Обратный валик при сварке труб

Сваривать трубы на просвет умеет не каждый сварщик, даже с солидным опытом. Новичкам же эта работа кажется настолько сложной, что они и не пытаются

Обратный валик при сварке труб

Сварка корня шва труб под просвет

Сваривать трубы на просвет умеет не каждый сварщик, даже с солидным опытом. Новичкам же эта работа кажется настолько сложной, что они и не пытаются браться за нее. На самом деле сварка на просвет не так сложна, как кажется со стороны. Просто нужно знать ее нюансы и особенности.

Что значит «сварка на просвет»

Свое название этот способ получил потому, что такое соединение труб проверяется методами радиографического контроля. При его проведении шов раньше просвечивали рентгеновскими лучами для выявления изъянов. Сейчас для контроля применяются ультразвуковые аппараты. Однако чаще под термином «сварка на просвет» подразумевается соединение труб с зазором между ними. Соединяемые отрезки труб именуют катушками. Такой способ также называют сваркой под просвет.

Подготовительные работы

Прежде чем варить трубу необходимо подготовить металл в зоне стыка. Торцы должны быть отрезаны ровно, иначе наложить надежный шов будет затруднительно. С кромок снимаются фаски, чтобы угол между ними был 65 — 70˚. Поверхности на расстоянии не менее 3 см от торцов зачищаются шлифовальной машинкой или металлической щеткой до блеска снаружи и изнутри. Участки, изменившие цвет после обработки шлифмашинкой удаляются. Заусенцы убираются напильником. Острые края кромок притупляются до 2 мм, иначе они быстро расплавятся. Затем поверхности обезжириваются ацетоном.

Не менее важна и подготовка электродов. Их, перед началом работы, прокаливают в печи при температуре 380 — 400˚C в течение двух часов. Для продолжительного хранения электроды кладут в специальный пенал, в котором поддерживается температура на уровне 80˚С. Контейнер для этой цели можно изготовить самостоятельно из трубы ППУ. Когда нет возможности длительного прокаливания, электроды сушат горелкой в течение полутора минут слабым пламенем. Такой метод запрещен правилами, но в аварийной ситуации выбирать не приходится. Поскольку покрытие электродов быстро высыхает и опять набирает влагу, сушить более двух штук одновременно не следует.

Стыковка труб

Чтобы исключить смещение заготовок относительно друг друга катушки укладываются на уголке или швеллере. В идеале несовпадение должно равняться нулю, так как даже расхождение в 1 мм, разрешенное правилами, приводит к непровару. Зазор, в зависимости от толщины стенок, устанавливается в пределах 2 — 3 мм. В повседневной практике для этого между торцами труб вставляют электрод подходящего диаметра. При толщине стенок от 10 мм величина зазора выставляется 3 мм. При стыковке также нужно учитывать погрешность, которая возникает при прихватке из-за нагрева металла в ее точках. Возникающие термические напряжения стягивают трубы, поэтому зазор увеличивают на несколько десятых долей миллиметра.

Процесс стыковки упрощается, если использовать центратор. Он обеспечит точное совмещение осей труб и неизменность их положения во время сварки. Обычно применяют наружный центратор, но лучше выбрать внутренний, так как он исправляет нарушения формы, например, овальность торцов труб.

Настройка режима сварочного аппарата

Для сварки трубы под просвет рекомендуется использовать сварочный аппарат постоянного тока. Работа проводится в режиме прямой полярности, когда электрод подключен к плюсу, а труба к минусу. Величина сварочного тока устанавливается в зависимости от толщины стенок трубы и диаметра электродов. Точное его значение в каждом случае подбирается опытным путем. Однако независимо от размера труб создание корня сварного шва проводится электродами диаметром 2,5 мм при минимально возможном токе. Попытки использования тройки для ускорения процесса кончаются плачевно.

Оптимальную величину сварочного тока подбирают на какой-либо металлической поверхности. Для начала выставляется 50 — 60 ампер. Если при опробовании дуга стабильна, нужно без усилия коснуться поверхности расплавленного металла кончиком электрода — он не должен прилипать. Сбавляя ток, подбирается его максимально малое значение, при котором дуга горит стабильно.

Процесс сварки

Прихватка

Сварку трубы под просвет начинают с прихватки в нескольких точках. Их количество зависит от диаметра заготовок, но не менее четырех с шагом 90˚. После создания первой точки положение труб при необходимости корректируется. Прихватка должна надежно скрепить заготовки между собой. После сварки всех точек стык еще раз зачищается. Обнаруженные поры и плохо проваренные места удаляются, так как они в дальнейшем станут причиной брака.

Корень шва

Сварку удобней проводить, если прихваченные трубы будут находиться в полупотолочном положении. Это обеспечит свободный доступ к стыку. На нижней части соединения наносится отметка. Отступив от нее 1 — 3 см начинают сварку корня шва под просвет. Дуга зажигается на фаске или ее внешнем краю, но не на поверхности трубы. На потолочной части стыка кончик электрода находится в зазоре с постепенным движением вверх. Для формирования обратного валика дуга должна гореть внутри трубы.

При движении электрода без поперечных отклонений нужно следить, чтобы оплавлялись обе кромки. Если плавится только одна сторона, следует остановиться и повторить проход. Горение дуги снаружи означает, что стык стянулся. Его можно прорезать большим током, но предпочтительней аккуратно расширить болгаркой. Если наплавляемый корневой шов провисает, значит, завышен сварочный ток или электрод движется медленно.

Если представить торец трубы в виде циферблата часов, то при выходе на 40 минут электрод начинают раскачивать на половину диаметра между кромками. В результате образуется технологическое окно, через которое можно следить за формированием внутреннего валика. При сварке тонкостенных труб небольшого диаметра оно только намечается, но не стоит проплавлять на этом месте сквозную дыру. Электрод продвигается без колебательных движений, меняется только положение держака, чтобы обеспечить стабильность дуги при минимальном токе.

После выхода на 50 минут держатель отклоняется от себя, чтобы дуга горела на краю валика. Продавливать электрод внутрь трубы как на потолке не надо, так как могут получиться прожоги. Чтобы внутренний валик получился ровным, прихватка при подходе к ней шва срезается, края развальцовываются. С готового корня сбивается шлак, металл зачищается до блеска металлической щеткой.

Заполнение

Заполнение выемки, образовавшейся после проведения предыдущей операции, выполняется короткой дугой. Для плавления кромок электрод ведется по краям сварочной ванны. При работе нужно следить за появлением стартовых пор, которые образуются при розжиге дуги во время сварки на ветру. Их зашлифовывают под нуль болгаркой. Опытные сварщики накладывают дополнительный шов сверху и снизу стыка, не касаясь вертикали.

Облицовка

В заключение на зачищенное заполнение накладывается облицовочный шов. Его выполняют равномерными по амплитуде колебательными движениями без резких рывков, следя за тем, чтобы дуга не выходила за пределы сварочной ванны. Чтобы шов не проваливался посередине, электрод на краткие мгновения задерживается на кромках. Если он получается излишне чешуйчатым, добавляется сварочный ток. После завершения сварки со шва удаляется шлак, утолщения, образовавшиеся в местах розжига дуги, зашлифовываются. Поверхность возле стыка очищается только металлической щеткой.

Читайте также  Как сделать стеклопластик в домашних условиях?

Какие могут возникнуть дефекты при сварке

Самым большим дефектом при проведении сварки считается непровар. Сварщики, у которых случаются такие огрехи, не допускаются к работе на трубопроводах. Неаккуратность швов и их провисание, а также другие мелкие дефекты случаются при нарушении технологии сварки. Для их предотвращения работа должна выполняться с соблюдением следующих условий:

  • сварка выполняется короткой дугой на минимальном токе;
  • отрыв электрода допускается только при замене;
  • тщательный подбор тока;
  • правильная подготовка труб;
  • проведение работы прокаленными электродами;
  • место сварки должно быть защищено от ветра и осадков;
  • использование качественного оборудования и электродов.

При освоении этого вида сварки главное научиться наплавлять корень шва. Для тренировки можно взять две металлические пластины толщиной 10 мм и прихватить с зазором, не забывая о подготовке стыка. Закрепляя их под разными углами, отрабатывают навыки сварки на просвет по горизонтали, вертикали, потолке.

§ 41. Способы формирования обратного валика корневого сварного шва. Схема действия сил на расплавленный металл сварочной ванны.

Обратным валиком принято называть хорошо сформированный валик корневого шва с противоположной стороны ведения сварки (рис. 51).

Рис. 51. Обратный валик корневого слоя сварного шва:

а — стыковое, б — угловое сварное соединение

Опасным местом в сварном соединении является непровар кромок в корне шва. Поэтому для получения 100%-ного хорошо сформированного обратного валика в корне шва применяют следующие приемы:

подводят под расплавленный металл сварочной ванны избыточное давление газа — сварка с поддувом;

наносят на свариваемые кромки с противоположной стороны ведения сварки слой специальной флюс-пасты.

Сущность сварки с поддувом состоит в том, что под расплавленный металл сварочной ванны подводится избыточное давление газа. Поддувочным газом может служить аргон, азот и углекислый газ. Давление газа под расплавленным металлом сварочной ванны создают порядка 50- 150 мм вод. ст. (500-1500 Па).

В формировании обратного валика при наложении корневого слоя шва участвуют:

сила тяжести расплавленного металла сварочной ванны P тм ;

давление сварочной дуги P д ;

сила поверхностного натяжения расплавленного металла сварочной ванны со стороны сварочной дуги Р пн(в) ;

сила поверхностного натяжения расплавленного металла сварочной ванны с обратной стороны шва Р пн(н) ;

давление поддувочного газа Р г .

Сила тяжести расплавленного металла и давление сварочной дуги в процессе сварки в нижнем положении стремятся провалить жидкий металл, металл сварочной ванны провисает, и на ее поверхностях возникают силы поверхностного натяжения, стремящиеся уравновесить первые две силы. В зависимости от соотношения этих сил расплавленный металл в корне шва принимает ту или иную форму. Сила тяжести расплавленного металла сварочной ванны определяется геометрией подготовленного соединения под сварку (величиной притупления кромок, зазором между ними и углом разделки кромок), а также режимом сварки. Давление сварочной дуги зависит от режима сварки и, главным образом, от величины сварочного тока. Сила поверхностного натяжения обусловливается кривизной жидкой поверхности металла сварочной ванны, которая, в свою очередь, определяется геометрией соединения и режимом сварки. Максимальные силы поверхностного натяжения возникают тогда, когда поверхность расплавленного металла принимает полуцилиндрическую форму.

Рис. 52. Схема действия сил на расплавленный металл сварочной ванны (R 1 и R 2 — радиус кривизны жидкой поверхности сварочной ванны)

На рис. 52 представлена схема действия сил на расплавленный металл. Газ, проходя под расплавленным металлом сварочной ванны, отнимает теплоту, увеличивая этим силы поверхностного натяжения. Схемы подвода поддувочного газа под сварочную ванну расплавленного металла представлены на рис. 53.

Рис. 53. Схемы ручной аргонодуговой сварки с поддувом защитных газов:

а — общий подвод поддувочного газа, б-в — местный подвод поддувочного газа; 1 — изделие, 2 — сварочный генератор, 3 — балластный реостат, 4 — горелка, 5 — сварочные провода, 6 — шланг для подачи газа, 7 — заглушки, 8 — редукторы, 9 — баллон с аргоном, 10 — баллон с поддувочным газом, 11 — присадочная проволока

Сущность применения флюс-пасты для формирования обратного валика состоит в том, что перед нанесением пасты на внутренние стороны свариваемого стыка кромки стыкуемых труб и прилегающие к ним наружная и внутренняя поверхности на расстояние 20-30 мм от торца очищают от грязи металлической щеткой, а затем тщательно обезжиривают ацетоном. Затем флюс-пасту в виде полос наносят на кромки стыка с внутренней стороны деревянным, металлическим или пластмассовым шпателем (лопаточка шириной 3-5 мм). При этом необходимо следить, чтобы паста при нанесении не попадала в разделку. Ширина полосы нанесенной пасты должна быть равной 5-7 мм, а толщина ее -не более 0,4-0,7 мм. Схема нанесения пасты перед сваркой дана на рис. 54.

Рис. 54. Схема нанесения флюс-пасты

Техника ручной дуговой сварки труб покрытыми электродами

Сварка неповоротного вертикального стыка

Сварной шов выполняется за два приема. Периметр стыка условно делится вер тикальной осевой линией на два участка, каждый из которых имеет три характерных положения:

  • потолочное (позиции 1-3);
  • вертикальное (позиции 4-8);
  • нижнее (позиции 9-11).

Каждый участок сваривается с потолочного положения. Сварка ведется только короткой дугой:

lmin=0,5 dэ, мм,
где dэ — диаметр электрода.

Оканчивают шов в нижнем положении.

Сварку каждого из участков начинают со смещением на 10-20 мм от вертикальной осевой. Участок перекрыт ия швов — «замковое» соединение — зависит от диаметра трубы и может быть от 20 до 40 мм. Чем больше диаметр трубы, тем длиннее «замок»

Начальный участок шва выполняют в потолочном положении «углом назад» (поз. 1,2). При переходе на вертикальное положение (поз. 3-7) сварка ведется «углом вперед». По достижении позиции 8 электрод ориентируют под прямым углом, а, перейдя в нижнее положение, сварку вновь ведут «углом назад».

Перед сваркой второго участка нужно зачистить начальный и конечный участки шва с плавным переходом к зазору или к предыдущему валику. Сварку второго участка следует выполнять так же, как и первого.

Для корневого шва применяют электрод диаметром 3 мм. Сила тока в потолочном положении 80-95 А. На вертикали ток рекомендуется уменьшить до 75-90 А. При сварке в нижнем положении ток увеличивают до 85-100 А.

При сварке труб с качественным формированием корня шва без подварки проплавление достигается путем постоянной подачи электрода в зазор. Добиваясь проплавления внутри трубы, можно получить шов с выпуклой поверхностью, что по требует последующей механической его зачистки в потолочном положении.

Заполнение разделки труб с толщиной стенки более 8 мм происходит неравномерно. Как правило, отстает нижнее положение. Для выравнивания заполнения разделки необходимо дополнительно наплавить валики в верхней части разделки. Предпоследние слои должны оставить незаполненную разделку на глубину не более 2 мм.

Облицовочный шов сваривают за один или несколько проходов.

Предпоследний валик заканчивают так, чтобы разделка осталась незаполненной на глубину 0,5-2 мм, а основной металл по краям разделки был переплавлен на ширину 1/2 диаметра электрода.

При сварке труб диаметром менее 150 мм с толщиной стенки менее 6 мм, а также в монтажных условиях, когда источник питания удален от места работы, сварку ведут при одном и том же значении сварочного тока. Рекомендует ся подбирать токовый режим но потолочному положению, ток в котором достаточен и для нижнего положения. При сварке на подъеме из потолочною положения в вертикальное, чтобы не было чрезмерного проплавления, следует прибегнуть к прерывистому формированию шва. При этом способе периодически прерывают процесс горения дуги на одной из кромок.

Читайте также  Чистка медных монет в домашних условиях

В зависимости от толщины стенки трубы, зазора и притупления кромок рекомендуется выполнять сварку «мазками» одним из способов:

2. При большой толщине металла зажигают и обрывают дугу на одной и той же кромке.

Не рекомендуется зажигать дугу в том месте, где только что был ее обрыв. Нельзя не оборвав дугу, перемещать электрод вперед но разделке, а затем вновь возвращаться на шов.

Сварка неповоротного горизонтального стыка

Сварка с формированием стабильного проплавления ведется электродом диаметром 3 мм. Сварочный ток выбирают в зависимости от толщины основного металла, зазора между кромками и толщины притупления. Наклон электрода составляет 80-90° к вертикали. При сварке «углом назад» наклон обеспечивает максимальное проплавление, а «углом вперед» — минимальное.

При недостаточном проплавлении длину дуги следует держать короткой, а при нормальном проплавлении — средней.

Корневой шов лучше выполнясь с минимальными размерами сварочной ванны, чтобы не было подрезов и наплывов с обратной стороны шва

Второй валик формируют так, чтобы расплавлять первый корневой шов и обе кромки трубы. Сварочный ток устанавливают в среднем диапазоне. Наклон электрода — такой же, как при сварке первою корневою шва. Сварку ведут «углом назад». Скорость выбирают такой, чтобы внешний вид валика был нормальным (не выпуклым и не вогнутым).

Третий валик лучше выполнять на повышенных режимах. Сварку ведут иод прямым углом или «углом назад». Скорость выбирают такой, чтобы валик был выпуклым, с полочкой для удержания металла ванны последующего валика. Траектория дуги должна совпадать с краем второго валика.

Четвертый валик — горизонтальный. Его выполняют на тех же режимах, что и третий. Электрод наклоняют под углом 80-90° к вертикальной поверхности трубы. Скорость сварки поддерживают такой, чтобы расплавлялись верхняя кромка разделки, поверхность второго валика и вершина третьего валика. Внешний вид четвертого валика должен быть нормальным.

«Замковые» соединения сваривают с плавным увеличением размера шва в начале и уменьшением на конечном участке, «набегающим» на начало шва на 20-30 мм.

Многопроходную сварку труб рекомендуется вести по спирали. Тогда получается меньше «замковых» соединений.

Сварку лицевого слоя надо выполнять электродами того же диаметра, какие использовались при заполнении разделки, но не более 4 мм. Последний верхний валик укладывают на более высокой скорости, чтобы он оказался узким и плоским.

Как добиться обратного валика не поворотка диаметр 273?

#1 аргон87

Сообщение отредактировал аргон87: 09 Декабрь 2014 21:26

  • Наверх
  • Вставить ник

#2 BelaZZ

Присадку «вести» выше кромки . Дуга, сответственно,тоже смещена к верхней точке. Ток не скажу, потому как подбираю «на вкус». И мало вводных — зазор, ф присадки, подготовка кромок и , лучше всего , представить фото проблемы.

  • Наверх
  • Вставить ник

#3 ARGONIUS

  • Участник
  • Cообщений: 2 578
    • Город: Н.Новгород
    • Наверх
    • Вставить ник

    #4 blazen79

    Если корень провален, значится перегрев—не топчитесь на месте, смелее ведите, а присадку снутри не обязательно подавать))

    • Наверх
    • Вставить ник

    #5 Tibidabo

    Я ставлю 120-140

    Тоже изнутри подаю. Попробуй 60-70 А, долго на месте не стой, пару недель и начнёт получаться. Успехов!

    • Наверх
    • Вставить ник

    #6 blazen79

    Можно посмотреть результат ?

    • Наверх
    • Вставить ник

    #7 Tibidabo

    Можно посмотреть результат ?

    Хе) Проверка как для неизвестного на этом форуме. Можно, но новых фотографий нету, покажу те что с лета, на тот момент это была учёба. Как буду опять трубы варить аргоном сфотографирую на нормальную камеру. У нас принято что если обратный валик 0,1-0,8 мм и облицовка >= 1 мм, то это то что надо для работодателя.

    Прикрепленные изображения

    • Наверх
    • Вставить ник

    #8 Tibidabo

    Ребята помогите(объясните)как добиться обратного валика не поворотка .

    Я начинал с пластин, потратил на них в сумме дней 7 по часа 4 на сварку и 4 на подготовку пластин к сварке. Помогло 30 минутное объяснение опытного сварщика (показал что и как держать и как подавать присадку, как варить чтобы не было кратера в конце сварки), а дальше youtub-сила, пользуйся им. Въехал в суть плавления метала и глаза с руками перестали боятся расплавленного метала и перестал сжигать перчатки, а так по началу пробовал стеклотканью опирающейся палец обмотать, чтобы не обжигать палец об раскалённый метал, с стеклотканью не так сильно происходила передача тепла с металла на палец и тем самым реже отдёргивал палец. Как научился достаточно быстро вести дугу чтобы метал не успевал в районе дуги накаливаться до красна и не дёргать рукой в самом конце тем самым портя шов, так и перешёл на трубы, но по совету аргонщика с большим стажем начал сразу с не поворотной в положении G6, с толщиной стенки в 5 мм, на это дело где-то недели 3 убил, 6 баллонов по 40 литров аргона, 60% этого времени убил на подготовку труб (разрезка, шлифовка, притупление-тут на форуме много инфы как и что), заодно теперь уважаю труд слесарей и монтажников, научившись варить не поворотную трубу в 45 градусов, все остальные положения стали как и говорил аргонщик со стажем простыми и безнапряжными-не стрессовыми. Я как ни разу ни варил другими типами сварки, так на Аргоне-TIG141 показалось всё просто, после пробовал немного полуавтоматом, могу сказать намного проще, а вот MMA тяжко, шов не красивый, но для себя решил с опытом-временем и это думаю придёт. С 141 процессом приятно работать, ни шлака, ни брызг раскалённого металла, лишь бы металл был как можно чище-желательно как зеркало и аргон чистый, будит грязный-замучаешься, и кучу нервов потратишь пока поймёшь в чём дело, так что учись и всё получится, вот ещё пару фоток внутрянки на старый мобильник фоткал, качество как и выше плохое, но смысл должен быть ясен и одна фотография с облицовкой, хоть валик корня шва и не выпирал больше чем на 1-1,5 мм, но работодателю в Голландии это ни очень нравится, морщится, как заметил с облицовкой со временем у всех всё на мази, а кто с вихляй рукой-американкой (с отпиранием на сопло) подружится так одно удовольствие на его швы смотреть, а вот с корнем надо попотеть, но это того стоит, аж настроение поднимается когда внутри колечко выходит. Ах да и желаю чтобы не было подсосов воздуха у горелки и редуктора, а то получишь идентичный нервный срыв как и при грязном аргоне

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал Tibidabo: 20 Декабрь 2014 03:11

    • Наверх
    • Вставить ник

    #9 59ax2

    Варил в ус нержуху 108, чернуху 159, на потолок ставил тока чуть меньше. Ну и не тормозить и не бежать. Вот. х.з., мне кажется это не объяснить, это на катушках тренироваться надо с подбором всего под себя.

    Сварка трубопроводов. Вид, технология и дефект сварного шва.

    В этой статье рассмотрим технологию сварки труб применяемую на газопроводе и паропроводе с высоким давлением. А так же какой встречается дефект в сварном шве, и каким образом не допустить его появления в корне шва сварного соединения.

    Технология сварного шва.

    Использование электродуговой сварки встречается в нашей жизни повсеместно, характерно оно надёжным соединением металлических труб между собой. Поэтому в нашей специфике широко используется в системе отопления, ибо там, где высокое давление и предельные температуры, конкуренцию этому материалу не составит никакой другой. В такой системе предусмотрено использование безшовных труб, а сварка их между собой предусматривает особую технологию, соблюдать, которую требуется неукоснительно. Заключается она в проваре корня шва.

    Читайте также  Приспособление для сварки угловых соединений

    При сваривании труб и элементов оборудования на обычном водопроводе, или скажем канализации — всё гораздо проще. Описываемое же мною ниже, напрямую касается системы пара, и аналогичен ему процесс монтажа на газопроводе высокого давления. Интересует Вас, уважаемый посетитель такая информация? Тогда приглашаю ознакомиться, я постарался изложить всё простым языком.

    Вид сварного шва.

    Итак, имеем две трубы одного, либо различного диаметра, рассмотрим и тот, и тот вариант. В первом случае состыкуем трубу с отводом, а во втором — нам необходимо врезать трубу диаметром 76 миллиметров, в трубу диаметром 133 миллиметра. Для того, чтобы нам добиться абсолютной (не побоюсь этого слова) герметичности сварного соединения сварной шов будет двойным. Вначале провариваем так называемый — корень шва, а затем его перекроем вторым.
    Разобьём весь процесс на несколько этапов, каждый из них важен и производится без «косяков», ежели что то пошло не так, лучше на начальной стадии добиться «идеальности». В нашем случае не пройдёт весёлая присказка: «Может не потечёт».

    1. Подготовка свариваемых поверхностей.

    Включает в себя доскональную подгонку их друг к другу. На обоих стыкуемых поверхностях снимается фаска, в идеале под 45 градусов к оси трубы. Снять её необходимо с условием оставления торца плоским, шириной в 2-3 миллиметра.

    Здесь и далее, чтобы особо не подыскивать подходящих слов, для наглядности снабжаю пост фотоснимками и видеороликом.

    На этом фотоснимке нанесена разметка на конце трубы, придерживаясь линии которой нам необходимо вырезать элемент, называется это у нас — «сделать усы», либо — «вырезать рыбку».

    А здесь снимок, как выглядит вырезанная и обработанная поверхность заготовки.

    2. Состыковка свариваемых поверхностей.

    На этом фото представлен стык на прихватках. Обе плоскости поверхностей имеют фаски и не соприкасаются между собой, имея зазор в 2-3 мм, необходим он (зазор) для провара корня шва.

    Важно что бы свариваемые элементы были соосны, ни о каком смещении относительно друг друга не может быть и речи, иначе стык будет забракован.
    Выставляем и прихватываем между собой. В случае не одинакового зазора между поверхностями, что имеет место быть при неровном резе трубы, дорабатываем при помощи болгарки с отрезным диском, добиваемся равномерности по всему периметру.


    Трубы диаметром до 50 миллиметров прихватываются в двух местах, на более же крупных диаметрах — не менее трёх прихваток, а варить начинаешь с места логичного размещения четвёртой. Уже в процессе сварки, доходя до очередной прихватки, её надо счистить.

    Сварка корня шва.

    Всё готово к провару на первый раз, чем и занимается далее сварщик.

    По завершении обкатки стыка, настаёт черёд работы монтажника.

    3. Выбор корня шва.

    Заключается в обработке места сварки по всей окружности, до металлического блеска. Буквально — не должно остаться и намёка на неровность канавки, и уж тем более остатков шлака. Все края и неровности сглаживаются, а поверхности по обе стороны от шва зашлифовываются так же до металлического блеска, миллиметров по двадцать в каждую сторону. Я делаю это при помощи всё той же болгарки, с установленным на ней зачистным диском.
    При выполнении этого этапа мною был замечен дефект — пора, образовалась она на месте «замка» сварки.
    Вот наглядный результат:

    Если монтажник заметил сей «косяк», необходимо это место вычистить, вплоть до проявления зазора, предусматривая при этом уклоны фасок свариваемых поверхностей.

    Указать на наличие поры сварщику, он её «закидает». Затем выбрать подвареное место до металлического блеска. Как писал выше — довести всё до идеальности.

    После этого сварной может приступить к следующему этапу.

    4. Перекрытие корневого шва.

    Соблюдая, что написал выше в рамочке, во 2 пункте, он обкатывает стык по кругу. Электроды не экономя, шов получается «жирным».
    Затем монтажник обрабатывает шов при помощи всё той же болгарки с зачистным кругом.
    В общем выглядит вот так:

    Здесь ещё важен такой момент: при зачистке недопустимы «подрезы» свариваемых поверхностей, в предупреждение этому шлифуешь в одном заданном направлении — от трубы к шву.
    Здесь красным отмечены места возможного появления «подрезов».

    При наличии этого «косяка» — стык забраковывается.

    Дополню описание ещё парой фотографий. На них сварной стык трубы с фланцем. Снаружи фланца провар осуществляется в соответствии всему выше описанному процессу, то есть — сварка корня шва, его выборка, перекрытие и зачистка.

    Помимо этого свариваем стык ещё и изнутри фланца:

    Дефект сварного шва.

    Порину, и как её убрать мы с Вами посмотрели, а теперь давайте поясню моменты из-за которых велика вероятность её появления.

    О первой вероятности должно быть известно каждому сварщику, ибо они проходят специальное обучение.
    Вторая и третья характеризуется добросовестностью отношения к исполнению своих прямых обязанностей.
    А вот по последнему моменту чуть подробнее:
    Доводилось мне столкнуться с этой проблемой, сварщик варит, я выбираю корень, там порина — зачищаю, он опять варит, выбираю — порина, зачищаю, варит — порина. Потом догадались, трубопровод был длинный и с одной стороны имел связь с атмосферой, в общем пока эту связь ватными штанами не заткнули, к положительному результату не пришли.

    Ну вот вроде и всё, что хотел рассказать, буду закругляться. Если будете соблюдать всё описанное, в итоге получите стык — идеальный. Никакой «светила», не найдёт причин забраковать, а рентген покажет соответствие стандартам.

    Вот обещанный в начале статьи видеоролик, на сколько смог смонтировал понятным:

    Я не тешу своё самолюбие, и совершенно не считаю себя «мастером пера», поделился лишь тем, что знаю из своего опыта. Интересующемуся же более глубокими познаниями в данной сфере, могу порекомендовать изучение книги, скачать можно кликнув на картинку расположенную ниже. Книга не бесплатна, но и цена не велика, всего то 84 рубля, мало того есть возможность прочесть фрагмент для ознакомления, и совершить покупку, лишь при условии, что заинтересовала. Книга состоит из 510 страниц и имеет 234 иллюстрации. В благонадёжности распространителя можете не сомневаться, «кидка» по перечислении денег не будет, проверял лично.

    Гостям блога рекомендую подписаться на получение новых статей блога, для этого надо лишь ввести адрес своей электронной почты в форму, которая откроется при прокрутке страницы в самый низ.

    Если появились вопросы, или есть чем дополнить статью, милости прошу в графу комментарии.
    Всем успехов в монтаже, с уважением Андрей.

    Кликни по иконке, если считаешь, что эта информация будет полезна твоим друзьям.

    Оцените статью
    Добавить комментарий