Холодная сварка для пластиковых труб водоснабжения

Метод холодной сварки и его применение для труб с горячей водой. Разновидности клеевых составов. Как правильно действовать, когда возникла течь в трубах ГВС или отопления. Особенности ремонта.
Содержание

Холодная сварка для пластиковых труб водоснабжения

Как методом холодной сварки отремонтировать трубы с горячей водой

Если в доме неожиданно дала течь одна из труб системы отопления или водоснабжения, а для капитального ремонта в данный момент нет возможности, на помощь придет альтернативный способ ремонта – холодная сварка.

Сущность метода холодной сварки

Идея, предложенная изобретателями такого способа соединения деталей, довольно проста. Композитный материал тщательно перемешивается, после чего запускаются сложные химические реакции, сообщающие смеси новые свойства. По прошествии времени мягкий состав затвердевает, проникает в структуру склеиваемых материалов и становится сравнимым по прочности с металлическими поверхностями.

Отличные эксплуатационные качества дают возможность использовать холодную сварку для решения широчайшего спектра бытовых задач:

  • Устранение течи в металлических и полимерных водонапорных конструкциях.
  • Герметизация трещин отопительных радиаторов.
  • Уплотнение мест повреждений металлических элементов кузова автомобиля.
  • Усиление проблемных участков трубопроводных сетей.

Материал может стать незаменимым в тех ситуациях, когда проблемный участок трубопровода оказывается в труднодоступном месте, где при всем желании не получится использовать сварочный аппарат или другое громоздкое устройство.

Обратите внимание! Смешивание компонентов холодной сварки удобнее и проще производить руками. Чтобы избежать неприятных последствий, на время работы стоит одеть тонкие резиновые перчатки. Для ускорения и облегчения процедуры разминания плотной массы перчатки часто смачивают водой.

Разновидности клеевых составов и их особенности

Состав может иметь жидкую, либо твердую консистенцию:

  1. Жидкий вариант. Продается комплектом из двух тюбиков. В одну емкость помещается эластичный компонент на базе эпоксидных смол, в другую – жидкий отвердитель. Компоненты тщательно смешиваются в указанной на упаковке пропорции непосредственно перед применением. Использовать готовый состав необходимо в течении 2-20 (в зависимости от технологии изготовления) минут. Компоненты жидкой холодной сварки должны храниться в специальных условиях, а для различных склеиваемых материалов понадобятся разные варианты состава.
  2. Твердая холодная сварка. Представляет пластичный брусок круглого, либо прямоугольного сечения. Брусок бывает однородным, либо состоит из разделенных слоев. Внутренний слой – смесь эпоксидных смол, отвечающих за пластичность и однородность массы, внешний – отвердитель (металлические вкрапления и сера). Перед использованием компоненты разминаются и перемешиваются.

Обратите внимание! Если нет необходимости одномоментно использовать весь состав, брусок холодной сварки допустимо разделить на части (резать следует только поперек). Эксплуатационные качества материала от этого не пострадают.

Помимо универсальных клеевых составов, способных одинаково хорошо работать с любыми типами материалов, выпускаются специальные виды холодной сварки для производства конкретных видов работ:

  • Составы для экстремальных условий. Выручают в нестандартных ситуациях: под водой, в условиях повышенной температуры или давления.
  • Клеевые составы для металлов. Дают наибольший эффект при работе с металлическими деталями. Надежно склеивают поверхности из разных металлов.
  • Холодная сварка для автомобильных деталей.
  • Специальные сорта холодной сварки для бетона, керамики, пластика и т.п.

Специальные разновидности холодной сварки практически всегда превосходят универсальные по эффективности воздействия на конкретный материал, зато часто оказываются абсолютно бессильными при работе с прочими материалами.

Вне зависимости от разновидности холодной сварки, применительно к сетям водоснабжения и отопления отметим ряд явных преимуществ такого способа ремонта или соединения деталей:

  • Процедура полностью безопасна, особенно в сравнении с горячей сваркой.
  • Ремонт трубопровода или радиатора отопления не потребует использования специального инструмента, сама процедура подготовки и использования смеси предельно проста и понятна.
  • Материал доступен в свободной продаже во всех строительных магазинах.
  • Универсальные клеевые составы подойдут для любых видов труб: стальных, чугунных, пластиковых и т.п.
  • Окружающие материалы не подвергаются высокотемпературному воздействию, холодная сварка может без опасений применяться даже в условиях повышенной пожароопасности.
  • Возможность проведения ремонтных работ не зависит от наличия источника электричества.
  • Себестоимость работ с применением холодной сварки существенно ниже любого другого известного способа.

Между тем, холодная сварка не лишена некоторых недостатков. Застывший материал (впрочем, как все эпоксидные смолы) уязвим к кручению, изгибам, прочим деформациям. Серьезных нагрузок такой материал тоже скорее всего не выдержит. Полученные швы по показателям прочности и долговечности серьезно уступают возможностям дуговой сварки.

Это важно! Надежность и качество заплатки в большой степени зависят от правильности смешивания, соблюдения временных и температурных ограничений использования.

Температура, на которую рассчитан конкретный вид холодной сварки, указывается производителем на упаковке. Чаще всего верхний предел ограничивается цифрой 260°С. Отдельные виды способны выдерживать гораздо более экстремальные температуры – до 1300°С.

Саму процедуру применения холодной сварки также следует осуществлять при определенной температуре. Для большинства видов мастики достаточно, чтобы температура окружающего воздуха была положительной.

Среди популярных и зарекомендовавших себя брендов некоторые отечественные и зарубежные продукты:

  • Зарубежные марки: ABRO, Hi-Gear, Cold Weld Magnum Steel и т.д.
  • Российская продукция: «Полимет», «Алмаз», «Титан», «Быстрая сталь», «Момент Супер Эпокси» и т.д.

Цена составов, как правило, не слишком высока, поэтому лучше предпочесть чуть более дорогостоящие, но иногда на порядок более эффективные импортные образцы.

Как устранить течь в трубе ГВС методом холодной сварки

Чтобы отремонтировать трубу системы водоснабжения при помощи холодной сварки, придерживаемся такой последовательности действий:

  • Участок трубопроводной сети, на котором обнаружено повреждение, перекрывается.
  • Из него по возможности сливается вода.
  • Если труба окрашена или покрыта теплоизоляцией, она очищается до металла на расстояние около 5 см в зоне повреждения.
  • Остатки ржавчины удаляются, участок трубы обезжиривается и просушивается.
  • От бруска холодной сварки отрезается кусок, пластичный состав разминается руками до состояния, когда компоненты визуально становятся единым целым. Если используется жидкая разновидность – компоненты перемешиваются в указанной на упаковке пропорции.
  • Готовая мастика наносится на место повреждения, формируется ровное веретенообразное утолщение. Важно понимать, что состав желательно наносить на трубу не в виде заплатки, а охватывать ее по всей длине окружности.
  • В течение 3-4 часов состав высыхает, образуя жесткую прочную массу.

Для усиления прочности поверх слоя сварки можно наложить бандаж из технической ткани, простого бинта или марли. Также, нелишним будет нанести на это место слой краски.

Если перекрыть водоснабжение по тем или иным причинам не получается, можно попытаться устранить течь на мокрой трубе. Для этого обязательно понадобится особенный состав жидкой холодной сварки, способный купировать действие воды. Удобнее всего пропитывать таким составом тканевый жгут и обматывать им место повреждения. Ткань, даже очень тонкая, обеспечит материалу плотный контакт с поверхностью и дополнительную прочность.

Все чаще в домах встречаются системы водоснабжения на основе полимерных труб. Этот материал надежнее, чем металл, но, к сожалению, также не застрахован на сто процентов от аварийных ситуаций. Для работы с пластиковыми изделиями разработаны специальные виды холодной сварки.

Последовательность действий в этом случае почти не отличается, за исключением нескольких моментов:

  1. Поврежденный участок обрабатывается наждачной бумагой (это повысит адгезию гладкого пластика с клеящим веществом), обезжиривается и просушивается.
  2. Для усиления эффекта, после наложения холодной сварки часто пользуются зажимом.

Особенности ремонта труб отопления

В сети отопления появление утечки может проявиться в трех местах:

  • На прямом участке трубопровода. Влияние коррозии, механических повреждений.
  • В местах стыковки труб с отопительным прибором или друг с другом. Здесь чаще слабым местом становится сварной шов, либо соединительный фитинг.
  • В местах соединения секций радиатора.

Работа любой отопительной сети связана с высокими температурами. Для ремонта таких трубопроводных систем понадобится холодная сварка, способная длительное время противостоять таким экстремальным условиям. Информация о предельно допустимых температурах для состава представлена на упаковке.

Обратите внимание! При всей эффективности и простоте работы с холодной сваркой стоит понимать, что такой способ ремонта относится скорее к временным решениям. Способ незаменим при необходимости оперативного устранения мелких бытовых протечек, однако, при первой возможности участок трубы надлежит заменить, либо отремонтировать более надежной и долговечной дуговой сваркой.

Ремонт труб и радиаторов с использованием холодной сварки

Специальный реакционный клей, именуемый обычно холодной сваркой, известен любому мастеру, которому приходилось работать с сантехникой.

Оно помогает быстро устранить проблему протекания трубы или радиатора, когда нет возможности воспользоваться обычной сваркой.

Как применяют холодную сварку в системах отопления

Человечество с давних времен нуждалось в способе создать прочное соединение металлических деталей, которое не подвержено окислению.

Технология работы реакционного клея заключается в пластическом преобразовании поверхности металла, во время которого окисловая пленка разрушается.

Это позволяет металлам стыковаться прочно и не окисляться впоследствии. Дополнительными преимуществами средства является скорость схватывания и отсутствие необходимости в дополнительном нагреве изделий.

Основой состава является эпоксидная смола. Внешне средство имеет сходство со шпаклевкой.

Холодный способ сварки позволяет ремонтировать радиаторы, батареи, трубы, стояки. Это могут быть медные, стальные, чугунные, оловянные, алюминиевые, никелевые, свинцовые или полимерные трубы или детали.

При проведении работ необходимо придерживаться правил эксплуатации. Полученный шов будет слабее, чем выполненный с помощью электросварки, однако, его прочности достаточно для быстрого устранения дефектов.

Описание состава

Основу реакционного клея для металлов и пластика составляет полимер с высокими показателями прочности – эпоксидная смола.

Это двухкомпонентное средство, в состав которого обязательно входит отвердитель – именно он отвечает за способность эпоксидки загустевать.

Иногда встречается твердый отвердитель, такой материал активирует свои свойства под воздействием воздуха и после перемешивания.

Материал отличается отличной проникаемостью, что позволяет ему качественно устранять самые мелкие углубления или трещины. Масса пластична и однородна.

Для придания дополнительных качеств в холодную сварку добавляют серу, стальной порошок, пластификаторы. В замазке для радиаторов присутствие таких добавок обязательно.

Формы выпуска холодной сварки

Материал выпускают в форме текучих материалов – реализуются в виде двух компонентов (эпоксидной смолы и отвердителя), которые необходимо перемешать, и пластичных масс.

Последние представляют собой два бруска вещества, подобного пластилину, которые разминают и перемешивают руками.

Выпускаются такие продукты расфасованными в баночки, флаконы или тюбики и не требуют разведения перед использованием. Очень удобно то, что можно использовать смесь дозировано и по необходимости, а остатки сохранять для применения в будущем.

Техника работы с реакционным клеем и необходимый инвентарь

Чтобы устранить протечку, понадобится заготовить ветошь, наждачную бумагу, спирт или ацетон и холодную сварку. В зависимости от того, выбрана текучая или пластичная сварка, меняется технология работы.

Клей выбирают исходя из его способности скрепить металлические или полипропиленовые трубы, находящиеся под давлением.

Смесь размешивают непосредственно перед применением для трубы, причем жидкая сварка должна быть использована быстрее. Способы использования материала

Способы применения сварки

На крупных дефектах нанесенный клей закрывают металлической заплаткой.

Можно устранить протечку, заклеив трещину размятым кусочком пластичной массы или использовать ткань со стекловолокном или нити, смоченные в эпоксидной смоле, которые можно впоследствии замотать проволокой или резиной.

Повысить прочность состава можно добавлением в него алюминиевого или бронзового порошка, который получают стачиванием любой детали из нужного материала над бумагой.

Полученный материал используют при устранении сильных протечек, пропитывая им ткань или нити.

Термостойкость холодной сварки

Производители выпускают продукты, предназначенные для работы под воздействием разных температур – от -60 градусов (как, например, средство “Matrix”), до +1500 градусов. Это специальные высокотемпературные смеси.

Учитывая то, что обычно температура теплоносителя в сетях отопления составляет +95 – +110 градусов, выдержать ее смогут и дешевые клеи, рассчитанные на температуру до +150 градусов и средства более высокого качества среднего ценового сегмента, выдерживающие нагрев до +260 градусов.

Следовательно, нет необходимости увеличивать бюджет на ремонт, приобретая жаростойкие средства.

Плюсы и минусы

Холодный способ сварки позволяет быстро и надежно устранять протечки в трубах. Технология безопаснее, чем электродуговая сварка.

Помимо этого, стоит отметить, что починить трубы с помощью реакционного клея сможет даже новичок. Для этого не нужны дополнительные инструменты, оборудование и материалы.

Холодный способ варки для труб свободно продается в любом строительном магазине и имеет доступную цену.

Не горит, не взрывается, создает качественный шов при незначительных энергозатратах. К минусам можно отнести необходимость тщательной подготовки поверхности к ремонту.

Пренебрежение этим этапом приведет к снижению прочности шва. Также оно не предназначено к использованию под большим давлением или сильному нагреву. Если необходим серьезный ремонт, стоит отдать предпочтение горячей сварке.

Она позволит отремонтированным трубам прослужить еще долгое время, холодная же сварка хороша в качестве временного решения.

Характеристики и описание ассортимента реакционных клеев

Холодный способ сварки послужит эффективной заменой электросварке в ремонте изделий с минимальными повреждениями.

Также она поможет устранить протечки в габаритных изделиях, доступ к которым горячей сварки может быть затруднен.

Стоит упомянуть и экономическую составляющую – ремонт с применением холодной сварки обойдется дешевле.

В настоящее время производятся самые разнообразные клеи

  • автомобильные – могут использоваться для ремонта труб, если в инструкции есть указание на устойчивость к высоким температурам
  • предназначенные для пластика – обычно это продукты, выдерживающие нагрев до +260 градусов, следовательно, допустимо их применение для ремонтных работ
  • универсальные – предназначены для работы с большинством материалов, включая камень, дерево, стекло, бетон, пластик и металл
  • суперводостойкие средства также можно использовать

Не стоит пытаться устранять протечки средствами, предназначенными для сантехники или для дерева. Они не обладают достаточной термоустойчивостью и адгезией и не смогут создать надежный прочный стык.

Качественные составы выпускаются как зарубежными, так и отечественными производителями.

Последние отличаются более выгодной ценой. Однако, не стоит приобретать совсем дешевые клеи, их качество оставляет желать лучшего.

Наибольшей популярностью пользуются следующие марки

  • “Титан” – универсальная влаго- и термоустойчивая сварка
  • “Hi-Gear” – средство, пользующееся спросом у автомобилистов. Универсальный клей способен скрепить элементы, на которые оказывается высокая нагрузка
  • Популярны также средства “Алма”, “Полимет”, “ABRO”, “Cold Weld”.

Ремонт труб с применением холодной сварки

Первым этапом станет тщательная очистка основания. Удалить необходимо следы краски, грязи и ржавчины. Можно применить для этого наждачную бумагу. Стоит воздержаться от слишком интенсивного воздействия, чтобы не нанести глубокие царапины.

Мелкие же наоборот помогут усилить сцепление материалов. После зачистки поверхность следует вымыть с моющим и обезжирить спиртом или ацетоном.

По возможности воспользоваться феном для высушивания и прогрева основания – это также благотворно отразится на адгезии.

После подготовки необходимо подготовить клеевой состав по инструкции. Текучее средство полимеризуется за 10-15 минут, поэтому работать предстоит быстро. Это время можно немного увеличить, охладив средство.

Пластичную сварку разминают руками в мокрых перчатках. Отрезают нужное количество средства, остальное убирают.

Чтобы точно соблюсти пропорции, отрезать следует четко поперек клеевого стержня. Разминать средство предстоит до тех пор, пока оно не станет равномерным по цвету и не нагреется.

  • первый способ – обмотать место протечки стеклотканью или стеклонитью и покрыть загустевающим жидким клеем
  • второй способ – нанести непосредственно в пробоину трубы, чтобы составу удалось проникнуть вглубь
  • при помощи смоченного в воде шпателя или другого подходящего инструмента разгладить массу по поверхности
  • перемещение заплатки возможно в течение нескольких минут
  • для устранения масштабного дефекта прямо на холодный способ сварки нанести металлическую заплатку
  • обеспечить фиксацию на период от 15 минут до часа (указано в инструкции) при помощи зажима
  • желательно воздержаться от интенсивных нагрузок на стык в течение суток, хотя первичное сцепление происходит за 60-90 минут

Если ремонтные работы проводятся в холодном помещении, следует сделать шарик массой от 50 г и выдержать его примерно 4 минуты. За это время он прогреется до +40 – +50 градусов изнутри.

Если отремонтировать нужно сложное или масштабное повреждение, лучше прибегнуть к замене детали или применить электродуговую сварку, это гарантирует надежность стыка.

Меры предосторожности

Работа с холодной сваркой должна проводиться с применением перчаток, защищающих кожу от попадания эпоксидки.

Если избежать контакта не удалось, кожу обильно промывают с мылом. Запрещено использовать предметы, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, например, кухонные ножи.

После высыхания состав полностью безопасен.

Ремонт радиаторов

Технология работ с радиаторами аналогична той, которую применяют при ремонте труб. Поверхность так же готовят – чистят, моют, обезжиривают.

Разминают необходимое количество сварки (обычно это шарик около 20 мм в диаметре) до получения равномерного цвета и повышения температуры материала, а затем придавливают и разглаживают его на поврежденном участке, фиксируя при помощи зажима или ветоши.

Вода должна быть заблаговременно перекрыта. Свищи в радиаторах устраняют при помощи стеклоткани – ею обматывают поврежденный участок и пропитывают заплатку жидким клеящим составом.

Полимеризуется состав обычно за промежуток от 30 до 40 минут, но стоит выдержать сутки перед тем, как вновь использовать отремонтированную батарею.

Холодный способ сварки поможет выиграть время до конца отопительного сезона при появлении протечек и создаст надежные временные швы просто и быстро.

Холодная сварка для труб

Холодная сварка для труб отопления – это клей для ликвидации протечек в трубопроводе, на котором отсутствуют сильные нагрузки, высокое давление, повышенные температуры. Такой ремонт системы отопления не имеет ничего общего с инверторной сваркой. Протечки устраняются благодаря высокой адгезии клеящего состава к поверхности. После схватывания холодной сварки итоговый результат не уступает по качеству классическому шву.

Нанесение средства не требует определенных навыков, поэтому ремонтные работы легко выполняются своими руками. Этот метод уместен в ситуациях, когда сваривание горячим методом опасно либо вызывает технические трудности. Он пригоден для точечной заклейки сантехники, радиаторов, труб, расширительных бачков и прочих конструктивных элементов отопительной системы.

Преимущества

  • надежное устранение трещин, сколов и протечек в бытовых трубопроводах;
  • безопасное использование, отсутствует деформация и напряжение на металле;
  • при формировании шва не допускается нагрев, не нужен дополнительный инструмент;
  • не плавит материал, подходит для ремонта металлопластиковых и пластиковых конструкций;
  • ремонт не занимает много времени, уместен для заделки течи в экстренном случае, необходимо строго соблюдать инструкцию производителя;
  • самый бюджетный способ ремонта водопроводных труб.

Недостатки

  • применяется только для мелкого ремонта повреждения трубы в местах, где отсутствует нагрузка;
  • требует тщательного соблюдения технологии нанесения, иначе не будет держаться;
  • в процессе сваривания необходимо соблюдать заданную температуру;
  • в отличие от инверторной сварки шов не является долговечным, это только временная мера.

Разновидности клеящих составов

Холодная сварка востребована для точечного ремонта труб. В продаже предлагается клей зарубежных и отечественных брендов. Он различается не только стоимостью, но и качеством. Хорошо зарекомендовали себя такие материалы:

  • Abro и HI-Gear — импортные;
  • Алмаз и Полимет — отечественные.

Главным элементом является эпоксидная смола, придающая ингредиентам однородного состава и пластичности. В качестве дополнительных компонентов применяются минеральные добавки: оксид железа, сера и другие, влияющие на качество адгезии. Их наименование и количество каждый производитель определяет самостоятельно. Для усиления прочности после застывания используется металлический компонент.

Для ремонта пригоден состав с пометкой «для труб», при этом ненужно спускать воду с отопительной системы. Холодная сварка схватывается в течение 15-30 минут. Не рекомендуется подвергать трубопровод нагрузке 1,5-2 часа после сваривания. Некоторым маркам клея необходимы сутки до полного затвердения. После заделки пробоин и трещин поверхность шлифуют с последующим грунтованием и окраской.

Критерии выбора труб и вида клея

Холодная сварка для труб различается по консистенции и составу. Жидкий клей производят двухкомпонентным – в виде клеящей смеси и отвердителя. Их соединяют в определенной пропорции непосредственно перед применением. При выборе материала для заклейки дефектов нужно учитывать состав и назначение. Пластичный аналог по консистенции напоминает пластилин. Его продают в виде однокомпонентной либо двухкомпонентной смеси. Он изготавливается в форме бруска, который перед использованием тщательно разминают. Производители предлагают такие разновидности холодной сварки:

  • для металла – пригоден для временной заклейки течи в металлическом трубопроводе с низким давлением, резервуаров, карбюраторов и радиаторов автомобилей;
  • для пластиковых труб – специализированный состав для пластиковых и пластмассовых деталей, хорошо устраняет трещины на корпусе, пригоден для пвх труб, хорошо герметизирует соединения;
  • универсальный – может использоваться для пластмассовых, металлических, полипропиленовых, стеклянных и керамических изделий, хуже склеивает по сравнению со специализированными составами;
  • для сантехники – устраняет трещины и течи на раковинах, унитазах и прочих фарфоровых и фаянсовых сантехнических приборах.

Использование холодной сварки для ремонта протечки трубы

Перед началом работ по свариванию необходимо перекрыть краны запорной арматуры, слить воду, обеспечить хороший доступ к проблемному участку. Участок с трещинами и сколами очищают от загрязнений, обезжиривают. Обязательно удаляют старые слои краски. Застарелую краску в месте течи можно очистить крупнозернистой наждачной бумагой либо болгаркой, используя специальные насадки.

Если ремонтные работы выполняются в отопительный период, слив воды из системы выполнить не всегда получится. Заделку дефектов проводят на функционирующей магистрали. При этом не следует рассчитывать на качественную адгезию между материалами. Стекающая жидкость не дает возможность хорошо прилипнуть клею к участку.

Для устранения свищей необходимо использовать холодную сварку в жидком виде. Ней хорошо пропитывают ткань и плотно обматывают поврежденный фрагмент. Такой ремонт является временным, в межсезонье рекомендуется устранить течь капитально. Пластиковые и полимерные трубы сваривают между собой по такой схеме:

  1. В местах заклеивания участки труб обрабатывают наждачной бумагой для улучшения адгезии. Процедура позволяет удалить различные загрязнения, препятствующие качественному склеиванию.
  2. На торцах труб диаметром 10-20 мм допуск перпендикулярности не должен превышать 2 мм.
  3. Места соединения муфтой обрабатывают наждаком, снимая тонкий слой пластика в пределах 0,1-0,2 мм по всему диаметру. Площадь поверхности должна быть не меньше половины длины муфты. Не допускаются грубые дефекты и заусеницы.
  4. Клеящий состав смешиваем согласно инструкции. Готовую смесь необходимо израсходовать в течение 3 минут.
  5. После нанесения смеси на соединяемые элементы готовый участок трубы зажимают прессом. Допустимый вес производитель указывает на упаковке холодной сварки.

Через 8 часов после ремонта трубопровод готов к последующей эксплуатации. Данный способ пригоден для монтажа трубопроводов и точечного ремонта.

Можно ли холодной сваркой отремонтировать батарею отопления

Для металлических контуров отопления приобретают специализированный клей, допускающий ремонт и эксплуатацию трубопровода с высокой температурой. Холодная сварка для стальных батарей отопления позволяет устранять свищи в контурах подачи горячей воды. Такой способ заделки дефектов используют временно. При первой возможности рекомендуется сварить данный фрагмент инверторным аппаратом.

Данный метод не рекомендуется применять на сложных конструктивных элементах отопительной и водопроводной магистрали. С помощью клеящего состава выполняют только поверхностный ремонт чугунных, стальных и алюминиевых трубопроводов, радиаторов, расширительного бачка при условии, что к месту дефекта имеется свободный доступ. Клеящая смесь не является полноценной сваркой. Она устраняет дефект посредством заклеивания трещины, поэтому при механическом воздействии адгезия нарушается. Соединение не устойчиво «на отрыв».

Холодная сварка для труб

Для современных технологий сегодня практически нет ничего невозможного, то что вчера еще казалось слишком тяжелым для понимания и уж точно для практического применения сегодня, оказывается можно купить на ближайшей раскладке. А ведь, по сути, когда-то и самая обычная холодная сварка была прорывом в технологиях соединения металлов.

Во многом холодная сварка, как вариант мгновенного соединения деталей отлично подходит для экстренных ситуаций, когда действовать нужно быстро не теряя ни минуты. Принцип такого эпоксидного состава довольно прост – масса композитного материала перемешивается и наносится на место соединения металла, в процессе химической реакции образуется твердая плотная корка, отлично герметизирующая место соединения. Но это только в общих словах, в действительности холодная сварка как высокотехнологичный многокомпонентный состав (чаще всего состоит из двух компонентов, редко когда масса представлена только одним химическим составом) полимерных материалов, реакция в котором происходит только после тщательного перемешивания смеси.

Первая половина практически всех составов представлена основой композиции, в большинстве случаев это эпоксидные смолы, они одновременно выступают в роли состава для полимерных наполнителей и позволяют мастике достичь однородной массы при перемешивании. Вторая половина чаще всего это сера, химический элемент, позволяющий зафиксировать эпоксидную смолу и при этом, играет роль отвердителя. Химическая реакция происходит посредством перемешивания всех компонентов и в незначительном повышении температуры смеси. Металлические вкрапления, вступают в реакцию с серой и эпоксидной смолой и как результат, образуется пластичная клейкая масса, которую легко наносить на место склеивания.

Постепенное высыхание массы происходит под действием комнатной температуры в течение 3-3,5 часов, окончательное затвердение и техническая готовность наступает через 4-5 часов. Удобство применения подобных составов проявляется и в возможности беспрепятственно заделывать небольшие повреждения в труднодоступных местах, где применение даже обычных газосварочных аппаратов или электрических инверторов невозможно.

Что может склеить холодная сварка

Исходя из возможностей мастики, можно найти довольно большое поле для практического применения составов в повседневной жизни:

  • заделывание трещин в металлических конструкциях;
  • временное усиление ненадежных участков трубопроводов;

Вместе с тем сам состав, несмотря на наличие такого далеко не полного послужного списка еще весьма далек от совершенства. Образуя при застывании твердую плотно прилегающую к месту разрыва массу, которая по твердости сможет сравниться с твердостью склеиваемого металла холодная сварка, как и все эпоксидные смолы очень чувствительна к деформациям разного рода – она боится кручения, изгиба, удара, в общем, идеальными условиями выступают только жесткие конструкции статичные состояния. Именно поэтому при проведении ремонтных работ с применением таких составов крайне важно и необходимо:

  • учитывать объем поврежденного участка и его пригодность для ремонта;
  • температурный режим склеиваемых деталей;
  • отсутствие каких-либо деформаций и напряжений в склеиваемой конструкции.

Особенности применения состава

В зимнее время, когда наступает необходимость срочно заделать трещину в трубе или батареи отопления нужно придерживаться основных принципиальных правил работы с данной мастикой:

Непосредственно перед применением состава нужно внимательно изучить инструкцию к составу. Много важной информации имеется в ней, например, важно знать о максимально допустимой температуре, при которой можно использовать состав, основной компонент, входящий в состав мастики, какие особенности имеет состав в плане применения, какой металлизированный наполнитель используется.

Если проанализировать рынок всех видов холодной сварки, то станет ясно, что самыми доступными выступают низкотемпературные составы, которые имеют максимальную рабочую температуру в 50-100 градусов, и ничем особым кроме как надежным соединением повреждений при нормальной температуре не выделяются. Более дорогие составы, к примеру, которые могут выдерживать максимальную температуру свыше 200, а то и 1000 градусов обладают отличной пластичностью и способны расширяться, так же как и сами склеиваемые детали. Такие составы, отлично подходят для устранения протечек систем индивидуального и централизованного отопления. Внимание! При экстренном ремонте повреждения трубы или батареи можно использовать для временного закрытия течи и самые дешевые смеси, ведь для временного закрытия протечки на 2-3 дня будет достаточно и них.

Какие составы холодной сварки бывают

Рассчитывая пополнить тревожный набор для экстренных случаев важно правильно подобрать наиболее эффективный и качественный состав. Сегодня классификацию клеящих мастик можно проводить по нескольким характеристикам:

  • по типу производителя:
  • отечественные компании;
  • зарубежные производители;
  • консистенции:
  • жидкие составы;
  • твердые пластичные композиции;
  • по типу применения:
  • универсальные;
  • для склеивания металла;
  • для соединения бетона;
  • для керамических изделий и фарфора;
  • для цветных металлов;
  • для пластика и полимерных материалов;
  • быстроотвердевающие для нормальных условий;
  • рассчитанные для применения в воде.

Оценивая стоимость составов различных производителей, сегодня наиболее приемлемым с точки зрения демократичности цены, выступают продукты отечественных производителей, это доступные двухкомпонентные составы, имеющие различные направления применения. Зарубежные аналоги существенно отличаются по стоимости от отечественных, они стоят на порядок дороже, но при этом нужно отдать должное и качество соединяемых деталей существенно выше. Среди наиболее популярных на рынке торговых марок и средств сегодня выступают следующие составы:

  • Cold Weld Magnum Steel;
  • Poxipol Liquid Metal Fe 1;
  • Abro Steel;
  • «Титан»;
  • «Момент СуперЭпокси»;
  • «Быстрая сталь».

Кроме выше перечисленных марок, неплохие результаты показывают и отечественные Полимет и Алмаз, наиболее активно продвигаемые на рынок торговые марки.

Как использовать холодную сварку для ремонта протечки трубы

Для устранения протечки трубы с помощью холодной сварки рекомендуется следовать следующему алгоритму:

  • перекрыть участок отопления с поврежденной трубой;
  • слить воду (желательно) из данного участка;
  • очистить трубу по окружности на 4-5 см выше и ниже места протечки до металла;
  • удалить ржавчину и обезжирить;
  • отрезать от массы холодной сварки необходимый для заделывания свища кусок мастики;
  • размыть руками массу до состояния мягкого пластилина, когда визуально невозможно отличить компоненты;
  • нанести мастику на место порыва, и равномерно на всю трубу сформировав веретенообразное утолщение в месте ремонта;
  • дать просохнуть в течение 3-3,5 часов, до образования твердой жесткой массы;
  • в случае необходимости отшлифовать и нанести слой защитной краски;

Совет: для улучшения свойств мастики рекомендуется усилить место соединения дополнительно бандажем из технической ткани или, в крайнем случае, используя бинт или марлю.

Нанеся первый слой мастики в 1-2 мм на место повреждения, сверху начать обматывать место ремонта не трубе тканью, дополнительно нанося между слоями мастику. Однако, следует четко понимать, что применение такого состава это только временная мера, и требует для обеспечения безопасности применения нормального квалифицированного ремонта за заменой аварийного участка.

Клей для труб ПВХ: обзор лучших составов и инструкция по применению

На смену металлическим и керамическим трубам приходят полимерные изделия. Они становятся все популярнее благодаря своим очевидным преимуществам – долговечности, легкости, устойчивости к коррозии и воздействию агрессивных веществ. При бережном обращении пластиковый трубопровод способен прослужить не менее полувека.

Главное – обеспечить качественную, герметичную стыковку элементов. Для сборки деталей используют специальный клей для труб ПВХ. Так называемая “холодная сварка” позволяет с минимальными трудозатратами соорудить водопровод. Однако использование клея имеет ряд нюансов, которые необходимо изучить до начала работ.

В статье обозначены преимущества клеевого способа соединения пластиковых труб, приведен обзор лучших производителей, а также даны рекомендации по выбору подходящего состава. Пошаговая инструкция склеивания ПВХ-изделий поможет самостоятельно собрать трубопровод и избежать возможных ошибок.

Преимущества клеевого соединения труб

Трубы из полимеров сваривают, склеивают или соединяют между собой механически. Первый способ самый популярный. Для сварки используют специальное оборудование и насадки, подобранные по диаметру трубопровода.

Такую работу лучше поручить профессиональным мастерам. Вариант – арендовать или купить сварочный аппарат. Это дорого, зато поможет освоить еще один полезный навык.

Метод соединения с помощью клея менее распространенный, однако не менее эффективный. Его принято называть «холодной сваркой». Клеевые швы получаются настолько же (а иногда даже более) надежными, как и сварные.

Единственный нюанс: практически все типы клеев для пластиковых труб рассчитаны на системы холодного водоснабжения и могут быстро утратить свои свойства под воздействием высоких температур.

Плюсы склеивания ПВХ-труб с помощью специальных композиций:

  1. Снижение рисков возникновения протечек. При склеивании отрезков трубопровода детали соединяются на молекулярном уровне. Швы абсолютно герметичны, а начать протекать они могут начать только под воздействием высокой температуры или давления.
  2. Минимальные трудозатраты. Для склеивания труб не нужны какие-то дополнительные сложные процессы. Это простой метод, не требующий особых навыков.
  3. Быстрый и дешевый монтаж. Все операции можно выполнить своими руками. Достаточно только купить материалы и подобрать правильный клеевой состав. Не нужно искать сварочный аппарат.
  4. Малый расход энергоресурсов. Аппарат для сварки полимерных труб работает от электросети, а для склеивания деталей оборудование не требуется. Это дополнительная экономия на материалах и энергоресурсах.
  5. Универсальность. Метод подходит для соединения деталей трубопровода любого диаметра – от 6 до 400 мм. Его можно применять при монтаже водопроводной и канализационной систем.

Холодная сварка – дешевый и удобный способ монтажа трубопровода. Для его применения не нужно ничего, что способно привести к удорожанию работ: не приходится тратиться на дополнительные соединительные элементы или спецоборудование.

Принцип действия всех видов клея для полипропиленовых труб примерно одинаков. Составы частично растворяют полихлорвинил и прочно связывают частицы.

В композиции входят присадки, улучшающие адгезию. При склеивании растворитель быстро испаряется, а состав отвердевает, набирает прочность. В результате получается высокопрочное соединение.

На рынке можно найти продукцию для создания высокопрочных соединений и зарубежных, и отечественных производителей.

Обзор лучших марок

Во всех рейтингах клеев для труб ПВХ лидируют торговые марки Tangit (Германия), Genova (США), Griffon (Нидерланды), Gebsoplast (Франция). Покупатели неплохо отзываются о клеях «Феникс», «Винилит», «Марс» и других, но они не настолько востребованы и популярны.

Все виды клея для полимерных труб действуют по одному принципу, выпускаются в упаковках различного объема, а выбирать подходящий состав следует в зависимости от назначения и технических характеристик.

Правила работы с клеевыми составами

При работе с клеем всегда следует читать рекомендации производителей. Многие составы нельзя оставлять открытыми более нескольких минут, т.к. они быстро схватываются, что затрудняет их дальнейшее использование. Среднее время, в течение которого клей может оставаться открытым, – 4-5 минут.

При покупке конкретной марки клея стоит обратить внимание на его подготовку к работе. Некоторые виды достаточно просто перемешать, а вот двухкомпонентные составы приходится правильно соединять, следить за их консистенцией.

Есть риск неправильного смешивания, что приводит к утрате или изменению клеящих свойств.

Цвет и вязкость имеют значение. Опытные сантехники отдают предпочтение составам средней вязкости. Их легко наносить, а при соединении деталей такой клей не растекается, его не приходится лишний раз удалять салфетками.

Что касается цвета, то бесцветный состав подходит для белых и цветных труб. Его не видно, даже если капли выступили за пределы склеиваемой зоны и застыли.

Критерии выбора труб и вида клея

При покупке труб и фитингов обращают внимание на назначение изделий, диаметр, толщину стенок изделий. Принципиальное значение имеет торговая марка.

Хороший бренд – это не только деньги, вложенные в рекламу, но и реальное качество, благодаря которому продукция не теряет позиций на рынке. Всегда лучше выбирать надежных изготовителей, даже если их товары обходятся чуть дороже безызвестных аналогов.

Выбирая комплектующие, стоит читать техническую документацию, где указано назначение продукции, температурный режим, при котором она остается функциональной, запас прочности и срок эксплуатации, гарантии производителя.

Следует внимательно рассмотреть трубы и фитинги. Их внутренние и наружные поверхности должны быть гладкими, а структура – однородной, без признаков расслоения, потеков, трещин и других дефектов.

При покупке клея учтите не только характеристики самого состава, но и такие нюансы:

  • Место монтажа трубопровода. Условия работы на различных участках могут быть очень разными по степени загрязнения, температуре жидкости в трубах или окружающей среды и другим важным параметрам. Не исключено, что для разных зон клеевые композиции придется подбирать отдельно.
  • Давление жидкости. Все производители заботятся, чтобы к ним не было лишних претензий от покупателей, поэтому обязательно указывают, какое давление выдерживает труба, склеенная их составом. Чем выше эта характеристика, тем надежнее и дороже клей. Экономить нерационально. Необходимо сопоставить давление в водопроводе с указанным на упаковке клея значением.
  • Особенности нагрузок. Нередко трубопроводы могут сдвигаться при механическом воздействии снаружи или из-за давления изнутри. Если возможны серьезные сдвигающие нагрузки в месте соединения, следует выбрать более надежный клей.
  • Температурный режим. Некоторые виды клея отлично подойдут для обустройства системы ХВС, но будут неэффективны для канализационного трубопровода, т.к. температура стоков отличается.

При выборе клея важно учесть особенности составов. Обычно в них входят летучие ядовитые вещества. Людям, склонным к аллергии, лучше не работать с токсинами: придется либо поручить монтаж трубопровода специалистам, либо выбрать другой способ соединения деталей.

Трубы, фитинги, клеевые составы следует покупать только в специализированных торговых точках. Не стоит экономить, выбирая «такие же» товары на стихийном рынке.

Популярную продукцию часто подделывают, поэтому лучше обращаться к продавцам с хорошей репутацией, которые следят за надежностью своих поставщиков, готовы предоставить гарантии или обменять некачественный товар.

Пошаговая инструкция по использованию состава

Перед тем как начать склеивать пластиковые трубы, следует убедиться, что в помещении обеспечена нормальная циркуляция воздуха, а температура находится в пределах 5-35°С.

Помимо материалов, для работы потребуются некоторые инструменты:

  • для разметки – маркер и измерительные инструменты;
  • для отрезания труб – ножницы-труборезы, электролобзик или ножовка;
  • для зачистки поверхностей – наждачная бумага;
  • для обезжиривания – растворитель;
  • для нанесения состава – сам клей, кисточка из натуральной щетины (некоторые клеи, в т.ч. Tangit, сразу комплектуются подходящей кисточкой) или клеевой пистолет.

Подготовка поверхностей – архиважный этап склеивания деталей. Они должны быть идеально гладкими и обезжиренными. Если на трубе останутся загрязнения, клей возьмется только поверх них, образует пленку, но с самой поверхностью будет плохой контакт. Это может привести к появлению протечек со временем.

Трубы ПВХ готовят к предстоящему склеиванию в несколько шагов:

Технология склеивания трубопроводов:

  1. Разметка труб. Перед началом монтажа трубопровода должны быть подготовлены проект и подробная схема. По ним замеряют и размечают трубы.
  2. Разрезание труб. Следующий этап – подготовка отрезков нужной длины. Лучше всего использовать труборезы, но подойдут и другие инструменты. Главное, чтобы места разрезания были ровными. Края зачищают наждачной бумагой.
  3. Склеивание элементов системы. Удобнее всего – клеевой пистолет. С его помощью можно равномерно и аккуратно распределить состав по поверхности. Если пистолета нет, следует воспользоваться кистью. Клей наносят так, чтобы в выбранной зоне не осталось свободных от него участков.
  4. Соединение деталей. Для соединения элементы системы прижимают друг к другу как минимум на 20-30 секунд. За это время состав густеет, становится более вязким. Потом деталь можно отложить на сутки. Важно, чтобы сила сжатия была достаточной, иначе стык может подтекать при эксплуатации.
  5. Очистка труб. Как бы аккуратно ни был нанесен клей, он может выступить за пределы намеченной зоны. Его убирают сразу же, пока не застыл. Для этого подойдет влажная салфетка, ветошь или губка.
  6. Полимеризация состава. Для отвердевания клея нужно 20-24 часа, поэтому лучше не трогать систему раньше. Нельзя сдвигать, разъединять и снова соединять детали, пускать воду по трубам.

Когда процесс полимеризации клея завершится, следует проверить эффективность работы системы. Ее запускают в рабочем режиме и тщательно исследуют все стыки.

Если нигде не подтекает, все в порядке. Если же обнаруживаются протечки, соединения дополнительно герметизируют.

Оцените статью