удобство в эксплуатации и практичность. Хотя домашние мастера очень редко делятся своими впечатлениями о практическом применении в бытовых условиях этого инструмента. Во многих строительных магазинах заклепочник является большой редкостью, не говоря о крепеже для него, который многие вынуждены заказывать через Интернет.

Этот инструмент лишь недавно стал востребованным у населения. Чаще всего его применяют для выполнения надежного монтажа автомобильных номеров. Прекрасно он подходит и для установки ограждений из листовых материалов, а также крепления приборов учета электроэнергии на тонких стенках щитков. Этот метод монтажа смог превзойти по популярности даже такой распространенный вид крепления, как сварка, благодаря своей надежности. И в этом нет ничего удивительного, поскольку даже в условиях высоких нагрузок заклепки если и начнут разрушаться, то это не случится со всеми одновременно.

УАЗ 31512 К700 › Бортжурнал › Половой пост часть 2 или кузовной ремонт с минимальными затратами денег (и только их, но не времени)

Находясь не в состоянии потратить около 30 000 рублей на вменяемый сварочный полуавтомат я задался вопросом, как еще можно скрепить кузовные элементы?

Вариантов скрепления кузовных деталей на самом деле достаточно много:
1. Сварочный инвертор. Отказался от сварки кузовщины инвертором после нескольких безуспешных попыток сварить тонкий металл между собой, даже с электродом 2мм, и токе 40-50 ампер глазом не успеешь моргнуть как прожигаешь даже хороший металл насквозь, поэтому пришлось отбросить, в назидание будущим поколениям: сварочный инвертор ну никак не поможет вам в кузовном ремонте, если хотите варить кузовщину то берите полуавтомат, не тешьте себя напрасными надеждами что сможете набить руку и инвертором варить кузовщину.
2. Точечная сварка — сложно реализуемый и не всегда доступный вариант сварки в гаражных условиях, можно сделать такой аппарат из инвертора, но на месте его использовать врядли получится. Да и не для всех условий сварки это подходит, например не сваришь встык, а можно варить только внахлест, опять же куча настроек длительности и силы импульса… не вариант
3. Полуавтомат из инвертора — не тратьте время, вкратце мораль басни такова что инвертор это источник тока, а полуавтомат это источник напряжения, совсем разные принципы и идеологии сварочного процесса, даже если получится удержать дугу, то это будет нестабильный и неуниверсальный сварочный процесс
4. Тиг сварка из инвертора — есть такие сварочники с функцией тиг, мой один из таких, вообще идея реализуемая, но в моем маленьком гараже держать баллон на 40 литров с аргоном ну совсем неохота, а с учетом стоимости горелки и редуктора и баллона (5 000 + 1500 + 2500 = 9 000), для сварки небольших объемов тонколистового металла вполне себе может заменить полуавтомат, но баллон :-((( вообще самый универсальный способ сварки, варить можно что угодно, но в скорости уступает полуавтомату конечно.
5. Болтовое соединение — вполне себе неплохой способ соединения металлов, но минус его только в том что шляпки болтов будут выступать сильно далеко наружу, что может оказать негативное влияние на функциональность конечной заготовки. Зато есть огромный плюс в том что соединение получается разборным и обслуживаемым, но врядли это будет существенным аргументов в пользу этого метода для кузовного ремонта, так что от этого способа я тоже отказался
6. Заклепки — ну и наконец способ, который я избрал в качестве рабочего для своего случая, это заклепки. Дешево (заклепочник 1500 + сами клепки по 1-2 рубля за штуку + сверла в среднем 60-70 руб за штуку на сотню отверстий). Из минусов только высокие трудо/времязатраты, а времени у меня хоть отбавляй, в сибири 10 месяцев в году зима а в остальное время идет дождь

По способу закрепления на детали заклепки бывают следующих видов
1. под молоток — старый вариант, так клепают самолеты и корабли, в том числе космические, для установки такой заклепки сверлим отверстие, суем туда заклепку, упираем заклепку в какой нибудь твердый предмет и метким ударом молотка с обратной стороны расклепываем ее внутри детали
2. резьбовые — сверлим отверстие, суем туда заклепку, закручиваем в заклепку специальный болт и крутим, пока заклепка не расклепается внутри детали,
3. вытяжные — самый простой вариант, сверлим отверстие, суем туда заклепку, и расклепываем ее заклепочником.

Понятное дело что клепать уаз молотковыми заклепками — уж сильно неоправданные трудозатраты, резьбовые отбрасываем потому как по сути это болтовое соединение, только вместо гайки выступает заклепка, остаются вытяжные.

Плюсы вытяжных заклепок:
1. «самолетная» технология, проверенная и надежная, сами клепки не очень сильно выступают из детали
2. прочность соизмеримая со сваркой (про прочность ниже)
3. не деформируется клепаемая деталь
4. ДЕШЕВО… очень
5. можно соединять несколько слоев деталей
6. можно соединять достаточно толстые детали

Минусы вытяжных заклепок:
1. очень высокие трудозатраты
2. очень высокие временные затраты
3. негерметичное соединение, то есть между деталей надо предусмотреть нержавеющую прокладку, сами клепки надо промазывать герметиком или мастикой чтобы стали герметичными
4. трудно клепать сложные формы, клепки лучше всего применять для крепления деталей внахлест, и это не всегда удобно, особенно в современных машинах, для крепления деталей встых подойдет только полуавтомат, для уаз еще можно подклепать, но для современных машин можно клепать только то, что не видно глазу.

Материал вытяжных заклепок и их выбор
1. говнолиновые — сделаны из слов продавцов леруа мерлена, касторамы, бауцентра продаются там же, состоят такие заклепки как правило из непонятной смеси непонятных металлов, обладают непредсказуемыми характеристиками, предсказуемо высокой ценой, годятся разве что для крепления унитаза к потолку, который закономерно упадет вам на голову когда вы захотите посрать. Образуют гальваническую пару с феррумом, сталью, железом если хотите. Выгнивают вместе с отверстием, при условии периодического взаимодействия с водой за 2-3 года.
2. стандартные аллюминиевые (со стальным или аллюминиевым сердечником) — такие заклепки сделаны из сплава аллюминия, обладают предсказуемыми характеристиками, продаются в магазинах проф строительных материалов, или инструментальных магазинах. Также как и первый вариант плохо подходят для крепления железа т.к. гальванизируют с ним. Ими можно крепить неответственные соединения, которые если отвалятся то не жалко переклепать. Выдерживают самую низкую нагрузку. Клепаются самым обычным
3. стальные — заклепки сделаны из обычной стали, сердечник стальной, выдерживают бОльшие нагрузки, чуть дороже чем люминиевые, требуют усиленного заклепочника, который стоит пару касарей.
4. нержавейка — заклепки не ржавеют, гальванических пар не образуют, выдерживают нагрузки сравнимые со сваркой, требуют хорошего заклепочника, и стоят как космический корабль :-))) шутка, примерно по 4-5 рублей за штуку, но они того стоят

Теперь о прочности вытяжных заклепок в цифрах, то есть килограммах

Я для себя определился что меня устроит прочность заклепки из нержавейки диаметром 4мм.
С материалом и толщиной определились, теперь определяемся с длиной заклепок

Теперь надо определиться с шагом и расстоянием между заклепками.

Где d это диаметр гильзы заклепки.

Дальше надо определиться с порядком заклепывания для того чтобы не было люфтов и расстояний между скрепляемыми плоскостями, то есть нам надо выбрать слабину между скрепляемыми деталями, для этого идем в любой магазин продающий метизы и покупаем там болты на 4мм 2х видов длиной 10 мм и 20 мм, далее, по мере того как мы сверлим отверстия мы стягиваем детали при помощи болтов, в итоге перед заклепкой у нас будет собранная конструкция, только вместо заклепок у нас будут болты, болтами намного проще стягивать детали, клепки плохо стягивают, но хорошо держат, поэтому по мере сверления стягиваем болтами, а дальше, когда вся деталь полностью готова но станута болтами, то, на место болтов ставим заклепки, делаем это таким образом что сначала снимаем болты через один, и в первый проход получится примерно половина заклепок и половина болтов, потом во второй проход снимаем все болты и по мере разболтовывания ставим на место болтов заклепки. В итоге у вас получится прочная, почти монолитная конструкция с минимумом люфтов.
Удачи вам в клепании. Перед сборкой для клепания, надо обязательно промазать все места стыков щелевым герметиком или битумной мастикой

Особенности и виды клепки металла в слесарном деле

Клепка металла и слесарное дело — два неразрывных понятия. С помощью клепочника можно соединять металлические детали разной толщины. Зависимо от вида крепежных элементов от готового соединения можно добиваться разных технических параметров.

Мастер проводит клепку металла

Что такое клепка металла?

Клепка металла — технологический процесс, представляющий собой соединение деталей с помощью заклепок. Инструмент может быть ручным или пневматическим. Применяется, когда детали не получается сварить.

Виды работ

Специалисты выделяют две технологии клепки — горячую и холодную. Каждая из них применяется в разных ситуациях.

Горячая клепка

Перед соединением деталей стержень крепежного элемента нагревается. Температуру нагревания мастера определяют по цвету — металл должен быть раскален докрасна. Для проведения горячей клепки подходят стержни толщиной от 8 мм.

Холодная клепка

Стандартная технология, применяемая в разных ситуациях. Чаще холодную клепку проводят в домашних условиях, небольших мастерских для изготовления изделий, на которые не будут воздействовать большие нагрузки. Для ее выполнения применяются стержни толщиной не более 8 мм.

Лист металла с клепками

Виды заклепок

Виды заклепок для металла:

  1. Полутрубчатые. Имеют небольшой показатель прочности, но устанавливаются просто. Подходят для соединений, которые не будут подвергаться большой механической нагрузке.
  2. Пистонные. Изготавливаются из мягких видов металлов, легко монтируются. Предназначены для простых соединений.
  3. Вытяжные, закладные. Состоят из двух частей. Удобны в установке.
  4. Стандартные. Подходят для создания разных видов швов.

Еще один вид — гаечные или резьбовые. Подходят для скрепления деталей с тонкими стенками.

Типы стержней и закладочных головок

По типу стержня заклепки бывают:

  1. Пустотелые. Внутри стержня присутствует свободная полость цилиндрической формы. Они не выдерживают высокие нагрузки, но легко расклепываются.
  2. Полупустотелые. В области закладной головки стержень сплошной.
  3. Сплошной стержень. Заклепки тяжело устанавливать, но они выдерживают высокую нагрузку.

Возможные типы головок — конические, цилиндрические, полукруглые.

Заклепки для металла (Фото: Instagram / stroimarket_erme)

Типы швов

Типы клепочных швов:

  1. Прочный. Применяется, если нужно получить соединение высокой прочности. На готовую деталь при эксплуатации будет воздействовать большие нагрузки.
  2. Плотный. Применяются при изготовлении герметичных емкостей для хранения или перекачки жидкостей. Выдерживает небольшое давление.
  3. Прочноплотный. Применяются при сборке металлоконструкций, изделий, на которые будет воздействовать большое давление.

Зависимо от расположения крепежных элементов швы могут быть многорядными, двухрядными, однорядными.

Принципы выбора размера заклепок

Выбирать заклепки для соединения металлических деталей нужно зависимо от толщины соединяемых листов. При этом нужно учитывать диаметр стержня.

Для определения требуемого диаметра крепежного элемента нужно удвоить толщину металлических заготовок, которые будут соединяться. По длине стержень не должен быть меньше 2 диаметров.

Стандартные диапазоны размеров:

  • диаметр — 1–36 мм;
  • длина — 2–180 мм.

Мнение о том, что чем больше диаметр, тем выше прочность, ошибочное. Показатель прочности зависит от материала заклепки.

Клепки и заклепочник (Фото: Instagram / suburbblues)

Инструмент для проведения работ

  1. Набор слесарных молотков. Его нужно выбирать зависимо от диаметра заклепок. Лучше применять молоток с квадратным бойком.
  2. Чеканку. Слесарное зубило, которое с одной стороны имеет плоскую рабочую часть.
  3. Натяжку. Бородок, который имеет отверстие на рабочей части.
  4. Обжимку. Инструмент для придания формы замыкающей головке.

Дополнительно понадобятся тиски, инструмент для сверления, ручной заклепочник.

Этапы работ

  1. Подготовка соединяемых деталей.
  2. Разметка отверстий.
  3. Высверливание отверстий.
  4. Зенковка готовых гнезд.
  5. Установка крепежных элементов.
  6. Обжим.

Прежде чем приступать к основным этапам работ необходимо:

  1. Очистить поверхности от налета, грязи, ржавчины.
  2. Отметить места будущих отверстия. Перед сверлением их нужно накернить, чтобы сверло не уходило в сторону.

Подготовка металлоконструкций (Фото: Instagram / start_blasting)

Высверливание отверстий

Высверлить отверстия в металлических поверхностях можно с помощью сверлильного станка или ручного электроинструмента. Лучше использовать сверлильный станок, поскольку им можно просверливать отверстия в деталях большей толщины.

При использовании ручного электроинструмента, важно точно контролировать его положение при сверлении, чтобы он не отклонялся в стороны. При сверлении необходимо использовать специальные охлаждающие жидкости. Работать можно только заточенным сверлом.

Вставка заклепок

  1. Крепежный элемент вставляется в отверстие стержнем снизу-вверх.
  2. Под закладную головку устанавливается поддержка. Если она потайная, необходимо применять плоскую поддержку.
  3. Детали уплотняются. Их осаживают в месте клепки. Зазоры между металлическими листами устраняются молотком.

Образование замыкающей головки

  1. Прямой метод. Удары молотка наносятся по стержню заклепки с той стороны, где образуется замыкающая головка.
  2. Обратный метод. Удары молотком наносятся по закладной головке.

Слесарные молотки (Фото: Instagram / inforce_tools)

Рекомендации

Если установку клепок на металле выполняет новичок, человек без практического опыта, он может допустить разные ошибки. Дефекты и их причины:

  1. Замыкающая головка не плотно примыкает к металлической поверхности. Перекос при обжимке.
  2. Головки смещены в одну или разные стороны. Отверстия сверлились с небольшим уклоном.
  3. Замыкающая головка имеет рваные края. Для изготовления крепежного элемента использовался некачественный материал.
  4. Головка смещена в сторону. Стержень неровный или длиннее нужного.

При проведении работ необходимо придерживаться правил техники безопасности:

  1. Пневматический инструмент нельзя использовать до окончания настройки. Придерживать обжимку руками будет сложно из-за мощного пневматического удара. Это может привести к травмам рук.
  2. При клепке раздаются резкие, громкие звуки, которые негативно воздействуют на нервную систему, слух. Нужно использовать плотные наушники.
  3. Инструмент нужно проверить перед началом работы. Он должен быть исправным. Рабочий стол не должен быть захламлен лишними предметами или инструментами.
  4. Скрепляемые детали следует фиксировать в тисках.

Часто случаются ситуации, когда необходимо сначала удалить старые крепежные элементы, а потом прикрепить деталь повторно на то же место. Чтобы удалить полукруглую головку заклепки можно использовать острое зубило. Остатки крепежа нужно выбить пробойником.

При клепке металла необходимо использовать защитные перчатки, очки. Детали следует закрепить в тисках или консоли, чтобы они не смещались. При работе нельзя касаться обжимки руками. Соблюдение техники безопасности поможет уберечься от травм, провести работу качественней.

Оцените статью