Консистентная смазка что это такое?

Широкое применение консистентным смазкам нашлось в промышленности. Ими смазывают подшипники, салазки, суппорта станков и многое другое. Различают консистентные смазки противокорозионные, противозадирные. Имеют высокую вязккость и пластичность, не переносят высоких температур, это основное отличике от обычных жидких смазывающих материалов
Содержание

Консистентная смазка что это такое?

Консистентная смазка – применение, разновидности

Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

Консистентная смазка, что это такое?

Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.

Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).

До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.

Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.

В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.

При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.

В качестве примера, посмотрим, как работает смазка консистентная для подшипников. Даже если сепараторы не закрыты кожухом (открытый подшипник), состав остается в рабочей зоне, как при работе узла, так и в состоянии покоя.

А в точке касания роликов (шариков) и обоймы, густота сменяется на жидкость, и обеспечивает надежное антифрикционное покрытие.

При этом стоит хоть капле смазки выдавиться из зоны работы, она моментально фиксируется, и не разбрызгивается за пределы агрегата. При отсутствии загустителя, масло просто вытекло бы из сепаратора подшипника.

Производство подобных составов – это целая индустрия. Например, Exxon Mobil Corporation выпускает консистентную смазку Mobil для подшипниковых заводов: она закладывается в обойму прямо на конвейере.

Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.

Свойства пластичных смазок

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

Главный параметр – температура каплепадения

Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

Эффективная вязкость

Загустевший состав приобретает консистенцию парафина, и не формирует жидкую фазу в рабочей зоне. Например, неправильно подобранная смазка для велосипеда просто осыпается с цепной передачи на морозе, или скатывается в комочки.

Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.

Пенетрация

Это степень густоты в так называемом твердом агрегатном состоянии. Замеры производятся с помощью тарированного конуса, погружаемого в емкость со смазкой.

В чистом виде этот параметр не важен, однако он определяет предел прочности слоя и его зависимость от температуры.

Параметры определяются составом, подробности на иллюстрации:

Создание формулы происходит в соответствии с техническим заданием, которое представляет конкретный заказчик, или в целом диктует рынок.

Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты резиновых уплотнителей.
  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Универсальная консистентная смазка

На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

  • индустриальные (для механических агрегатов и транспорта) Например, солидол;
  • медицинские (они же пищевые);
  • специальные (для измерительных приборов, бытовой и офисной техники).

Смазка консистентная

Смазка консистентная, или пластичная, используется наравне с жидкими маслами. Их производят путем загущения жидких смазок мылами жирных кислот, твердыми углеводородами или другим веществами. Для улучшения их свойств используют различные присадки, обладающие противокоррозионными, антиокислительными и противоизносными свойствами. Характеристика и применение таких смазок отличаются от жидких.

Состав и отличительные особенности

Консистентная смазка может иметь различный состав, но практически всегда в ее основе лежит нефтяное или синтетическое масло, которое не отличается от тех, которые используются для производства жидких. Иногда применяется их смесь, главное, чтобы объем сырьевого масла от конечного продукта составлял от 70% до 80%.

Нефтяные масла очищаются для понижения сернистости, очень важно для защиты механизмов от окисления. Пластичные, на основе органических масел, применяются в низкоскоростных узлах, работающих при низких нагрузках.

Синтетическая консистентная смазка на кремнийорганической основе чаще всего встречается в скоростных подшипниках и высокооборотных редукторах.

Загуститель обычно составляет около 10-15% от общего объема. Процесс смешивания выполняется в специальных миксерах при определенных температурах, что необходимо для получения однородного состава. Охлажденная смесь обладает всеми необходимыми свойствами, которые не меняются при работе в допустимом диапазоне температур.

Наиболее распространенными загустителями являются соли жирных кислот, так называемое мыло. При производстве смазок премиум класса часто применяются твердые углеводы, полимеры и карбамиды.

С помощью присадок достигаются свойства, необходимые в процессе эксплуатации. Объем присадок обычно не превышает 10% от общей массы. В качестве присадок используют графит, слюду, медный порошок.

Консистентность смазки охлаждающей жидкости подбирается индивидуально, в зависимости от конечных требований.

Главной особенностью консистентных смазок является пластичность. Но также можно выделить ряд других особенностей:

  1. Могут иметь различный цвет и степень прозрачности.
  2. Обеспечивают защиту механизмов от коррозии.
  3. Практически не имеют запаха.
  4. Сохраняют необходимую степень густоты при смене рабочей температуры.
  5. Не текут, что особенно важно при эксплуатации некоторых механизмов.
  6. Срок эксплуатации обычно составляет около 3 недель.

Виды консистентных смазок

Пластичные консистентные смазки имеют широкий ассортимент, что связано с различными эксплуатационными требованиями, в зависимости от сферы применения. Консистентные смазки, можно разделить на виды в зависимости от основы (минеральной или органической):

  1. Натриевые – бюджетный вариант, который используется в механизмах, работающих в температурном диапазоне от 60 до 100 градусов. Недостатком является разрушение в результате воздействия воды.
  2. Литиевые – применяются в механизмах большого давления, отличаются долгим эксплуатационным сроком. Также подвержены воздействию воды.
  3. Силиконовые – минимизируют трение в процессе роботы, а также отлично противостоит воздействию воды, обладая антикоррозийными свойствами.
  4. Алюминиевая – может использовать для работы в широком температурном диапазоне, отличается высокими антикоррозийными свойствами, благодаря устойчивости к воде.
  5. Тефлоновая – относится к высокотемпературной смазке, сохраняет свои свойства при температуре до 250 градусов.
  6. Полиуретановые – абсолютно безопасные для человека, поэтому применяются в пищевой и медицинской промышленности. Срок их службы ограничен, так как со временем они разлагаются.

Следует отметить, что универсальных консистентных смазок не существует, так как различные сферы применения имеют разные требования. Поэтому можно выделить 3 группы:

  • промышленные (применятся для различных механических узлов);
  • медицинские (используются для медицинского и пищевого оборудования);
  • специальные (сфера применения ограничивается офисной и бытовой техникой, а также измерительными приборами).

Область применения

Область применения пластичных смазок неограниченная. Сфера применения напрямую зависит от необходимых свойств. Консистентная смазка для авто широко применяется для смазывания узлов и механизмов, обычно для защиты поверхностей трения. Наиболее известным можно считать Солидол. Число узлов в автомобиле, обслуживание которых необходимо, равняется примерно 30. Практически 50% всех производимых смазок предназначены для авторынка.

В промышленности ее использование можно встретить в подшипниках качения, срок службы которых напрямую зависит от типа. Также они применятся в металлургии, их использование обеспечивает беспрерывную работу механизмов. В горной промышленности, она необходима для обслуживания экскаваторов, самосвалов и транспортных конвейеров. В железнодорожной сфере она применяется для обслуживания системы привода, тягового двигателя и буксовых подшипников.

Особое применение она нашла в пищевой промышленности, для чего был разработан ряд смазок, соответствующих определенным требованиям. Они должны быть абсолютно безопасными для людей, при контакте с пищевыми продуктами, не вступать с ними в реакцию, а также разлагаться со временем.

Для текстильной промышленности разработан особый тип, на основе белых масел с водорастворимыми добавками. Это необходимо в тех случаях, когда ткань требуется очистить от следов.

Некоторые типы можно использовать для обслуживания пластиковых механизмов, имеющих особые требования, так как они слишком чувствительны к различным химическим веществам.

Учитывая разнообразие типов и сфер применения, выбор подходящей консистентной смазки, даже у неопытного пользователя, не составит труда.

Типы смазочных материалов — Консистентные смазки

Консистентные смазки

Консистентные смазки – смазочные материалы (СМ) с пластичной текстурой, создаваемые на масляной дисперсной основе, которая стабилизируется коллоидными загустителями. В результате они не текучи и приобретают великолепные защитные и смазочные свойства и при этом способны длительное время удерживаться в закрытых и открытых узлах.

Преимущества и базовые характеристики

Консистентные СМ отлично герметизируют и прекрасно отводят тепло, формируют буферный и диэлектрический слой и способны многократно снижать изнашивание, появление задиров и ржавление. Благодаря таким качествам они широко применяются во всех отраслях промышленности и активно используются в тех случаях, когда применение масел невозможно. Их использование наиболее целесообразно для обработки подшипников, резьбовых соединений, сопряжений типа «вал-втулка», шлицов, цепных механизмов и редукторов. Они прекрасно защищают уплотнения от утраты эластичности и упрощают выполнение монтажно-сборочных и демонтажных работ.

Учитывая обширную сферу их применения, специалисты оперируют несколькими ключевыми параметрами, которые позволяют классифицировать основные эксплуатационные характеристики данных смазочных материалов. Как правило, это:

  • класс NLGI – порядок распределения смазок по консистенции текстуры;
  • вязкость основного масла – ключевой параметр, определяющий скоростной режим и условия эксплуатации;
  • пенетрация – параметр, характеризующий густоту вещества и его сопротивление проникающему воздействию;
  • температурный интервал – минусовые и плюсовые температуры, в диапазоне которых смазки сохраняют свою эффективность;
  • температура каплепадения – тепловой порог, при достижении которого текстура СМ утрачивает первичную вязкость и приобретает текучесть;
  • скоростной фактор. Определяет максимально допустимую частоту вращения и поэтому применим только для смазок, предназначенных для обслуживания подшипников.

Также немаловажны параметры сопротивления сдвиговым деформациям и способность противостоять свариванию сопряженных поверхностей и износу. Чтобы получить объективные данные, производители проводят испытания на ЧШМ (4-хшариковой машине) и, как правило, заявляют полученные результаты в паспорте СМ.

Особенности состава

Для изготовления консистентных смазок базой всегда выступает масляная основа. В зависимости от целевого назначения материала это может быть синтетическое или органическое масло, хотя сегодня также применяются и смесевые композиции.

Для загущения текстуры используют мыла и специальные компоненты. Тип загустителя влияет на пенетрацию, водостойкость, термостойкость и способность смазки сопротивляться нагрузкам, выдавливанию и смыванию.

Для оптимизации физико-химических, антикоррозионных, противоизносных и антизадирных характеристик применяют многочисленные присадки, твердые смазывающие вещества и синтетически синтезируемые компоненты.

Температурный рабочий интервал с учетом базового масла ˚С

Температура каплепадения, ˚С

Совместимость консистентных смазочных материалов

Учитывая сложный состав, большинство смазок не рекомендуется смешивать, так как это может привести к резкому снижению антифрикционного эффекта и защитных качеств. При смешивании продуктов с антагонистичными по химическими свойствами возможны и более серьезные последствиям, поэтому выполняя замену консервационных и рабочих материалов, следует учитывать их совместимость.

● – смешиваемые консистентные смазки

Высокоэффективные консистентные смазки с увеличенным межсмазочным интервалом

Для данной группы смазочных материалов степень густоты текстуры является определяющим моментом, а она может варьироваться от мягкой и почти жидкой до пастообразного состояния. Согласно общепринятой методике, разработанной National lubricating Grease Institute, различают 9 классов СМ по степени густоты, где класс 000 соответствует минимальной вязкости, а класс 6 – максимальной. Использование продуктов с подходящим классом NLGI способствует их эффективности и долговечности оборудования

СМ, предназначенные для обслуживания

Химическая формула консистентных смазок, а равно как их вязкостные параметры и трибологические характеристики довольно разнообразны и кроме NLGI существует целый ряд стандартов, регламентирующих их принцип маркировки и классификации. Наиболее применяемым на данный момент является DIN 51502.

Промышленные смазки используют для смазывания подшипников, редукторов, цепей, конвейеров и других подвижных и подверженных неблагоприятному воздействию среды деталей оборудования. В ассортимент смазочных материалов ROX входят не только смазки для цепей и конвейерных лент, но также смазочные материалы для пищевого производства, автомобилестроения, шинного производства, биоразлагаемые смазки и многие другие. Среди них Вы найдете нужную продукцию, которая идеально подойдет для вашей отрасли промышленности. За годы существования компании непрерывно ведется исследовательская деятельность, разрабатываются новые составы и перечень смазочных материалов регулярно пополняется.

  • Противозадирные смазки
  • Монтажные смазки
  • Бариевые смазки
  • Пищевые смазки
  • Высокоскоростные смазки
  • Алюминиевые смазки
  • Бентонитовые смазки
  • Кальциевые смазки
  • Литиевые смазки
  • Редукторные смазки
  • Кислородные смазки
  • Тефлоновые смазки
  • Смазки на основе полимочевины
  • PFPE-смазки
  • Силиконовые смазки
  • Высокотемпературные смазки

Перечисленные смазки предотвращают изнашивание оборудования, увеличивают срок службы деталей, защищая их от износа и воздействий окружающей среды.
Чтобы эффективно смазать цепи или отдельные детали, которые подвержены высокой нагрузке, применяют аэрозольные смазки. Они отлично проникают в труднодоступные области и защищают цепи в местах соединения звеньев, металлические и пластмассовые соединения, подшипники, дверные петли, пружины, зубчатые колеса, стабилизаторы резины и конвейеров. При использовании смазочных материалов в пищевой промышленности имеет место контакт с пищевыми продуктами, поэтому такие смазочные материалы должны иметь специальные допуски.
Для получения максимального эффекта от применения специальных смазочных материалов нужно соблюдать рекомендации по нанесению, соблюдать периодичность обновления смазки, при подготовке деталей к смазыванию пользоваться специальными очистителями.

Консистентные смазки для автомобиля – типы, характеристики, назначение

Товар по теме:

Смазка концентрат Супротек для подшипников, ШРУС

Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.

Наряду с использованием жидких масел, которые крайне важны для обеспечения нормальной работы двигателя и других агрегатов автомобиля, применяются также так называемые пластичные или, как их ещё называют, консистентные смазки. Они представляют собой достаточно густые составы, которые используются в тех узлах трения и механизмах, где жидкое масло не удерживается или отсутствует возможность непрерывного пополнения его запаса. Это могут быть подшипники, рычажные или шарниры конструкции, цепные, червячные и другие виды передач, множество других узлов авто.

Отличия консистентных смазок от жидких

Пластичные составы отлично удерживаются на вертикальных деталях, никогда не удаляются из мест трения, способны осуществлять герметизацию смазываемого узла, препятствуя проникновению агрессивных жидкостей или различных абразивных частиц, таких как, например, пыль или грязь. При использовании пластичных смазок снижается коэффициент трения, значительно увеличивается скольжение деталей, формируется устойчивая антикоррозийная плёнка, эффективно отводится тепло, что особенно актуально при использовании консистентной смазки для подшипников. При этом они снижают износ, и препятствуют задирам, заеданиям и возможным заклиниваниям поверхностей трения, тем самым обеспечивая нормальную работу механизмов.

Состав консистентных смазок, купить которые можно на авторынке, лучше всего рассмотреть на схеме, представленной ниже.

Как можно видеть, пластичные составы состоят из базовой основы, которая может быть как минеральной, так и полностью синтетической, специальных загустителей и присадок, определяющих основное назначение того или иного вида смазки. Загустители представляют собой мыла или твёрдые углеводороды. В составах они могут быть продуктами как органического, так и неорганического происхождения. Все они выполняют задачу обеспечения пластичности материала, который в нерабочей фазе густеет и ведёт себя как твёрдое тело, а во время нагрузки превращается в вязкую жидкость.

Смазка концентрат Супротек для подшипников, ШРУС

Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.

Основные характеристики консистентных смазок

Прочность

Загуститель образует своеобразную структуру, которая благодаря имеющейся прочности хорошо удерживается на деталях, расположенных наклонно или вертикально.

Существует зависимость, что чем ниже прочность, тем материал мягче. Причём слишком малый предел делает материал текучим, а слишком высокий – препятствует её подачи к трущимся деталям.

Вязкость

Важная характеристика пластичных материалов, которая является величиной непостоянной, и определяет поведение их в местах трения при переходе в жидкое состояние.

Вязкость материала зависит от того насколько быстро происходит деформация. При высоких степенях деформации вязкость смазки снижается.

Механическая стабильность

Характеристика, определяющая способность материала сохранять свои свойства после снятия нагрузки.

Важно учитывать тот факт, что нестабильные пластичные материалы не следует использовать в узлах, где отсутствует герметичность.

Если есть необходимость купить консистентную смазку, то важно учитывать и другие её характеристики, такие как химическую стойкость, степень адгезии, водостойкость, морозоустойчивость, термическую стабильность.

Пластичная смазка Супротек Универсал-М для передач и подшипников

Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.

Классификация пластичных смазок

Действующий межгосударственный стандарт классифицирует смазки по назначению и сферам применения.

Общего назначения для обычных температур

Узлы трения с рабочей температурой до 70ºС

Общего назначения для повышенных температур

Узлы трения с рабочей температурой до 110ºС

Узлы трения с рабочей температурой –30…+130ºС в условиях повышенной влажности среды; в достаточно мощных механизмах сохраняют работоспособность до –40ºС

Узлы трения с рабочей температурой ≥150ºС

Узлы трения с рабочей температурой ≤–40ºС

Противозадирные и противоизносные

Подшипники качения при контактных напряжениях более 250 кПа и подшипники скольжения при удельных нагрузках ≥15 кПа

Узлы трения, имеющие контакт с агрессивными средами

Узлы трения приборов и точных механизмов

Зубчатые и винтовые передачи всех видов

Сопряжение поверхности с целью облегчения сборки, предотвращения задиров и ускорения приработки

Узлы трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям, не предусмотренным в вышеперечисленных подгруппах ( прокачиваемость , эмульгируемость , искрогашение и т.д.)

Узлы и поверхности скольжения с устройствами для использования смазки в виде брикетов

Металлические изделия и механизмы всех видов, за исключением стальных канатов и случаев, требующих использования консервационных масел или твердых покрытий

Запорная арматура и сальниковые устройства

Подвижные и разъемные соединения и уплотнения вакуумных систем

Стальные канаты, органические сердечники канатов

В обозначении смазочных материалов указывается:

  • первые две буквы – вид загустителя в зависимости входящего в него металла, к примеру, Ли – литиевая консистентная смазка;
  • дробь, обозначающая диапазон рабочих температур, где числительное – минимальное значение температуры использования, знаменатель – максимальное значение, которые уменьшены в десять раз;
  • строчные буквы, обозначающие дисперсионную среду, например, г –графит, у – углеводороды;
  • число, обозначающее густоту смазочного материала.

К примеру, классификационный шифр МЛи 4/13-3, соответствующий смазке Литол-24, будет расшифровываться как: М – многоцелевая, Ли – загуститель литиевое мыло, отсутствие строчной буквы – без дисперсионных добавок, 3 – густота.

Консистентная смазка Супротек Универсал PRO для подшипников, передач, ШРУСов

Для увеличения ресурса и восстановления изношенных подшипников качения, зубчатых передач, ШРУС и других узлов, использующих пластичную смазку.

Зарубежные производители ввиду отсутствия единой классификации маркируют свою продукцию в зависимости от консистенции смазок – NLGI, разработанной в Соединённых Штатах Америки и соответствующей стандарту DIN 51 818, действующему в Европе.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК NLGI

Класс NLGI

Число (0,1 мм) пенетрации

Пластичные смазки: свойства и классификация

К категории смазочных материалов относятся моторные и трансмиссионные масла, различные жидкости на основе нефтепродуктов и пластичные смазки.

Смазочные материалы — это неотъемлемый компонент практически любого механизма. Помимо основной функции смазки поверхностей деталей, подверженных трению, они выполняют множество других функций, в том числе герметизации, антикоррозийной защиты, охлаждения, защиты от ударной нагрузки.

Состав

Если машинные масла — это двухкомпонентный состав на основе минерального или синтетического базового масла с добавлением пакета присадок, то пластичные смазки есть не что иное, как трехкомпонентный состав, состоящий из базового масла, пакета присадок и самого главного компонента — загустителя, который формирует пластичную структуру.

Производство

Пластичные смазки изготавливаются из 3 компонентов — базового масла, присадок и загустителя. В качестве базового масла применяются синтетические или минеральные с различной вязкости.

В качестве присадок используют стандартные присадки и модификаторы трения:

  • Антиоксиданты;
  • Противоизносные/противозадирные компоненты;
  • Адгезионные компоненты;
  • Ингибиторы коррозии;
  • Твердые вещества (графит и дисульфит молибдена).

В качестве загустителя используется два вида компонентов:

  1. Литиевый или натриевый загуститель, состоящий из жирной кислоты и гидроксида металла;
  2. Комплексное мыло, состоящее из смеси жирных кислот и гидроксида металла.

Степень густоты загустителя регулируется добавлением модификатора структуры — специального компонента, позволяющего делать загуститель более густым или более жидким. Все основные свойства смазки — степень адгезии, температурная стойкость, стойкость к вымыванию водой, механическая стабильность, определяются именно свойствами загустителя. Не важно, какое базовое масло использовано в смазке, важно на основе какого загустителя она изготовлена. Именно этот показатель определяет применение той или иной смазки.

Свойства

Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.

Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.

Принцип работы пластичной смазки напрямую зависит от того, какой загуститель применялся производителем при производстве той или иной пластичной смазки.

Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры. При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки. Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.

Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.

Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.

Применение

Пластичные смазки многофункциональны, однако можно выделить 5 основных:

  1. Защита от износа — одна из основных функций;
  2. Герметизация подшипников — для того, чтобы не допустить попадания в узел воздуха, газов, жидкостей;
  3. Защита от кавитации — для снижения вибрации и шума в узле трения;
  4. Защита от коррозии — для защиты поверхностей, куда может попасть влага и появиться коррозия;
  5. Защита от ударных нагрузок — там где нельзя обеспечить защиту смазыванием маслом, но необходимо, чтобы на поверхности трения всегда находился смазывающий материал.

К преимуществам можно отнести характеристики:

  • Простота подачи в узел трения.
  • Смазка легко закладывается в узел трения и в течение долгого времени сохраняет свои свойства, оставаясь в нем;
  • Высокая степень адгезии. Смазка, обладая высокой липкостью, прочно держится на поверхностях трения, не стекает, обеспечивая при этом смазку в любой момент времени;
  • Снижение шума и вибрации. Благодаря густой консистенции пластичных смазок, они прекрасно выполняют роль демпфера при ударных воздействиях, возникающих при вибрации.
  1. Отсутствие охлаждающих свойств. Если у масла одна из функций состоит в охлаждении узла, куда оно подается, то у пластичной смазки такое свойство отсутствует;
  2. Отсутствие моющих свойств. Если узел подвергается загрязнению, или в нем накапливаются продукты износа, то они будут там копиться до тех пор, пока не станут действовать как абразив. Результат — выход узла из строя и его последующая замена;
  3. Ограничение по прокачиваемости. Есть ряд показателей, которые позволяют нормировать смазывающие материалы по степени прокачиваемости. Чем гуще смазочный материал, тем он труднее прокачивается по каналам туда, куда требуется подать смазывающий материал.

Виды пластичных смазок

От содержащихся компонентов, разделяются на несколько типов:

  1. Кальциевые смазки, больше известный как солидол. Данный тип смазок получил широкое применение в силу своей универсальности и невысокой стоимости. Солидол применяется как для смазки узлов трения, так и для консервации, поскольку обладает высокими водоотталкивающими свойствами.
  2. Графитные смазки. Данный тип смазки также относится к солидолам, однако обладает повышенной термоустойчивостью и антифрикционными свойствами. Гафитная смазка часто используется для внесения в высоконагруженные узлы, например шрус.
  3. Литиевые смазки, известные также как литол-24. Литол широко применяется в качестве универсальной смазки практически по всех узлах, требующих внесения смазки с повышенными эксплуатационными характеристиками. Литол также обладает высокими консервационными свойствами.

Пластичные смазки, в силу своих особенностей, применяются там, где применение обычных масел невозможно.

Отличаясь простотой, они выполняют множество функций, недоступных для обычных смазочных масел. Данный тип смазочных материалов можно по праву отнести к универсальным.

Оцените статью