Как сделать припой для золота?

Последовательность действий при ювелирной пайке изделий из золота. Как провести ремонт и припаять звено золотой цепочки. Необходимые инструменты для обработки шва.
Содержание

Как сделать припой для золота?

Правила пайки золота

Изготовление и ремонт ювелирных украшений, особенно, если это изделия из драгоценных металлов, были и остаются прерогативой мастеров-ювелиров. Ремонт золотых изделий является весьма ответственной процедурой, а если украшение представляет ещё и художественную ценность, то за дело должен браться только настоящий мастер.

Тем не менее, отдельные виды ремонта можно попытаться выполнить самостоятельно. Для выполнения таких операций, как пайка золота, необходимо наличие специального инструмента, материалов, и, разумеется, определённого навыка.

Необходимые приспособления

Для тех, кто хочет попробовать себя в этом интересном, но нелёгком деле, вначале необходимо укомплектовать свою домашнюю мастерскую минимальным набором инструментов, приспособлений и материалов. Для этого потребуются:

  • миниатюрная газовая горелка с тонким факелом;
  • специальный золотой припой;
  • флюс покупной или самодельный;
  • миниатюрные плоскогубцы и пинцет;
  • набор надфилей разной формы;
  • бормашина;
  • маленькие тиски.

Сам процесс пайки золотых изделий не отличается от пайки других металлов. Нюанс заключается в том, что детали золотых изделий, которые необходимо припаять друг к другу, имеют довольно малые размеры.

Ещё одно отличие состоит в применяемых инструментах. Для паяния золота не применяют паяльник, так как припой для золота имеет высокую температуру плавления. По этой причине работа ведётся газовой горелкой.

Изготовление припоя

При отсутствии специального припоя для золота, его можно изготовить в домашних условиях. Потребуются дополнительные приспособления и материалы:

  • тигель для плавки металлов;
  • компоненты припоя – золото, серебро, медь;
  • аптечные весы;
  • форма для отливки припоя.

Для пайки золота наиболее распространённой 585 пробы, рецепт приготовления припоя выглядит следующим образом. На 585 частей золота берётся 115 частей серебра и 185 частей меди.

К этому составу следует добавить либо 135 частей латуни, либо 112 частей кадмия. Первые три основных металла расплавляются вместе при помощи газовой горелки. После их полного растворения и перемешивания в расплав вводится латунь или кадмий.

Затем готовый расплав выливают в форму. Форму сразу лучше выбрать в виде прутка. Готовую отливку на наковальне или путём вытягивания прутка приближают к форме проволоки.

Подготовка изделия

Перед ювелирной пайкой изделие следует закрепить в тисках или другим подходящим способом. Повреждённой детали украшения должна быть придана первоначальная форма.

Возможно, с этим придётся повозиться, но это обязательная процедура. Для этого могут потребоваться дополнительные приспособления. Вернуть исходную форму кольца или звена цепочки помогут подобранные по размеру цилиндрические детали.

Такая деталь вставляется внутрь деформированного кольца или звена цепочки, после чего изделие мягко обжимается снаружи плоскогубцами до достижения нужного результата. Разумеется, цепочка должна быть собрана, повреждённое звено или застёжка соединена с другими звеньями.

После того, как форма изделия восстановлена, и оно надёжно зафиксировано, место будущей пайки зачищается, обезжиривается и покрывается слоем флюса. Флюс создаёт на поверхности золота защитную плёнку, препятствующую окислению металла в процессе пайки.

Теперь можно приступать собственно к пайке. Флюс для пайки золота покупают готовый или делают своими руками, беря по 10 г буры и борной кислоты на 100 г дистиллированной воды.

Раствор кипят, и затем в него опускают золотое изделие и тоже несколько минут кипятят. Золото в результате покрывается защитным слоем.

Паяние и обработка шва

Прежде чем начинать пайку, нужно отрегулировать пламя горелки, установив требуемую толщину факела. Затем начинается равномерный нагрев золота в зоне соединения.

Нужно точно определить момент, когда в зону соединения можно вводить припой. Обычно эта фаза пайки отмечается некоторым изменением цвета нагретого участка. «Чувство металла» приходит с опытом, первые попытки, скорее всего, будут неудачными.

После нагрева изделия, к месту соединения прикладывается пруток припоя. Ориентировать припой относительно пламени горелки нужно таким образом, чтобы расплавилось необходимое его количество.

Излишки расплавленного припоя либо стекут с изделия, либо после пайки их придётся снимать надфилем или бормашиной. Не забываем, что в составе припоя преобладает золото!

Расплавленный припой должен смочить место соединения и заполнить зазор в месте будущего шва. Консистенцию расплава следует поддерживать в таком состоянии, чтобы он не стекал с детали, удерживаясь силами поверхностного натяжения.

Нагрев не прекращается до тех пор, пока припой не сравняется по цвету с материалом изделия. Это является сигналом того, содержащийся в нём кадмий выгорел, и процесс пайки может быть завершён.

После остывания золота можно приступить к его окончательной обработке. Более крупные неровности выравниваются надфилем, окончательную чистовую шлифовку лучше производить бормашиной с самой мелкозернистой насадкой.

Если присадочный материал был выбран правильно, а шлифовка выполнена качественно, место пайки на глаз не должно определяться.

Ремонт цепочки

Описанным способом может быть осуществлена пайка колец из золота и цепочек с достаточно крупными звеньями. Чтобы спаять золотую цепочку с мелкими звеньями, существует другая технология.

Опилки из золота замешиваются в касторовом масле с добавлением фосфора. В повреждённой цепочке аккуратно выравниваются все погнутые и разорванные участки.

Работа должна выполняться очень тонким инструментом с использованием увеличительной лупы. После этого повреждённый участок цепочки смачивают полученным раствором.

В результате этого, мельчайшие опилки из золота заполняют места разрывов звеньев. Если теперь поместить этот участок цепочки в пламя горелки, частицы золота расплавятся и заполнят разрывы.

И последнее. Перед началом пайки, особенно если она выполняется впервые, следует оценить риски, связанные с возможной порчей украшения из золота. Может быть, в этом случае предпочтительней воспользоваться услугами мастерской.

Основы, тонкости и нужные материалы для пайки золота дома

Как быть если сломалось ваше любимое ювелирное изделие? Конечно, такая ситуация возможна и часто даже высокая стоимость украшения не может защитить вас от этого. Иногда ситуация складывается таким образом, что отнести изделие на починку мастеру нет возможности или желания. Тогда приходится разбираться, как запаять золото в домашних условиях.

Вам может показаться, что сделать это самостоятельно невозможно, на самом деле это не так. Конечно, без профессиональных методов вам вряд ли удастся спаять кольцо или другое массивное изделие, но вы вполне можете поучиться на более тонких деталях, например, спаять золотую цепочку.

Основы пайки

Спаивать металлы между собой означает создавать их крепкое соединение. Под пайкой подразумевают чаще всего нагревание двух металлов до их расплавления и смешивания друг с другом. Для того чтобы это осуществить, применяется третий метал, температура плавления которого намного ниже, что позволяет ему проникать в поры основных двух.

Третий металл носит название «припой» и обычно имеет температуру плавления на 40 градусов ниже, чем основной. Такой припой называют тугоплавким. Легкоплавкий припой имеет температуру плавления на 50 градусов ниже. Раньше использовалась пайка припоем на основе ртути, но сейчас это запрещено из-за ее высокой токсичности.

Для качественной пайки необходимо подготовить поверхность металла. Дело в том, что при нагревании на нем образуется оксидная пленка, которая не дает припою проникнуть в поры металла. Чтобы это предотвратить и улучшить прочность швов, необходимо использовать специальную жидкость, называемую «флюс». Для каждого конкретного металла применяется свой флюс, который содержит спирт.

Пайка золота в домашних условиях

Материалы, применяемые для пайки

Для того чтобы место пайки не выделялось на фоне основного изделия, используемый припой должен по цвету совпадать с цветом золота. Для каждого оттенка разных проб предусмотрены разные припои. Кроме того, важной характеристикой припоя является его эластичность, текучесть и прочность. Одними из разновидностей таких припоев являются сплавы на основе галлия. Для наиболее распространенных проб применяются припои, содержащие в своем составе медь, серебро, золото, галлий, олово, индий, никель. Флюс при этом имеет вид пасты и состоит из бура и борной кислоты.

Припой можно изготовить и в домашних условиях. Для этого в тигель помещаем золото — 58,5%, серебро — 11,5% и медь — 18,6%. Для качественной спайки пропорции нужно соблюдать как можно более точно. Далее к этому составу нужно будет добавить или латунь 13,5%, или кадмий 11,2%.

Золото, серебро и медь расплавляем с помощью газовой горелки. Добавляем в расплавленную массу четвертый ингредиент на выбор. После того как ингредиенты полностью перемешаются, переливаем все это в емкость. При помощи вспомогательных инструментов придаем сплаву желаемую форму и убираем на хранение.

Как запаять золото дома?

Пайка золота пошагово будет выглядеть следующим образом:

  • готовим или покупаем припой, подходящий для нужной пробы золота;
  • наносим флюс за границы области пайки и ждем, пока он растечется по поверхности;
  • необходимо будет достать февку — согнутую трубку с отверстием на конце для подачи узкой струи пламени из горелки;
  • состыкуем спаиваемые части и после их разогрева вводим припой;
  • после остывания удаляем лишний припой при помощи надфиля.

Этот вид пайки реально осуществить самостоятельно. При аккуратно проделанной работе на небольшой площади не должно быть видно шва.

Тонкости процесса

Для начала поверхность необходимо подготовить. Помимо флюса, необходимо зачистить будущее место спайки и удалить загрязнение и жир. Эти процедуры должны производиться непосредственно перед началом пайки. Далее необходимо нанести флюс и соединить две детали. Если вы пытаетесь починить золотую цепочку и интересуетесь, как запаять ее, не забывайте что перед тем, как соединять два металла, необходимо продеть их в целые звенья и соединить изделие.

Внутрь поврежденного звена вставьте металлический цилиндр и плотно соедините его с помощью плоскогубцев. После того как изделие соединено, а стык обработан флюсом, пришло время перейти к самому процессу пайки. Заготовьте небольшой кусочек припоя и начинайте нагревать золото. Необходимо тщательно отрегулировать газовую горелку, чтобы поток плазмы был максимально тонким.

Проконтролировать температуру вы, конечно, не сможете, придется это делать на глаз. Для того чтобы определить, что золото достаточно нагрелось, следите за изменением его цвета. После этого приложите кусочек припоя к месту спайки и продолжайте греть. Следите за тем, чтобы припой не перегрелся, но и не отличался по цвету от основного металла.

После того как четвертый ингредиент припоя выгорит, детали соединятся и изделие станет однородным. Не спешите сразу браться за пайку ювелирного изделия, потренируйтесь сначала на припое. Даже самое подробное объяснение не может гарантировать сразу нужный результат. Процесс нужно прочувствовать. Возможно, уйдет несколько десяток попыток, прежде чем вы наловчитесь делать это аккуратно. Припой использовать повторно нельзя, но его можно переработать описанным выше методом.

Чтобы придать изделию красивый законченный вид, место спайки необходимо будет зашлифовать. Хорошо, если у вас на такой случай имеется гравер. После шлифовки им можно отполировать поверхность. Если такого инструмента нет — подойдет и надфиль, но работать им необходимо очень осторожно и кропотливо.

В заключении описания того, как паять золото, хотелось бы отметить, что работа эта тонкая и ювелирная. Придется немало «попотеть», чтобы добиться красивого вида нового изделия. Так что рассчитайте ваши силы — возможно, эта работа как раз для вас.

Если вы все-таки не решитесь на такой ответственный шаг, как пайка золота, можно отнести изделие на ремонт профессионалам. Они смогут припаять части ювелирного изделия любой сложности с помощью лазерной пайки. Лазерная пайка не требует использования флюса, она выполняется при помощи точечного нагрева и исключает возможность перегрева частей. Такие преимущества плюс опытная рука мастера помогает избежать основных последствий ошибок пайки газовой горелкой — изменения цвета изделия. Исправить такое будет довольно сложно: придется наносить дополнительный слой золота электрохимическим методом.

Как запаять золотую цепочку в домашних условиях: изготовление припоя, технология пайки паяльником и случаи сложного ремонта

Цепочка – это изделие, состоящее из множества звеньев. От их формы и способа крепления зависит внешний вид украшения. Причем эти параметры определяют и стойкость к воздействиям нагрузок на растяжение. Но даже наиболее прочная цепочка рано или поздно рвется, вероятность этого повышается, если изделие резко дернуть. Соответственно, украшения все равно приходится нести в ремонт. Иногда повреждения устраняются самостоятельно. Сначала подготавливают инструменты, расходные материалы. Дополнительно следует изучить вопрос, как запаять золотую цепочку в домашних условиях. В случаях, когда ремонт сложный, нужно обратиться в мастерскую.

  1. Частые причины повреждения золотых цепочек
  2. Что можно починить в домашних условиях
  3. Основы процесса пайки металлов: тугоплавкий и легкоплавкий припой, флюс
  4. Изготовление стандартного припоя: состав, пропорции металлов, форма
  5. Инструменты для подготовки припоя
  6. Чиним золотую цепочку самостоятельно в домашних условиях. Технология процесса
  7. Что понадобится для пайки в домашних условиях
  8. Нюансы пайки золота дома
  9. Зачистить и обезжирить поверхность перед пайкой
  10. Нанести флюс и соединить детали встык или внахлест
  11. Введение припоя и его нагрев до одного цвета с золотом
  12. Окончательная шлифовка надфилем, гравером или бормашиной
  13. Главный критерий отличной спайки цепочки
  14. Рубрика вопрос-ответ
  15. Как запаять золотую цепочку в домашних условиях паяльником?
  16. Как спаять золотое кольцо в домашних условиях из подручных средств?
  17. Когда следует обратиться к ювелиру
  18. Ремонт украшения в мастерской
  19. Преимущества лазерной пайки у ювелира
  20. Факторы оценки стоимости работы
  21. Уход и носка отреставрированных украшений
  22. Видео: Особенности пайки золотой цепочки дома
  23. Комментарий ювелира

Частые причины повреждения золотых цепочек

Можно предупредить разрыв изделия, но для этого необходимо устранить все негативные факторы, способствующие повреждению золота, и создать условия для долговременной эксплуатации украшения. Причины разрывов, поломок:

  • естественное истирание звеньев: цепочка состоит из элементов, которые подвижны относительно друг друга, постоянная носка способствует трению звеньев, как результат, развивается естественный процесс истирания драгоценного металла, в наиболее слабых местах изделие рвется;
  • активное использование застежки: интенсивная носка драгоценностей, из-за чего ускоряется износ элементов замка, т. к. у него есть свой ресурс (определяется конструкцией и характеристиками золота), при частой носке он уменьшается, детали ломаются;
  • резкие движения: даже новая цепочка может порваться, причиной в этом случае считают случайность, когда неожиданно задевается и ювелирное изделие.

Что можно починить в домашних условиях

Обычно пайка золота проводится при появлении дефектов определенного характера:

  • повреждение с внутренней стороны изделия: самостоятельно восстановить целостность изделия при появлении трещины с лицевой стороны сложнее, особенно если звенья широкие – будет виден шов пайки;
  • неполный разрыв одного звена в сложном плетении: чаще всего происходит повреждение одного из участков, металл здесь изгибается, ломается, необходимо вернуть ему первоначальную форму, запаять;
  • разрыв колечка на замке: этот участок не бросается в глаза, отремонтировать его проще, чем звенья цепи – достаточно выполнить шов паяльником, причем эстетика в данном случае не так важна.

Порванная золотая цепочка

Основы процесса пайки металлов: тугоплавкий и легкоплавкий припой, флюс

Температура, при которой плавится золото, составляет 1064°С. Но это значение меняется в зависимости от содержания этого компонента. Чтобы можно было начать ремонт, материал нагревают. Отдельные участки соединяются при помощи специальных материалов, без которых невозможна пайка золота:

  • флюс – состав из нескольких компонентов, используется для предупреждения образования оксидной пленки на обрабатываемом материале, а также способствует повышению текучести припоя по мере нагрева;
  • припой – материал имеет форму проволоки, используется для создания условий, при которых сломанные металлические части будут соединены, его отличает более низкая температура плавления, чем у восстанавливаемого золотого изделия.

Различают разные виды припоя:

  • легкоплавкий: меняет структуру при температуре менее 300°С;
  • тугоплавкий: плавится, когда температура превосходит предел 300°С.

Причем второй вариант характеризуется улучшенными характеристиками. Свойства материала определяются его составом. Легкоплавкий припой чаще всего содержит олово, свинец, а тугоплавкий: медь, серебро, цинк, золото и др. Но припой выбирают не только с учетом характеристик, учитывают и цвет материала.

Он должен соответствовать оттенку цепочки, а потому применяют тугоплавкий припой.

Смесь можно сделать самостоятельно.

Изготовление стандартного припоя: состав, пропорции металлов, форма

Состав припоя отличается, что зависит от пробы. Если под рукой не оказалось проволоки нужного размера для пайки, ее изготавливают самостоятельно:

  1. Подготавливают компоненты для припоя с целью ремонта украшения 585 пробы. Среди них золото, серебро, медь, соответственно: 585, 115 и 185 частей.
  2. Металлы переплавляют.
  3. Вводят латунь – 135 частей, ее можно заменить кадмием – берут 112 частей.
  4. В форму вливают расплав, после остывания металла придают нужную форму изделию на наковальне (вытягивают его).

Важно! Есть возможность изготовить еще и флюс для пайки золота, понадобится бура (10 г), борная кислота (100 г), дистиллированная вода (100 г).

Инструменты для подготовки припоя

Компоненты материала берутся в определенной дозировке, которая определяется при помощи аптечных весов. Другие инструменты, приспособления, которые могут пригодиться на этапе приготовления припоя:

  • форма, позволяющая получить по возможности более тонкую проволоку;
  • тара для определения дозировки компонентов;
  • горелка;
  • тигель – емкость для переплавки, которая отличается стойкостью к воздействию высоких температур.

Чиним золотую цепочку самостоятельно в домашних условиях. Технология процесса

Когда планируется самостоятельно выполнять ремонт золотой цепочки, необходимо придерживаться инструкции. Это позволит избежать серьезных ошибок (если опыта выполнения подобных работ нет). Основные этапы:

  1. Подготовка изделия, которое требует ремонта. Восстанавливается поврежденный участок, необходимо вернуть форму кольцу или звену, которое сломано. Затем его фиксируют при помощи тисков, благодаря чему рука не дрогнет, а качество пайки останется высоким.
  2. Очищают металл. Следует дополнительно обезжирить его, что улучшит сцепку материалов.
  3. Наносят флюс. Его готовят заранее, т. к. работы должны выполняться быстро (из-за риска перегрева).
  4. Прогревают металл на поврежденном участке цепи.
  5. Добавляют припой, продолжают нагрев.
  6. Зачищают шов, для чего нужно убрать избыток припоя.

Важно! Толщина факела горелки может регулироваться, для нагрева мелких деталей используют февку.

Работы заканчиваются, когда цвет припоя станет таким же, что и у восстанавливаемого золота.

Что понадобится для пайки в домашних условиях

При изучении тонкостей вопроса, как паять золото правильно, нужно сразу подготовить инструмент, технику для работы:

  • паяльник;
  • тиски, плоскогубцы или пинцет, если были повреждены мелкие части цепочки;
  • надфили – используются для очистки шва после окончания пайки;
  • газовая горелка – подготовлена еще на этапе приготовления припоя;
  • февка – для регулировки размера факела горелки;
  • ювелирная бормашина, полировальное оборудование.

Расходные материалы уже подготовлены. Если нет возможности делать припой самостоятельно, следует заранее купить его.

Нюансы пайки золота дома

Начинающим следует больше узнать о процессе ремонта. Сначала нужно потренироваться на обычных металлах, используя подходящий по составу припой. Если сразу приступить к работе, велика вероятность, что изделие будет испорчено. Важно узнать, как спаять золотую цепочку в домашних условиях: обращают внимание на особенности зачистки участков, которые планируется соединять, а тонкости нанесения флюса, введения припоя, выполнения шлифовки.

Флюс для пайки — порошок

Зачистить и обезжирить поверхность перед пайкой

Пайка – процесс переплавки металлических изделий разных видов на ограниченном участке. Высокое качество шва обеспечивается при условии, что соединяются тщательно очищенные элементы изделия. Для удаления загрязнений используют щелочные растворы, температура среды составляет +60°С и выше.

Затем дополнительно выполняют обработку металла органическим растворителем.

Нанести флюс и соединить детали встык или внахлест

Стыкуются участки порванной цепи разными способами: встык и внахлест. Второй вариант предпочтительнее, он обеспечивает более надежное соединение, но не всегда может быть реализован, что определяется конфигурацией звеньев цепочки.

Перед соединением частей изделия наносят флюс.

Введение припоя и его нагрев до одного цвета с золотом

Выгорание компонентов в составе припоя при их нагреве обеспечивает нужный результат. Детали прочно соединяются, след трещины исчезает. На данном этапе цвет шва, который образуется во время пайки золотой цепочки, приобретает тот же цвет, что и основной металл изделия.

Окончательная шлифовка надфилем, гравером или бормашиной

Грубая обработка выполняется надфилем. Эти приспособления представлены разными видами. Для обеспечения более высокого качества шва используют ювелирную бормашинку. Устройство можно применять в будущем и для полировки ювелирных изделий, а потому его целесообразно приобрести для использования дома.

Главный критерий отличной спайки цепочки

Качество шва, полученного при пайке, зависит от разных факторов:

  • степени очистки металла перед началом работ;
  • нанесения флюса;
  • состава припоя;
  • правильного обращения с припоем, его нельзя перегревать;
  • выбора способа соединения металлических участков цепочки, от этого будет зависеть, как долго прослужит изделие, а значит, именно этот фактор является главным при оценке качества спайки.

Пайка золотых изделий требует высокой точности и аккуратности

Пайка

Пайка — один из наиболее древних и надежных методов соединения металлических деталей. Известно, что человек владел приемами пайки еще 3—5 тысяч лет назад. На территории СССР найдено множество паяных ювелирных изделий из золота, серебра и бронзу, относящихся к культурам глубокой древности.

Пайка — это процесс соединения металлических деталей с помощью расплавленного металла — сплава, называемого припоем. Припои представляют собой металлы и сплавы, которые вводятся в зазор между паяемыми деталями. Припои имеют более низкую, чем металлы соединяемых деталей, температуру плавления. За счет взаимодействия расплавленного припоя с металлом паяемых деталей достигается неразъемность соединений.

В процессе пайки между припоем и паяемым металлом возникают такие формы связи, при которых атомы жидкого припоя воздействуют на атомы паяемого металла. Происходит так называемый процесс смачивания жидким металлом твердого, что, в свою очередь, приводит к диффузии (проникновению) расплавленного припоя в нагретый основной металл. При охлаждении паяный шов кристаллизуется и затвердевает, причем диффузионные процессы продолжаются и в твердом состоянии. В результате получается структура, схематически изображенная на рис. 3.3, а.

На схеме видно, что припой имеет изначальную структуру только в середине соединения, по краям же кристаллы металла и припоя смешаны. Смешанная зона образуется на границах припоя с основным металлом. Практически же размеры и границы зоны могут значительно изменяться: припой может смешиваться с основным металлом до самой середины зоны, смешанную зону можно не обнаруживать вообще из-за ее очень малой ширины. Процесс пайки требует, чтобы припой плавился уже в то время, когда основной металл еще находится в твердом состоянии; разница температур плавления припоя и основного металла не должна быть менее 40°С, а в отдельных случаях, например при изготовлении филигранных изделий, когда существует опасность местного перегрева, эта разность должна превышать 50°С.

Припой, нагреваясь и становясь жидким, растекается по спаиваемому металлу. Процессу растекания способствует шероховатость поверхности спаиваемых мест. По этим шероховатостям — следам от предшествующей обработки — припой движется как по своеобразным капиллярам, заполняя все микронеровности пространства между плотно прилегающими и строго параллельными соединяемыми частями. Плотность прилегания и строгая параллельность одно из непременных условий получения прочного и долговечного шва.

На механическую прочность шва оказывают влияние выбранный тип соединения и качество размещения припоя, а также его количество, которое должно быть по возможности минимальным. При этом должно быть обеспечено правильное втекание припоя в стык.

Типы соединений. При пайке ювелирных изделий применяются два основных типа соединений: внахлестку и встык; при необходимости можно сочетать оба этих типа (рис. 3.3,6).

Соединения встык используют при пайке изделий, не требующих особой жесткости, герметичности и прочности.

Рис, 3.3. Пайка

Соединения внахлестку обеспечивают наиболее прочный и надежный шоз; ими пользуются во всех возможных случаях. Так называемые — скошенные соединения — разновидность соединения встык — позволяют увеличить площади соединяемых поверхностей, но значительно затрудняют качественную подгонку деталей. Комбинированные соединения применимы при пайке сложных, индивидуального назначения изделий.

Подготовка паяемых поверхностей. До начала процесса пайки необходимо тщательно очистить соединяемые поверхности от загрязнений и оксидов — место пайки должно быть абсолютно чистым. Очистка производится двумя способами: химическим и механическим.

Для удаления загрязнений (жировых и масляных пятен) наиболее эффективен химический метод очистки. Он ведется с помощью четыреххлористого углерода, трихлорэтилена, тринатрийфосфата. Механическая очистка — удаление оксидов — производится с помощью напильника, надфиля, шабера, наждачной шкурки, проволочной (стальной) или стеклянной щетки. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не повредить соединяемый зазор. При необходимости после механической очистки следует произвести еще и химическую.

Пригонка спаиваемых частей. Поверхности спаиваемых частей следует с большой точностью и плотностью состыковать друг с другом. Расстояние между ними должно быть незначительным, т. е. таким, чтобы осталось место лишь для припоя. Зазор должен быть в пределах от 0,025 мм до 0,1 мм. При пайке замкнутых пустотелых деталей необходимо проделать в них (в малозаметных местах) небольшие отверстия для беспрепятственного выхода воздуха. Иначе, нагреваясь и расширяясь, воздух может вспучить деталь и даже разорвать ее. Чтобы снять внутренние напряжения в соединяемых деталях, оставшиеся после предшествующей обработки, и избежать таким образом возможных излишних дефектов, соединяемые части подвергают отжигу.

Перед пайкой прессованных деталей и изделий следует тщательно проверить, нет ли в них трещин или дырочек, которые при пайке, вследствие затекания припоя, расширятся, что неизбежно приведет к некачественной пайке, браку.

При пайке слабоподвижных шарнирных соединений, а также пружинных замков браслетов затекания припоя в зазоры можно избежать, проложив маленькие кусочки бумаги или картона. Перед пайкой (при ремонте) полых цепочек и полых звеньев браслетов места поломки опиливают и между стыками перпендикулярно к ним вставляют тонкую серебряную пластинку; на обе стороны пластинки наносят припой, паяют, а после пайки выступающие концы пластинки опиливают.

Фиксация деталей. В процессе пайки детали располагают на специальной подкладке — асбестовом листе. Пайку нельзя начинать, не произведя фиксацию (упрочнение, закрепление в требуемом положении) деталей. При ручном изготовлении ювелирных украшений пригодны традиционные методы фиксации деталей: удерживание пинцетом, круглогубцами, укрепление с помощью проволоки, булавок, зажимов и т. д.

В условиях, массового производства незаменимым способом фиксации деталей перед пайкой является контактная пайка — прихватка. Припаиваемые детали изделий помещают в соответствующих форм выемки съемных матриц, закрепляемых на опорной плите. Затем к деталям подводят электрод. Соединение деталей в определенных точках происходит за счет местной пластической деформации, которая вызывается нагревом электрическим током. При. этом электроды, проводящие ток, одновременно играют роль пуансонов для осадки металла в нагретой зоне. Способ этот пригоден для абсолютного большинства ювелирных украшений. Точечный паяный шов между деталями достаточно прочен, чтобы выдержать в последующем нанесение флюса, припоя, транспортировку деталей к месту пайки, которая должна осуществляться немедленно после очистки соединяемых поверхностей, причем важнейший элемент качественной пайки — правильно выбранный припой.

Припои. В ювелирной промышленности припои различают по их металлическим основам (припои оловянные, кадмиевые, цинковые, магниевые, алюминиевые, медные, серебряные, золотые), а также по температуре плавления (легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие). Изготовлены припои могут быть в виде фольги, ленты, проволоки, стружки, сетки, литых прутков, фигурных отливок и т. д.

Припои должны непременно обладать тремя свойствами: хорошо смачивать основные металлы; хорошо растекаться, обеспечивая качественное заполнение зазора; образовывать прочные и долговечные соединения. Выбор нужного припоя определяется свойствами основного металла, рабочей температурой припоя, методом пайки.

Золотые припои. Используются для пайки ювелирных изделий из золота и платины. Отличаются особо высокой коррозионной стойкостью. Проба золотых припоев должна быть идентична пробе изделий. Одной пробе обычно соответствует несколько припоев, которые отличаются друг от друга температурой плавления и цветом. Цвет золотых припоев зависит от соотношения в них меди и серебра: больше меди — припой розовый, больше серебра — зеленоватый, одинаковое количество меди и серебра — розовато-желтый. Прибавка цинка придает припою зеленый цвет, от прибавки кадмия цвет припоя не изменяется.

На практике различают белые и желтые золотые припои. Желтые припои применяют при пайке изделий из золота желтых оттенков, белыми паяют изделия из белого золота и платины. По количеству содержащихся в припоях меди, цинка, кадмия, олова их делят на мягкие (легкоплавкие) и твердые (средне- и тугоплавкие).

Серебряные припои. Основные отличительные свойства серебряных припоев — пластичность, прочность, антикоррозийность. Температура плавления их 650—810 °С. Они обеспечивают требуемую смачиваемость соединяемых поверхностей паяемых деталей, хорошо заполняют зазоры швив. В отличие от золотых серебряные припои могут не соответствовать пробе изделий.

Медно-цинковые припои. Припои на основе медь — цинк имеют удовлетворительную низкую температуру плавления, но у них недостаточно высокие показатели пластичности. Эти припои используются при пайке изделий из меди, которые будут испытывать на себе воздействия удара и изгиба. Пайку изделий из меди ведут также двойными латунями Л63 и Л60. У этих припоев более высокая температура плавления; механические свойства их тоже выше.

Медно-фосфорные припои. Эта группа припоев необходима для пайки ювелирных изделий из латуни, нейзильбера, мельхиора, алюминиевой бронзы и медно-никелевых сплавов. Их главный недостаток—слабая пластичность, для увеличения которой в них добавляют олово и цинк, Приготовляются медно-фосфорные припои в виде порошкообразной пасты.

Пастообразные припои. В последнее время при пайке серийно выпускаемых ювелирных изделий все чаще стали применяться так называемые пастообразные припои (паяльные пасты) на основе сплавов золота 583-й пробы. Нанесениетаких припоев на паяемые изделия осуществляется механизированно с помощью специального дозирующего устроиства — дозатора, что повышает производительность труда, улучшает, культуру производства. Применение таких припоев при реставрации изделий позволяет легко устранять дефекты: трещины, поры, раковины.

Размещение припоя. При нанесении припоя следует строго соблюдать некоторые закономерности. Кусочки припоя по форме должны быть прямоугольного сечения; не должны быть слишком большими или слишком малыми. Укладывать припой необходимо не бессистемно, а в определенной последовательности и только с одной стороны (рис. 3.3, в), помня одновременно о том, чтобы остатки его можно было легко удалить. Располагать припой следует на внутренних, обратных сторонах изделий. Нарезают припой ножницами, а укладывают с помощью пинцета. Нанести припой можно и по типу подвода электрода, как в процессах сварки (рис. 3.3, г).

Квалифицированный ювелир стремится произвести пайку множества швов наименьшим количеством припоя. Для получения качественных паяемых соединений и удаления из места пайки всевозможных окислов применяются различные химикаты, которые называются флюсами.

Подготовка и алгоритм пайки золота в домашних условиях

Читайте в этой статье:

Золотые цепочки и другие украшения из золота тонкой ювелирной работы очень часто в процессе эксплуатации повреждаются и рвутся. Просто так их соединить не получится, нужно запаять. Конечно, этот процесс подойдет не для всех, и безопаснее отдать изделие в ювелирную мастерскую. Но если имеется такое желание, а также хотя бы минимальные навыки работы с паяльником, то можно попробовать. Именно для таких случаев необходимо знать, как запаять золото.

Многие интересуются, неужели это возможно сделать в домашних условиях? Ответ: возможно, но необходимо досконально изучить технологию и иметь некоторый инструмент.

Пайка золотого кольца

Подготовка

На первом этапе нужно приготовить все для пайки. Понадобятся припой и флюс. Флюс — это смесь химических веществ, целью которой является удаление пленок окислов металлов с поверхности перед пайкой для улучшения контакта. Флюс также используется для уменьшения поверхностного натяжения, он улучшает растекание припоя и так далее.

Каждый тип данного вещества имеет свое предназначение, то есть для пайки золота также используется специфический флюс. Его можно приобрести в магазине, предназначенном для ювелиров. Он очень прост в использовании — необходимо при помощи кисточки нанести его на место, которое будет запаиваться перед началом работы. Он также уберет остатки жира с поверхности, и этого не нужно будет делать дополнительно. Для равномерного распределения по рабочей поверхности флюс содержит спирт. В большинстве случаев он разогревается до 600–900 градусов.

Припой является еще более необходимым, так как без него не получится соединить две разорванные поверхности. Припой представляет собой металл, в данном случае золото, который плавится при меньшей температуре, чем основной, чтобы заполнить поры в сплавляемом металле. Для того чтобы снизить температуру плавления припоя, в него добавляют примеси. Его можно приобрести также в магазине для ювелиров. Он продается в виде небольших кусочков или тонкой проволоки. Бывает нескольких типов:

  • Припой с большим содержанием золота и с малым количеством примесей. Он будет прочнее держаться, но его изначально нужно будет нагревать до более высокой температуры. Такой припой будет иметь пробу в 14 карат и выше. Кроме того, он может быть среднеплавкий и тугоплавкий.
  • Припой с меньшим содержанием драгоценного металла расплавить проще, но и держаться он будет хуже. Каратность золота будет меньше 14. Применяется для несложного ремонта.

Существуют припои с золотом разного цвета. Но прежде чем использовать любой из них для пайки, необходимо ознакомиться с составом. Там может содержаться кадмий, и паять с ним нужно аккуратно, так как он токсичен.

Если нет возможности купить припой, то его можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:

  • тигель;
  • медь;
  • серебро;
  • золото;
  • латунь;
  • горелка;
  • емкость для отливки припоя.

Помещаем золото в тигель, а также серебро и медь в таких пропорциях: 585:115:186. Ювелирные изделия требуют высокой точности, неплохо бы для измерения пользоваться ювелирными весами. Лучше всего взять латунь, но можно использовать и кадмий. Латуни понадобится 135 долей, кадмия — 112. С помощью газовой горелки расплавляем серебро, золото и медь. В расплавленный состав вводим четвертый ингредиент.

После полного перемешивания ингредиентов отливаем данный состав в емкость. Когда металл немного остынет, придадим ему форму проволоки или пластины с помощью наковальни. После этого убираем на хранение, предварительно можно его свернуть.

Далее готовим инструменты, которые понадобятся при пайке:

  • газовую горелку, с помощью нее и будет происходить пайка золота;
  • тиски;
  • пинцет;
  • шило;
  • надфили или портативную бормашину (гравер);
  • плоскогубцы;
  • лист тугоплавкого металла.

Все инструменты должны быть маленькими. В свободной продаже вы вряд ли их найдете, но можно попробовать обратиться с целью покупки в мастерскую по ремонту ювелирных изделий или часов. Можно также попробовать поискать их на барахолке.

Процесс пайки

Для начала подготовим поверхность, так как пайка золота — работа непростая. Изделие потом должно будет выдерживать некоторую механическую нагрузку, иначе оно рискует порваться в любой момент и принести разочарование или, хуже того, потеряться.

Пайка золотой цепочки

Поэтому поверхность готовить необходимо очень тщательно. Так что в первую очередь обрабатываем ее флюсом. Эта процедура должна производиться непосредственно перед пайкой, иначе флюс не окажет должного эффекта.

Необходимо заранее соединить детали, которые необходимо спаять и закрепить на месте с помощью небольших тисков. Чаще всего осуществляется пайка цепочки, которая имеет несложное плетение в виде отдельно взятых звеньев.

Тогда после их соединения необходимо будет вставить внутрь поврежденного звена металлический цилиндр соответствующего диаметра и обжать звено с помощью плоскогубцев. Еще одним вариантом соединения звеньев может прослужить шило или вязальная спица, просунутая через соседние звенья. После чего звено необходимо будет прихватить пассатижами.

Существует два основных метода соединения деталей: встык и внахлест. Все зависит от условий, в которых будет находиться стык. Так, если место соединения будет впоследствии испытывать большие нагрузки, необходимо паять обязательно внахлест, но такой метод является менее эстетичным. Существует одно важное правило при пайке деталей из золота: их ни в коем случае нельзя паять на весу.

Далее идет нагрев деталей. Газовую горелку необходимо отрегулировать так, чтобы поток плазмы получился очень тонким. Место пайки разогревается, при этом точно говорить, до какой температуры его стоит разогревать, не имеет смысла, все равно в домашних условиях этого отрегулировать нельзя. Как паять золото в таком случае? Придется опираться на ощущения.

Под воздействием температуры цвет золота поменяется. Это говорит о том, что к нему можно приложить припой. Далее нужно будет продолжать нагревать место соединения уже вместе с припоем. Это приведет к тому, что припой растечется по детали. Продолжаем греть до того момента, пока припой и металл будут одного цвета, при этом нужно не перегреть, припой не должен капать с цепочки.

Кадмий выгорит и цвета сравняются. После этого считайте, что вам удалось запаять деталь. В процессе может оказаться так, что у вас не получается этого сделать с первого раза. Ничего страшного, нужно будет немного потренироваться, сделать несколько паек. Только на каждую попытку будет необходим новый припой, так как в отработанном уже выгорел кадмий, поэтому он не годится.

Обработка места пайки

После того как вы закончили и изделие остыло, его необходимо обработать, чтобы красиво выглядело. Нужно зачистить поверхность надфилем. Работа эта сложная и кропотливая, придется иметь дело с маленькими деталями золота, которое плохо поддается шлифованию.

Хорошо бы для этого подошел гравер или бормашинка. Ее же можно было бы использовать и для полирования поверхности. Если работать аккуратно и старательно, то можно будет запаять изделие так, чтобы оно не отличалось от нового.

При определенных навыках работы с газовой горелкой запаять золотое изделие не так сложно. Даже если таких навыков нет, то вполне успешно можно будет справиться, если точно следовать указаниям.

Оцените статью