Художественная обработка материалов что это такое?

Художественная обработка материалов - это один из видов декоративно-прикладного искусства. Декоративное искусство - обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит худ
Содержание

Художественная обработка материалов что это такое?

Образовательная программа «Художественная обработка материала»
рабочая программа на тему

Художественная обработка материалов — это один из видов декоративно-прикладного искусства. Декоративное искусство — обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком.

Скачать:

Вложение Размер
Образовательная программа «Художественная обработка материалов» 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа №735

юго-восточного административного округа

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»

Исраэлова Татьяна Витальевна

учитель технологии шк.№ 735

МОСКВА, 2010 год.

Художественная обработка материалов – это один из видов декоративно – прикладного искусства. Декоративное искусство (от латинского dekoro – украшаю) – обширная область пластических искусств, которая как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально – декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, мозаик, украшающих фасады и интерьеры), декоративно – прикладное и оформительское искусство.

Декоративно – прикладное искусство – область декоративного творчества, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение, в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, одежды, игрушек). Декоративно – прикладное искусство – одна из важнейших областей народного творчества; в ХХ веке тесно связано с дизайном.

Произведениями декоративно – прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, а также одежда, украшения. Наряду с делением произведений декоративно – прикладного искусства по их

практическому назначению в научной литературе со второй половины Х1Х века утвердилась классификация областей по материалу (металл, керамика, древесина, ткань) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литье, инкрустация и т. д.).

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно – прикладного творчества в то же время как бы поглощаются ею. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Становление, эволюция и смена художественных стилей протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства.

Отдельные отрасли декоративно – прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из теста, из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к искусству – это этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Художественная обработка требует определенных знаний и умений. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей. Все объекты труду подбираются так, чтобы они были познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о художественных видах обработки материалов.

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 12 – 13 лет по 2 часа в неделю. Общее количество часов за учебный год – 72 часа.

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: способствовать формированию у учащихся художественной

культуры, развитию художественно – творческой активности и

овладению образным языком декоративно – прикладного искусства.

— сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;

— научить различным способам обработки материалов;

— способствовать развитию творческого и художественного вкуса;

— совершенствовать трудовые умения детей;

— сформировать культуру труда.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо:

— создать необходимые условия для творческой деятельности;

— оказывать психологическую поддержку учащимся на занятиях;

— охранять и укреплять физическое и психическое состояние учащихся;

— использовать рациональные и эффективные организационные формы работы, направленные на развитие интеллектуально – волевой, эмоциональной и воспитательной деятельности детей;

— контроль и коррекция деятельности.

  1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации поставленных задач использованы методы обучения на обогащение творческого воображения и мышления учащихся, увлеченных этим видом деятельности. Это:

— рациональное использование времени на занятиях, оптимальность темпа;

— обратная связь с детьми;

— оценка учебной работы;

— соблюдение правил труда и техники безопасности.

Педагогические технологии и личностно – ориентированный подход:

— отбор учащихся по принципу заинтересованности;

— практико-ориентированное развитие личности, индивида;

— расширение круга общения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На занятиях художественной обработки материалов раскрываются большие возможности овладения работы с различным материалом: тканью, различными видами ниток, шпоном, бумагой, сухоцветом и т.д.

Дети знакомятся с понятиями икебана, составлением композиций, росписью по стеклу, с декорированием предметов, что развивает творческие способности, мышление, воображение.

В процессе художественной обработки материалов прививаются такие качества, как усидчивость, аккуратность, трудолюбие, развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер, концентрируется внимание, т.к. ребенок сосредотачивается на процессе изготовления работы, стремясь к желаемому результату.

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе работы по данной программе можно использовать:

— новые педагогические технологии в воспитательном процессе;
— литературу по разделам: «Декоративные растения», «Икебана. Бонсли», «Роспись по стеклу», «Аппликация», «Работа с кожей и др. материалом» и т.д.

3.2. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

— дидактический материал по изучению составления композиций;

— дидактический материал по изготовлению панно;

— образцы поделок, эскизы панно;

— дидактический материал по изучению специальных терминов.

3.3. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия кружка должны проводится в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. Дети занимаются сидя за столом по 2 человека и группой по 5 человек. Необходим шкаф для хранения оборудования, дидактических пособий, методической литературы, стенды для выставки готовых изделий. Для занятий необходимо иметь нужные инструменты, материалы – ткань, шпагат, веревку, ножницы, клей, иголки.

3.4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Оценка творческого роста учащихся, активности, уровня усвоения знаний.

Форма оценки контроля: участие в выставке – 1 раз в год.

  1. Оценка обученности, самостоятельности, сообразительности.

Форма оценки контроля: задания на самостоятельное выполнение композиции, изделия.

Зачетная система контроля позволяет:

— проследить уровень обученности, усвоения учащимися программного материала;

— выявить наиболее способных детей;

— накопить демонстрационный материал.

  1. Оценка качества изготовления детских работ по разработанным критериям оценки:

— качество выполнения отдельных деталей;

— творческий замысел;- знание понятий – композиция, композиционный центр, симметрия.

  1. Результативность программы призвана обеспечить:

— освоение приемов составления букетов, композиций;

— умение понимать графические изображения, выполнять изделия;

— знакомство с техникой обработки материалов;

— приобретение знаний и расширение кругозора.

3.5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В КРУЖКЕ

Изготовление изделий идет по этапам:

— композиционное решение, осмысление творческого замысла;

— приготовление отдельных элементов изделия;

— усвоение отдельных терминов, понятий;

— сборка композиций, изделий, панно;

— обсуждение готовых работ (самооценка, мнение товарищей, оценка педагога).

Демонстрируя образцы отдельных элементов изделия, педагог останавливается на качестве выполнения элементов, творческой фантазии. После объяснения дается детям возможность задавать вопросы. Непосредственный процесс изготовления идет по этапам. Каждый этап предваряет объяснение с показом или без него. Затем совместное выполнение и сразу же контроль работы каждого ребенка с целью исправления ошибок на начальной стадии.

3.6а. ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОЗРАНЫ ТРУДА

  1. Руководитель кружка несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
  2. Обязан создать здоровые и безопасные условия для проведения занятий.
  3. Несет ответственность за нарушение техники безопасности и норм гигиены.
  4. Готовит кабинет к занятиям.
  5. После окончания занятий отключает электроприборы, находящиеся под напряжением и приводит в порядок кабинет.
  6. Запрещается применять приборы и оборудование без актов соответствия требованиям техники безопасности и охраны труда.

3.6б. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Пользоваться ножницами с тупыми концами.
  2. Ножницы передавать за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
  3. Пользоваться ножницами только на период работы.
  4. После работы ножницы убрать.
  5. Опасаться попадания клея в глаза. В случае попадания – промыть глаза проточной водой.

Технологии художественной обработки материалов

Технология художественной обработки материалов – специальность, объединившая художественные и технологические дисциплины. Студенты по итогам обучения смогут не только изобразить изделие, а и изготовить его. Получение теоретических знаний и практических навыков позволяет в дальнейшем реализовать себя в рекламе, промышленном дизайне, других сферах деятельности.

Описание

Подготовкой специалистов по дизайну и обработке материалов занимаются высшие учебные заведения (код 29.03.04). В процессе обучения учащиеся осваивают:

  • компьютерное моделирование и проектирование;
  • классические и новейшие технологии обработки;
  • художественные приемы, повышающие эстетическую ценность готовой продукции.

Учебный процесс построен таким образом, чтобы будущий специалист имел возможность создать эскиз изделия и воплотить его в конкретный объект, представляющий художественно-техническую ценность. При реализации проекта он должен использовать материалы двух и более классов, умело их совместить. Для этого необходимы не только дизайнерские навыки, но и инженерная подготовка.

Поступление и обучение

В России 32 ВУЗа обучают студентов технологиям прикладной обработки материалов.

Уровень подготовки – бакалавриат. Поступление возможно только на базе полного среднего образования (11 классов).

Вступительные испытания для абитуриентов:

  • математика (профильный предмет);
  • русский язык, информатика, химия или физика (на усмотрение учебного заведения);
  • иностранный язык (на усмотрение учебного заведения);
  • творческий конкурс или собеседование.

Срок обучения зависит от выбранной формы:

  • очно – 4 года;
  • заочно – 5 лет;
  • очно-заочно – 5 лет;
  • вечерняя – 5 лет.

Профильные дисциплины

В программе подготовки акцент сделан на следующих предметах:

  • рисунок;
  • живопись;
  • композиция;
  • компьютерный дизайн;
  • промышленный дизайн;
  • скульптура и лепка;
  • 3D визуализация;
  • разработка и создание художественных объектов;
  • технология художественной обработки;
  • художественное материаловедение.

Студенты проходят практику на кафедре и в лабораториях университета, а также на производстве. В учебную практику обязательно включается научно-исследовательская работа.

Выпускники высших учебных заведений готовы к самостоятельной работе.

Их знания позволяют:

  1. Выбирать наиболее оптимальный материал для изготовления продукции, учитывая его характеристики и эксплуатационные особенности.
  2. Определять свойства материалов визуально и с использованием физико-химического анализа.
  3. Разрабатывать современные технологии обработки материалов и внедрять их в технологический процесс.
  4. Самостоятельно выбирать инструменты и оборудование для изготовления промышленно-художественных объектов.
  5. Контролировать параметры продукции, производственный процесс, качество материалов.
  6. Придумывать и создавать эскизы предметов.
  7. Заниматься реставрацией.
  8. Подбирать материалы, учитывая их художественную совместимость.
  9. Оценивать эстетическую ценность конкретного изделия, руководствуясь художественными критериями.
  10. Изготавливать композиции из разных материалов.
  11. Проектировать объекты из материалов разных групп.
  12. Участвовать в проектировании участков мелкосерийного выпуска продукции.
  13. Возглавить дизайнерский отдел на предприятии, организовывать и контролировать работу подчиненных.

Перспективы

Технолог и художник по материалам может реализовать творческий потенциал в мастерских по обработке гранита, мрамора, других камней, на ювелирных фабриках, в компаниях, занимающихся разработкой промышленного дизайна.

Одна из наиболее востребованных и прибыльных сфер деятельности – дизайн и изготовление памятников, надгробий. Мастера получают фиксированный оклад и процент от заказов. Оплата труда специалистов без опыта или с минимальным опытом стартует с 45-50 тысяч рублей.

Кем еще может работать выпускник факультета «Технологии обработки материалов»? На рынке труда есть спрос на:

  • дизайнеров мебели, изделий из керамики и малой пластики;
  • специалистов по созданию и росписи витражей;
  • 3D дизайнеров;
  • художников по металлу, дереву, стеклу.

Промышленный дизайнер

Востребованная профессия с хорошими перспективами. Промышленный дизайн охватывает разные производства:

  • текстильное;
  • кожгалантерейное;
  • мебельное;
  • деревообрабатывающее;
  • автомобилестроительное;
  • проектирование машин, станков и другого оборудования.

Главная задача промышленного дизайнера – придумать и создать продукцию, в которой эргономика сочетается с эстетикой и функциональностью.

Эргономичность готовых образцов – основной критерий оценки работы специалиста. Работа над проектом включает все этапы: от создания эскиза и его визуализации до конструирования отдельных элементов продукта и презентации его прототипа.

Промышленные дизайнеры часто участвуют в научных исследованиях, касающихся эргономики, а также контролируют испытания опытных образцов перед их запуском в серийное производство.

Востребованному работнику нужны знания в области инженерии, механики, рисования, а также чувство стиля и цвета. Промышленные дизайнеры не создают чертежи самостоятельно – их задача сводится к оптимизации существующих товаров, чтобы повысить их эстетическую и практическую ценность, привлекательность в глазах потребителей.

Заработная плата по России в среднем – 70-75 тысяч рублей. Крупные компании предлагают штатным сотрудникам 150-170 тысяч рублей.

Дизайнер-визуализатор

Визуализатор разрабатывает и оформляет 3D-объекты. Его услуги востребованы в рекламе, киноиндустрии, при разработке сайтов, компьютерных игр, мобильных приложений.

Все чаще открывают подобные вакансии архитектурные бюро, студии дизайна интерьера, компании по созданию упаковки. Оплата труда – 45-55 тысяч рублей, встречаются предложения с окладом 205 тысяч.

Профессии будущего

Технический прогресс не замедляет обороты, рождая потребность в новых профессиях. Среди них – science-художники и дизайнеры носимых энергоустройств. Появление этих профессий прогнозируют в 2021-2023 годах.

Science-художник

Специалист, использующий в своем творчестве научные достижения и данные исследований. Эта деятельность взаимодополняющая, когда творец может предложить работу, в которой отображена окружающая действительность, грядущие изменения. Важно, чтобы готовый продукт вызывал у зрителя или пользователя яркие эмоции.

Наглядный пример для иллюстрации – писатель Жюль Верн, придумавший и подробно описавший в своем романе подводную лодку задолго до ее появления. Иными словами, Science-art задает направление развития.

Дизайнера носимых энергоустройств

Носимые энергоустройства – товары и гаджеты, предназначенные для индивидуального использования. Все они генерируют энергию небольшой мощности. Дизайнер придумывает концепцию и форму, подбирает цвета и фактуры, с которыми пользователю будет комфортно взаимодействовать.

К носимым энергоустройствам относятся не только гаджеты, а и обувь, одежда, аксессуары. Появление профессии прогнозируют к 2025 году, но базовую подготовку можно получать уже сейчас.

  • Российский химико-технологический университет имени Менделеева;
  • Санкт-Петербургский госуниверситет промышленных технологий и дизайна;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Московский политехнический университет;
  • Уральский федеральный университет имени Ельцина;
  • МИРЭА — Российский технологический университет;
  • Северо-Восточный федеральный университет;
  • Вятский государственный университет;
  • Иркутский НИТУ;
  • Южно-Уральский госуниверситет;
  • Ивановский химико-технологический университет;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет;
  • Новосибирский государственный техуниверситет.

Технология художественной обработки материалов

«Технология художественной обработки материалов»
«Технология обработки драгоценных камней и металлов»

профиль «Технология художественной обработки материалов»:
очная – 4 года, заочная – 4 года 11 месяцев.

профиль «Технология обработки драгоценных камней и металлов»:
очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет.

На базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.

Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в Школе ювелирного мастерства.

Бакалавриат

Сферой деятельности специалиста является создание художественного образа и разработка технологии изготовления художественных и ювелирных изделий с использованием информационных технологий и современного оборудования, разработка авторских проектов объектов дизайна, разработка технологии реставрации объектов культурного наследия, научно-исследовательская деятельность.
Студенты получают серьезную теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а также имеют уникальную возможность воплощать свои творческие идеи в мастерских института и ведущих предприятий по производству художественных и ювелирных изделий, как в России, так и за рубежом. Выпускники успешно работают дизайнерами, реставраторами, специалистами на промышленных предприятиях, в организациях, осуществляющих экспертизу технического состояния и оценку эстетической ценности объектов дизайна, а так же применяют свои знания в учебно-методической, педагогической и научно-исследовательской деятельности. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Художественная обработка материалов» и аспирантуре по специальности «Техническая эстетика и дизайн».
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают предприятия по производству ювелирных и художественных изделий, а именно: «Кахалонг», Екатеринбургский ювелирный завод, ОАО «Анастасия», ООО «СП «Лазертех», ОАО «Русские самоцветы», ООО «Узор» и др.

Отличительной особенностью направления «Технология художественной обработки материалов» является гармоничное сочетание технических знаний и навыков с индивидуальной творческой особенностью обучаемых студентов. В процессе обучения студенты получают профессиональную творческую подготовку, необходимый объем знаний по художественному материаловедению, технологии создания и реставрации объектов дизайна, контролю качества и оценки художественных и ювелирных изделий, инженерно-технологическому оборудованию и информационным технологиям. Получение образования предусматривает специализацию по видам материалов. На кафедре проводятся мастер-классы ведущими художниками, реставраторами и представителями других профессий. В соответствии с договором о сотрудничестве с Государственным музеем городской скульптуры студенты проходят обучение по программам «Менеджмент выставочных проектов» и «Организация межмузейных выставочных проектов». Студенты принимают участие в научной работе, одним из направлений которой является реставрация экспонатов Центрального Научно-Исследовательского Геологоразведочного музея им. Академика Чернышёва. Студентам предоставляется возможность пройти стажировку на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях, фирмах по производству и реставрации объектов дизайна (ООО «Грингор», СПб; ОАО «Росювелирпром»; Костромской ювелирный завод и других университетах и институтах; дизайн-студиях, проектных бюро, интерьерных салонах). Существуют индивидуальные программы проведения практик и стажировок за рубежом – в Великобритании, Италии, Франции, Финляндии, Германии. Ежегодно в университете проходит Всероссийская олимпиада по специальности «Технология художественной обработки материалов».

Бакалавриат

Наши выпускники работают:

  • ведущий художник Росювелирпрома (производство ювелирных изделий);
  • ведущий технолог Росювелипрома;
  • дизайнер, эмальер ОАО «Русские самоцветы»;
  • ювелир ООО «Узор»;
  • генеральный директор компании «Мози» (изготовление ювелирных изделий);
  • ведущий дизайнер компании «Мария» (производство мебели);
  • директор ООО «Кит» (производство сувениров);
  • ИП «Карелка» (производство витражей);
  • ОАО «Арина» (ювелирное производство);
  • начальник производственно-технологической лаборатории «Республиканского центра национальных видов спорта»;
  • преподаватели в «Колледже им. К. Фаберже».

Трудоустройство происходит на основании заказа предприятия при обращении непосредственно на кафедру, а также по приглашению работодателей при прохождении практики, выступлении на конференциях и выставках творческих и научных работ.

Выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, далее в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет СПбГМТУ

29.03.04.01 Технология художественной обработки материалов

Форма обучения: Очная форма

Минимальный балл в 2021 году

Предмет Б К
Математика
Обязательный
45 39
Рисунок, живопись, композиция
Обязательный
50 40
Русский язык
Обязательный
45 40

15

Форма обучения Количество мест Стоимость
Очная форма Контрольные цифры приема 10 2 2 195 900
Преимущества
  • Военная кафедра
  • Государственная аккредитация
  • Общежитие
  • Буклет

Паспорт программы

Описание программы

О профессии

Выпускники

Контактное лицо

Петрова Светлана Георгиевна

Руководитель программы

Календарный план

Учебные корпуса

Выпускающие кафедры

Файлы

  • Буклет
  • Вступительное испытание
  • # Разработка дизайн-проектов
  • # художественное производство
  • # декоративно-прикладное искусство Дизайн
  • # искусство
  • # технологии
  • # материалы
  • # мастерство
  • # проектирование

Описание программы

Направление «Технология художественной обработки материалов» (далее ТХОМ) является уникальным в ряду художественных направлений, представленных в российских профильных Вузах. Это обусловлено тем, что программа обучения предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных не только решать сложные комплексные задачи в области дизайна, искусства и технической эстетики, но и находить грамотные технологические схемы для их решения, со знанием инженера разрабатывать новые и даже новаторские объекты художественной среды. При этом, находясь в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, выпускающего кадры для судостроительной отрасли, ТХОМ имеет явную «морскую» направленность. Это также является конкурентным преимуществом в сравнении со многими художественно-ориентированными учебными заведениями, так как только здесь можно получить уникальные знания в области дизайна и художественной эстетики корабля, включающее в себя также проектирование интерьеров и экстерьеров корабля, и других, связанных с ним, инженерных сооружений. На данный момент ТХОМ единолично занимает эту нишу в Российском профессиональном образовании, благодаря чему, выпускники ТХОМ очень востребованы на рынке труда и легко обретают престижную и высокооплачиваемую работу в сферах гражданского, военного судостроения, а также в смежных с ними областях.

Выпускники направления ТХОМ работают на ведущих предприятиях города (ЦКБ «Рубин», завод «Армалит», ОАО «Алмаз-Антей», Эрмитаж и др.), в частных российских и зарубежных компаниях, в том числе проектирующих яхты. Находясь на стыке технического и гуманитарного образования, специалист по технологии художественной обработки материалов очень ценен для любого работодателя. Спектр идей и изделий, необходимых для наполнения экстерьеров и интерьеров судов, огромен — от дизайна функциональных элементов и конструкций до наполнения предметами интерьера корабля. При этом к каждой такой вещи, как правило, предъявляются высокие требования по качеству или особенностям эксплуатации, а это, в свою очередь, предполагает поиск нестандартных технологических и эстетических решений.

Кроме того, приобретённые знания и квалификация, позволяют выпускнику работать в компаниях, занимающихся разными видами дизайна; на предприятиях, изготавливающих художественные изделия различного назначения, в реставрационных фирмах, дизайнерских бюро и предприятиях по выпуску изделий декоративно-прикладного искусства и ряде других. За время учебы он осваивает практические навыки работы с различными материалами, применяемыми в декоративно-прикладном искусстве, и приобретает обширные знания о технологических процессах при производстве художественных изделий из металла, керамики, стекла, дерева и других материалов. В дополнение к этому, в процессе обучения студент получает необходимые знания по организации собственной мастерской или производственного помещения. Благодаря такой подготовке, выпускник ТХОМ является не только профессионалом в области эстетики и дизайна, но и становится компетентен в вопросах технологии и производства.

При обучении на данном направлении используются авторские программы. Важной особенностью направления «Технология художественной обработки материалов» является гармоничное сочетание в программе обучения дисциплин художественного цикла (рисунок, живопись и цветоведение, композиция, скульптура и лепка, дизайн) и технологических дисциплин (основы технологии художественной обработки материалов, технология художественного литья и обработки художественных отливок, керамика и фарфор, специальные технологии художественной обработки, художественная ковка, художественная эмаль, мозаика, витраж, реставрация художественных изделий из металла). Большой объем учебной нагрузки приходится на освоение студентами различных инженерных и графических компьютерных программ. Студенты по перечисленным дисциплинам получают как теоретические знания, так и практические навыки, выполняют комплексные творческие курсовые работы.-.от эскиза до изделия. Преимуществом при обучении по направлению ТХОМ в СПбГМТУ в отличие от других профильных Вузов является то, что практические занятия проходят в действующих лабораториях и мастерских кафедры материаловедения и технологии материалов СПбГМТУ, а это: учебная лаборатория художественного литья, учебная лаборатория керамики, мозаичная, эмальерная, витражная и столярная мастерские. Важным этапом обучения являются практические занятия с посещением судостроительных верфей и непосредственно самих судов различного назначения.

Во время производственных практик студенты участвуют в творческих и реставрационных работах (губернаторская программа «Фасады СПб», здание Синода, Новодевичий монастырь, ГМЗ «Царское село», храм «Святого Пантелеймона» г. Москва, учебное парусное судно «Мир»). Участие студентов кафедры в ежегодной Всероссийской олимпиаде по направлению ТХОМ демонстрирует их высокий творческий потенциал, что подтверждается многочисленными дипломами в различных номинациях. Это же в полной мере относится и к работам, участвующим в ежегодном конкурсе студенческих работ по направлению ТХОМ.

На высокий научный и творческий потенциал бывших выпускников указывает то, что несколько человек уже являются кандидатами наук, ряд принят в члены творческих союзов РФ. Полученные знания и навыки, последующий опыт работы позволили многим выпускникам достичь высокого карьерного роста, как: руководитель художественно-творческой реставрационной мастерской, заместитель генерального директора «РосЮвелирПрома», главный дизайнер совместной немецко-российской строительной фирмы, главный дизайнер мебельного производства, художник-конструктор судового КБ, главный конструктор КБ Судовых приборов, главный технолог предприятия по производству художественных изделий из металла, инженеры-технологи на ряде предприятий судостроительной отрасли, руководители собственных малых предприятий по производству художественной продукции.

Обучение по специальным дисциплинам ТХОМ ведут высококвалифицированные преподаватели — члены союза художников РФ, кандидаты и доктора технических наук.

Таким образом, студент, поступивший на обучение по направлению «Технология художественной обработки материалов» получает уникальное образование, а следовательно интереснейшую и востребованную, в условиях активно развивающейся отрасли, профессию.

Цель программы

Выпуск высококвалифицированных универсальных специалистов, компетентных в вопросах эстетики, дизайна, материаловедения, технологий обработки и производства. Сочетание способностей художника, инженера и технолога. Возможность трудоустройства по специальности в различных отраслях производства. Получение интересной и творческой профессии, с безграничным простором для самореализации.

Достижения

Студенты ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде по технологии художественной обработки материалов, различных научно-практических конференциях (в том числе по направлению ТХОМ) и конкурсах студенческих работ. Студенты ежегодно занимают призовые места (в том числе одерживают абсолютные победы или победы в различных номинациях).

Дисциплины

  • Дизайн
  • Композиция
  • Компьютерная графика
  • Специальные технологии художественной обработки материалов
  • Технология художественного литья

Преподаватели

  • Виноградова Светлана Эдгаровна
    Доцент

Член Союза Художников СПб, художник и мастер в области керамики.

Член Союза Дизайнеров СПб, практикующий специалист в области дизайна интерьера и компьютерной графики.

Член Союза Художников СПб, искусствовед и известный мастер художественного эмалирования.

Член Союза Художников СПб, известный художник в сфере монументально-декоративного искусства и живописи.

Петрова Светлана Георгиевна
Кандидат технических наук Профессор

Заведующая кафедрой. Специалист по литейному производству и реставрации.

Темы выпускных квалификационных работ

  • Исследование влияния технологии обработки на декоративные свойства материала
  • Исследование сочетания различных материалов и их применение в объектах дизайна
  • Разработка дизайн-проекта яхты/ интерьера/ архитектурной среды
  • Разработка и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства
  • Реставрация объектов монументального и декоративно-прикладного искусства

Набор компетенций

  • способность к выбору оптимального материала и технологии его обработки для изготовления готовых изделий (ПК-2);
  • способность к проектированию и созданию художественно-промышленных изделий, обладающих эстетической ценностью, к разработке художественных или промышленных объектов (ПК-7);
  • способность к систематизации и классификации материалов и технологических процессов в зависимости от функционального назначения и художественных особенностей изготовляемого объекта (ПК-12).

Партнеры

  • Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
  • ОАО «Армалит»
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
  • ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей»
  • Художественно-производственный комбинат Государственного академического Мариинского театра
  • Частные художественные мастерские
  • Экспериментальная Лаборатория Художественных Стекломатериалов РАХ

29.03.04 Технология художественной обработки материалов

Вступительные испытания в 2021 году (минимальный балл)

Выпускающая кафедра

Наша кафедра носит название «Инновационное проектирование», и ее основная задача заключается в развитии различных инновационных программ и проектов, в освоении новых подходов к профессии дизайнера, в поиске взаимосвязей этой специальности с инженерными и гуманитарными дисциплинами.

Кафедра «Инновационное проектирование» была создана приказом ректора университета весной 2008 г. как структурное подразделение на факультете «Дизайн» Института архитектуры и дизайна. В настоящее время – это подразделение факультета «Дизайн» Академии строительства и архитектуры СамГТУ.

Информация по образовательной программе

Самарский государственный технический университетединственный среди ВУЗов Самарской области, который ведёт прием обучающихсяпопрофилю «Технологии промышленного дизайна»направления29.03.04 «Технология художественной обработки материалов». Кафедра «Инновационное проектирование» с 2021 г. впервые открывает набор бакалавров очной формы обучения по этому профилю.

Будущая профессия

Факультет ведет тесное сотрудничество с профильными предприятиями и фирмами, которые развивают технологические возможности промышленного дизайна. В таких организациях студенты смогут пройти практику и зарекомендовать себя с целью дальнейшего трудоустройства.

Выпускники факультета успешно работают в проектных бюро Самары, Санкт-Петербурга и Москвы. На факультете активно проводится работа по соответствию образовательного процесса международному уровню. Студенты принимают активное участие и выигрывают международные конкурсы. Дипломы факультета признаны на государственном уровне в ряде европейских стран, таких как Испания, Германия, Голландия и др. странах.

На сегодняшний день факультет является ведущим центром подготовки кадров по престижным и востребованным профилям дизайна.

Основные дисциплины

Студенты изучают следующие дисциплины:

  • Технический рисунок
  • Дизайн, инновации, изделие
  • Проектирование
  • Основы технологии изготовления промышленных изделий
  • Скульптура и пластическое моделирование
  • Рисунок
  • Живопись
  • Специальныерисуноки живопись
  • Пластическая анатомия
  • Композиция в промышленном дизайне
  • Цветоведение и колористика
  • История искусств
  • История дизайна, науки и техники
  • Фотографика ипрезентация проекта
  • Материаловедение в промышленном дизайне
  • Прототипирование и изготовление полезных моделей
  • Основы эргономики в дизайне
  • Макетирование в дизайне
  • Проектная графика
  • Теория механизмов и машин
  • Конструирование в промышленном дизайне
  • Компьютерные технологии в промышленном дизайне
  • Современные концепции дизайна
  • Маркетинг и менеджмент в дизайне
  • Теория рекламы
  • Дизайн и монументально-декоративное искусство
  • Основы научных исследований и творчества
  • Концептуальное проектирование
  • Программные средства WEB
  • Основы теории и методологии проектирования
  • Экономика в дизайн-проектировании
  • Инженерно-технологическое обеспечение дизайна

Возможные сферы деятельности выпускников

Совершенно новый для Самары, а во многом и для России, профиль творческой деятельности. Основное содержание деятельности профиля «Технологии промышленного дизайна» – художественное конструирование вещей, разработка формы с углубленным вниманием к технологическим составляющим проектного процесса.

Разработка формы это одна из обязательных задач внутри любого бизнес проекта, цель которого разработка, производство и сбыт конкурентоспособной продукции. За помощью к дизайнерам и дизайнерам-технологам обращаются как начинающие коммерсанты, так и крупные производственники.

Чтобы повысить качество формы любой дизайнер должен в полной мере понимать причины, по которым возникли те или иные геометрические характеристики объекта. Привлекательность формы дизайнер должен повышать, не нарушая требований, которые одновременно предъявляются техническими, функциональными и экономическими аспектами проекта.

Талант любого дизайнера проявляется во внимательном изучении потребностей человека, выявлении проблематичных ситуаций и соединении технических и технологических инноваций с художественно-образным и игровым подходом к формообразованию.

Примеры трудоустройства выпускников

Инна Сафиуллина — с 2012 — дизайнер в АБ «BUREAUMOSCOW» (Москва), финалист конкурса JAD InternationalDesignCompetition (Южная Корея), национальный победитель международного конкурса в области промышленного дизайна и инженерного проектирования JamesDysonAward

Колоярская Лидия — партнер в АБ PopovArchitecten (Амстердам), многочисленные реализации.

Ришат Гильметдинов – режиссер анимационного кино (С.-Петербург). Автор фильмов «Фонтан», «Та, которую он любил», «2», «Закон жизни» (приз за лучший анимационный фильм (Питеркит, 2009) и многочисленные другие награды, фильм принимал участие в 62-м Канском фестивале), и др.

Комаров Николай – дизайнер в DesignGroupItalia (Милан), ReyaGroup (Шанхай), SpencerStuar (США),H&M (Швеция), AIA (самая крупная в Азии страховая компания), CherryHome (Россия-США).

Альбокринова Анастасия — артдиректор фестиваля «Волгафест»

Шуваева Светлана – независимый художник (Москва), участник многочисленных выставок. В 2013 году открыла квартирную галерею «Светлана», где проходят выставки российских и зарубежных авторов. Работы находятся в коллекции банка CreditSuisse, а также в частных российских и зарубежных коллекциях.

Анатолий Некрасов (Гайдук) – автор компьютерной игры «Insomnia», приз «BestDesktopGame» и «ExcellenceinVisualArt» DevGAMMMoscow 2018.

Раков Антон – преподаватель СамГТУ, руководитель МПК, автор многочисленных проектов и изобретений.

Апарин Игорь – партнер АБ «KONTORA» (Москва), многочисленные реализации.

Родикова Анастасия – победитель Национального этапа конкурса молодых профессионалов WorldSkillsRussia в области промышленного дизайна, участник междисциплинарной проектной команды (МПК) СамГТУ

Оцените статью