Чем почистить оклад иконы в домашних условиях?

К реставрации икон в домашних условиях нужно подходить с осторожностью, соблюдая правила, чтобы не испортить семейную реликвию. Иногда для этого требуются специальные средства.

Чем почистить оклад иконы в домашних условиях?

Способы и правила домашней реставрации икон

Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения — потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.

Хранение

Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.

Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».

Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).

Этапы реставрации иконы

Чистка и реставрация

Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:

1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.

2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.

3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.

Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.

4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).

Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.

5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.

6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.

7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!

Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.

Как правильно чистить иконы?

Икона — одно из величайших произведений искусства, являющееся свято хранимой семейной реликвией.

У верующего человека обязательно должны быть образы святых в доме. Они охраняют дом и оберегают его жителей.

Для большинства людей, икона — это семейная ценность, которая бережно хранится, а затем передается по наследству детям. Многие образы могут оказаться очень старинными, они требуют правильного отношения, как в эмоциональном, так и в материальном плане.

  1. Какие проблемы могут возникнуть при хранении?
  2. Металл
  3. Красочный слой
  4. Грибок и плесень
  5. Хранение и размещение

Какие проблемы могут возникнуть при хранении?

Хранение икон дома — дело непростое. Воздействие атмосферных условий негативно сказывается на них. Частые температурные перепады, повышенная влажность, сквозняки и слишком теплый воздух могут привести к порче образа.

Важно уметь правильно обращаться с таким искусством, а не только молиться и просить помощи.

Владельцы образов часто сталкиваются с такими проблемами:

  • копоть от свечей;
  • пыль;
  • осыпание краски;
  • шелушение;
  • деформация доски из-за нахождения иконы в теплом месте;
  • грибок и плесень по причине повышенной влажности.

Чистить иконы можно и в домашних условиях, если повреждение несильное.

Если возникла деформация доски, осыпание краски то требуется реставрация. В таком случае обращаются к специалисту.

Металл

Реставрация икон в домашних условиях — сложное дело. Важно быть аккуратным, чтобы не нанести еще большего вреда.

Как же мыть иконы:

  1. Чистка образов на основе медной чеканки зубным порошком. Иконы тяжело очищать, если они изготовлены из золота, серебра и меди, а также имеют резную фактуру. Чистят образы с помощью специальных средств, предназначенных для ювелирных изделий или других металлов. Дома за медными иконами ухаживают с помощью зубного порошка. В качестве альтернативы можно использовать пасту Гоя. Медные оклады также очищают с помощью пасты (покупают в специализированном магазине), предназначенной для этого металла.
  2. Водка и разбавленный спирт для золота и серебра. Очищенная икона после использования этих средств будет сиять чистотой. Водку наносят с помощью ватного тампона или палочки. Сначала средство наносят на незаметный участок, если защитный слой лака не слазит, можно мыть всю поверхность.
  3. Чистка комбинированных икон клюквой и бочковыми помидорами. В данном случае образ состоит из металла и доски. Важно аккуратно провести процедуру реставрации, чтобы не повредить рисунок. Медь протирают клюквой, можно использовать кислые бочковые помидоры. Этими продуктами натирают металл, и оставляют откисать. Затем вытирают сухой тряпочкой. Повторять процедуру можно до тех пор, пока медь не просветлится.
  4. Аммиак. Почистить иконное обрамление можно и нашатырным спиртом. Его необходимо аккуратно нанести натуральной кистью, подождать некоторое время, а затем промыть и просушить.
  5. Лимонная кислота или уксусная подходит для изделий из золота. Для медных и бронзовых, раствор должен быть не слишком концентрированным, сразу после применения средства изделие необходимо промыть чистой водой.

Моющими средствами для посуды пользоваться реставраторы не советуют. Также нельзя использовать агрессивные чистящие средства, которые могут поцарапать обрамление.

Красочный слой

Любые мероприятия с ликами святых необходимо проводить не спеша, аккуратно. Мойте иконы мягкими тряпочками и влажными салфетками.

В домашних условия реставрировать красочный слой можно такими способами:

  1. Использование мыла. Мыльный раствор хорошо удаляет копоть. Но частое его использование может привести к тому, что лик частично или полностью сотрется. В итоге теряются ценнейшие иконы.
  2. От копоти поможет избавиться желток куриного яйца, кипяченая охлажденная вода, скипидар, спирт в соотношении 1:5:2:2. Состав хорошо перемешивают, наносят мягкой кистью или ватной палочкой. Затем сухой тряпочкой протирают красочный слой.
  3. Как правильно восстановить икону самостоятельно, если красочный слой начал шелушиться? Для этого используют 1 желток куриного яйца и 5 частей воды. Эмульсию наносят на разрушенные участки, сушат 1 час. Такую манипуляцию повторяют несколько раз. Затем необходимо смочить поврежденные места все тем же раствором, и прижать к доске.
  4. Вернуть иконе цвет поможет растительное масло. В старину использовали оливковое. Им протирают лик один раз в месяц. Наносят тонким слоем.

Если ранее женщина очищала икону, но она начала терять цвет и тускнеть, следует обратиться к реставратору.

После того, как икона была почищена, не выливайте воду в раковину. Ее можно вылить только в нехожее место на улице.

Очистка и реставрация — это деликатный процесс, требует осторожности. Если появились сомнения по этому поводу, лучше воспользоваться услугами специалиста.

Грибок и плесень

Плесень быстро разрастается и разрушает доску, на которой изображен лик. Если она начала проявляться с лицевой стороны, лучше обратится к реставратору, чтобы не испортить красочный слой при чистке.

Плесень с изнаночной стороны с доски можно вывести в домашних условиях. Для ее удаления понадобится губка и щетка с нейлоновой щетиной.

Способы выведения плесени с деревянной поверхности:

  1. Перекись водорода наносят на ватный диск и протирают пострадавшую поверхность. Если грибок начнет проходить, можно еще раз обработать заплесневелый участок.
  2. Небольшую колонию плесени может уничтожить сода и уксус. Это экстренная мера, которую нельзя использовать постоянно. К данному способу можно прибегнуть, если нет возможности отдать икону реставратору, но не более 1 раза. Соду разводят в уксусе и с помощью ватного тампона протирают зараженный участок.
  3. Можно использовать только соду. Ее немного увлажняют и втирают в поврежденное место. Затем ее смахивают сухой тряпочкой.

Главное правило — не мыть водой. Жидкость может проникнуть в более глубокие слои, дойти до красочной поверхности и испортить лик.

Хранение и размещение

Чтобы икону не пришлось очищать от копоти, плесени и восстанавливать поврежденный лакокрасочный слой, необходимо правильно за ней ухаживать. Создать подходящие условия для иконы можно, главное иметь желание и правильно подойти к делу.

  1. Свечи следует зажигать на расстоянии 15 см от лика.
  2. Вещать необходимо вдали от окон, форточек и батарей. Лучше установить на специальных полочках, чтобы было движение воздуха.
  3. Нельзя держать под прямыми лучами солнца, поэтому большинство церквей делают окна витражными.
  4. Помещение не должно быть слишком влажным. Это создает отличные условия для размножения плесени.
  5. Нельзя покрывать лицевую сторону спиртовыми лаками.
  6. Нельзя использовать препараты на жировой основе, стиральный порошок и щелочные средства.
  7. Также не рекомендуется протирать простой водой. Такая забота об иконе приведет ее к частичной или полной гибели. На красочном слое могут появиться белесые пятна.
  8. Можно только смахивать пыль мягкой тканью или кистью.
  9. Важно следить за температурой. Постоянный перепад температур приведет к повреждению красочного и защитного слоя, икона может вздуться, потрескаться и потерять первоначальный вид.
  10. Нельзя соскребать «засиды» (выпуклые точки, оставленные мухами). Так можно повредить красочный слой. Следует сразу обратится к реставратору, поскольку «засиды» вступают в реакцию с краской и могут прожечь ее до левкаса.

Соблюдая эти рекомендации, получится сохранить икону для будущего поколения.

Важно помнить, если лик начал трескаться или деформироваться из-за влаги, без помощи реставратора не обойтись.

Перед чисткой семейной ценности в домашних условиях, сначала получите рекомендации опытного специалиста.

Долг верующих и неверующих людей — грамотное и бережное сохранение икон.

Как самостоятельно отреставрировать икону?

Реставрация иконы в домашних условиях — непростая процедура, которая поможет сохранить красоту семейной реликвии. Чтобы не испортить качество изображения, необходимо взять на вооружение полезные советы.

Способы реставрации

Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.

Живописные иконы

Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.

Чистка

Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:

  1. Мыльный раствор. Снимает следы копоти, используют 5-процентный раствор детского мыла, но изредка.
  2. Скипидарно-спиртовой состав. Смешивают желток яйца, скипидара и спирта по две части, холодной воды кипяченой — пять частей. Кистью наносят на красочный слой, спустя несколько минут снимают ватным тампоном.
  3. Спиртовой раствор. Водка или спирт смешивается с водой в равных частях. Ватный тампон смачивают в жидкости и осторожно протирают поверхность.

Дезинфекция

Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.

Укрепление

Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.

Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.

Защита

Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.

Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.

Металлические иконы

Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.

Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.

Золото, серебро

Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.

Полезные советы

Чтобы сохранить реликвию в первозданной красоте долгое время, соблюдают простые правила:

  • не допускают застоя влажного воздуха в помещении;
  • ограждают иконы от прямых солнечных лучей;
  • устанавливают горящие свечи не ближе чем 15 см от образа;
  • поддерживают в помещении ровную температуру без резких скачков.

Следует помнить, что воду, которой очищали икону, нельзя выливать в раковину. Для этого используют место на улице, где никто не ходит.

Конечно, сложную реставрацию дилетанту не одолеть. Но бережного ухода иногда вполне хватает, чтобы продлить реликвии жизнь.

Чем можно почистить латунь?

Украшения и детали из сплава нашли широкое распространение благодаря своему блеску и особым свойствам. Однако при эксплуатации на металле могут появляться потемнения и окислы. Для сохранения блеска у сплава следует знать, чем чистить латунь. Это поможет уберечь ее от разрушения.

Чистка изделия из латуни

Что такое латунь, где она применяется

Латунь — это сплав меди и цинка. В материале содержатся такие элементы, как марганцевые, оловянные, алюминиевые и свинцовые частицы, которые меняют характеристики и цветовые оттенки металла. Цинк открыли в 16 веке, однако латунь научились получать в древности. Металл получали при расплаве медной и цинкосодержащей руды.

При изготовлении сплава в состав добавляют до 30% цинка, однако для улучшения технических характеристик добавляют до 50% металла. Латунь практически не изнашивается, применяется при изготовлении запасных частей автомобильной техники, змеевидных элементов, радиаторов отопления, а также штампованных деталей и различной фурнитуры. Легированную латунь используют для производства летательных аппаратов, кораблей, деталей часов и магистральных труб.

При помощи томпака (сплав с содержанием цинка не более 10%) выполняют знаки отличия. Для защиты элементов от коррозии используют литейную латунь. С ее помощью изготавливают подшипники, запорную арматуру, а также сепараторы. Благодаря собственным свойствам сплава производят компасы и отопительные радиаторы. Чистка латуни производится без применения дополнительного оборудования и специальных средств.

Металл применяется в ювелирном деле при изготовлении бижутерии, а также подделок золотых украшений. Содержание в сплаве до 15% цинка и добавка алюминия 5% позволяет получить материал похожий на драгоценный. Такое условие используют при выполнении окладов икон, а также других предметов в церквях.

Методы ухода за сплавом

Перед тем как начать очистку латуни необходимо выполнить следующее:

  1. Если детали или предметы покрываются лакокрасочными веществами их запрещается обрабатывать при помощи средств агрессивного характера. Рекомендуется протереть ветошью, предварительно смоченной в мыльном растворе.
  2. Окисленные участки и загрязнения повышенной сложности удаляют при помощи средств, которые не содержат абразивных частиц. Перед обработкой необходимо проверить на кромке детали из латуни, применяются щетки с мягкой щетиной.
  3. Уксусная, лимонная и соляная кислоты быстро устраняют загрязнения и налеты на предметах из сплава. Однако рекомендуется соблюдать меры предосторожности, иногда вещества могут причинить вред латунным изделиям.
  4. Запрещается мойка посуды из данного металла, в результате она утратит начальный блеск.

Чистка и полировка латуни

Наиболее эффективные способы

Эффективно почистить латунь можно при помощи щавелевой кислоты, при этом удаляются самые устаревшие загрязнения и окислы. Однако рекомендуется применять средства индивидуальной защиты (очки и перчатки). Пошаговая инструкция:

  1. В пластиковой емкости перемешать 25 граммов вещества на один литр воды.
  2. Намочить мягкую губку в растворе и обработать детали из сплава.
  3. Промыть металл через 15 минут под проточной водой.
  4. Повторно смыть кислоту раствором с мылом при температуре от 30°С до 40°С.

Щавелевая кислота содержится во многих чистящих средствах. Для удаления следов коррозии и ржавчины делают следующее:

  • раствор наносится на поврежденный участок;
  • выждать до 30 минут, при этом можно наблюдать усиленное потемнение загрязнения;
  • провести обработку при помощи щеток, предварительно намоченной в воде;
  • посыпать поврежденный участок пищевой содой, смоченной ветошью удалить остатки загрязнения;
  • промыть под водой и протереть сухой ветошью.

Чем почистить латунь в домашних условиях

При удалении загрязнения применяют следующие средства для чистки латуни:

  1. Ацетоном обрабатывают детали, покрытые краской, а также тусклые участки. Рекомендуется применять средства защиты (очки и перчатки). По окончании процесса необходимо промыть детали под проточной водой.
  2. При помощи зубной пасты удаляется потускнение на металле. Предварительно промывают деталь в растворе, состоящем из мыла и воды. После обработки промывают под проточной водой и протирают мягкой тканью.
  3. Уксус способен удалять налет копоти на посуде из латуни. На одну кружку вещества добавляют столовую ложку соли. Перемешанные уксус и соль вливают в кастрюлю и разогревают. Затем опускают изделия из сплава для очистки в емкость. Варка длится не менее 3 часов, при выкипании раствора его следует восстанавливать, рекомендуется соблюдать пропорцию.
  4. Лимон или кислота помогают удалить окисления и налета в домашних условиях. В таком методе используется сода, она предварительно наносится на металл, затем его растирают разрезанными дольками цитрусовых плодов. После состав смывают проточной водой.
  5. При помощи наждака очищают сильные загрязнения. В процессе обработки не рекомендуется применять абразив с крупной крошкой.
  6. Соль придает латуни утраченный блеск. Производители сплавов рекомендуют применять вещество в паре с уксусом.

Лимон и кислота для очистки

Как чистить латунь в домашних условиях

Чтобы не чистить латунь до блеска следует применять профилактические меры:

  • еженедельно проводят обработку изделий при помощи сухой ткани, оберегают детали из сплава от попадания пыли и грязи;
  • предотвращают попадание прямых солнечных лучей на латунную посуду, рекомендуется хранить их в ящиках;
  • избегают повышенной влажности в помещении;
  • бижутерию из разных металлов запрещено хранить в одной емкости, при этом коробочки рекомендуется обшивать тканью;
  • при потускнении и проявлении коррозии необходимо применять средства для чистки латуни в домашних условиях.

Что делать при отсутствии результата

Если при обработке не удается удалить сильные окисления производители сплава рекомендуют применять следующие материалы:

  • Профессиональные средства эффективно очищают сплав от следов оксида. После чистки промывают под водой и вытирают сухой ветошью.
  • Для профилактики поможет вода с мылом. Состав получают при смешивании хозяйственного мыла в нагретой воде. Поместить латунь в состав, после протереть влажной ветошью.
  • Окончательный блеск придают при обработке пастой Гойя.

Что нельзя делать и использовать

  • чистить украшения и бижутерию при помощи абразивного материала с крупным зерном;
  • часто применять лимонную кислоту, так как она может повредить поверхность металла;
  • чистить латунь грубыми материалами и щетками с щетиной повышенной жесткостью.

При соблюдении технологии и мер предосторожности в домашних условиях можно проводить очистку сплава меди и цинка. При этом рекомендуется применять средства индивидуальной защиты.

Как не потерять домашнюю икону

Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком

Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Оцените статью