Порядок организации какого либо процесса это?

В данном разделе размещены материалы по широкому кругу проблем делопроизводства и документооборота

Порядок организации какого либо процесса это?

Формирование дел в организации и их текущее хранение

В начале каждого года в организации начинается формирование документов в дела. Формирование дел – это группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.

Централизованное и децентрализованное формирование дел в организации

В организациях дела формируются централизованно в службе документационного обеспечения управления (секретариат, канцелярия, отдел делопроизводства и т.п.) или децентрализованно – в структурных подразделениях. Практика показывает, что дела формируются, в основном, децентрализовано, т.е. в структурных подразделениях.

Организационно-распорядительные документы, формы их регистрации (учета), сводная текстовая и статистическая планово-отчетная документация, переписка и другие документы по вопросам основной деятельности формируются в службе документационного обеспечения управления (ДОУ).

Документы, отражающие отдельные направления деятельности организации, формируются в дела по месту их составления в соответствующих структурных подразделениях, в компетенцию которых входят те или иные вопросы согласно положению о них (например, согласно положению о планово-экономическом отделе, отделе бухгалтерского учета и отчетности, отделе кадров и т.д.).

Формированием дел в структурных подразделениях организации занимаются работники, ответственные за ведение делопроизводства. Контроль за формированием дел осуществляется службой ДОУ.

Руководитель архива организации или ответственный за архив оказывает необходимую методическую помощь работникам структурных подразделений в формировании дел, а также проводит проверки правильности формирования дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

Правила формирования дел

При формировании дел необходимо соблюдать следующие основные требования:

В дело не должны помещаться документы, подлежащие возврату, лишние экземпляры, черновики.

Обратите внимание! ДЕЛО не должно превышать 250 листов при толщине корешка не более 4 см. В случае, если корешок дела превышает 4 см, документы дела разбиваются на тома. Индекс и заголовок дела проставляются на каждом томе с добавлением «том 1», «том 2» и т.д.

Документы внутри дела располагаются сверху вниз в хронологической, вопросно-логической последовательности или сочетании.

Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию в логической последовательности освещали определенные вопросы.

Дела заводятся по хронологическому, тематическому признаку или их сочетанию. Входящие документы располагаются по датам поступления, исходящие – по датам отправления или по алфавиту авторов и корреспондентов.

Группировка в дела отдельных видов документов

Нормативные правовые и распорядительные акты группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями в пределах одного календарного года. Не допускается формировать в одно дело разные виды распорядительных документов, например приказы, распоряжения и указания. Каждый вид распорядительного документа формируется в самостоятельное дело со своей валовой нумерацией и, соответственно, подлежит регистрации в самостоятельном журнале (книге).

Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу. Приказы по личному составу, имеющие согласно Перечню типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558) разные сроки хранения, формируются в самостоятельные дела и имеют свою собственную регистрацию в соответствующей учетной форме (журнал, книга, картотека).

Приказы по личному составу формируются в дела в зависимости от сроков их хранения. При этом следует помнить, что запрещается группировать в одно дело документы с разными сроками хранения.

В соответствии со ст. 19б Перечня типовых управленческих архивных документов образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения приказы по личному составу имеют два срока хранения: 75 лет и 5 лет.

К приказам, имеющим 75-летний срок хранения, относятся приказы:

К приказам, имеющим 5-летний срок хранения, относятся приказы:

Практика использования документов по личному составу показывает, что при значительных объемах приказов по личному составу, имеющих 75-летний срок хранения, целесообразнее их формировать в дела по вопросам деятельности. Например, следует отдельно группировать в дела приказы о приеме, перемещении, совмещении, переводе и увольнении работников, т.е. связанных с их трудовым стажем, и отдельно – приказы о премировании, поощрении и других выплатах, в которых содержатся сведения о заработной плате. При этом в каждом деле приказы должны иметь самостоятельную валовую нумерацию.

Положения, инструкции, правила, утвержденные нормативными правовыми и распорядительными актами (приказами, распоряжениями, решениями, постановлениями и т.п.), группируются вместе с указанными документами. При их утверждении в качестве самостоятельных документов они группируются в самостоятельные дела.

Протоколы в деле располагаются в хронологическом порядке по датам их составления и в порядке возрастания их номеров. Имеющиеся приложения к протоколам формируются в одно дело, т.е. вместе с протоколами. В случае большого объема приложений к протоколам приложения формируются в отдельные дела по датам протоколов и их номерам.

Утвержденные планы, отчеты, сметы, штатные расписания и другие документы группируются отдельно от их проектов.

Переписка группируется, как правило, за период календарного года и систематизируется в хронологической последовательности; при этом документ-ответ помещается за документом-запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года.

Документы в личных делах располагаются по мере их поступления и систематизируются следующим образом:

Личные карточки работников (унифицированная форма № Т-2) формируются в самостоятельные дела по алфавиту фамилий отдельно от личных дел.

Лицевые счета по заработной плате работников располагаются в делах в алфавитном порядке фамилий.

Подготовка дел к передаче на хранение

По истечении одного года после завершения дел в делопроизводстве проводится работа по их подготовке к передаче на хранение в архив организации. В соответствии с п. 3.7.25 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) в архив поступают документы, в том числе по личному составу, не позднее чем через три года после их завершения в делопроизводстве.

Законченные делопроизводством электронные документы формируются в дела (папки) в соответствии с номенклатурой дел организации отдельно от документов на бумажных носителях, на жестком диске специально выделенного компьютера.

Дела со дня их заведения до передачи в архив организации хранятся по месту их формирования.

Дела считаются заведенными с момента включения в них первого исполненного документа. После исполнения документа и окончания работы с делами последние помещаются (подшиваются) для обеспечения физической сохранности в твердые обложки или папки-регистраторы.

В каждом структурном подразделении выделяется сотрудник, ответственный за сохранность документов и формирование их в дела. Руководитель подразделения обеспечивает сохранность документов и дел. С этой целью дела необходимо разместить в запирающиеся шкафы, сейфы и т.п., чтобы обеспечить их сохранность и защиту от воздействия пыли и солнечного света.

Дела в шкафах для их учета и быстрого поиска располагаются вертикально, корешками наружу и в соответствии с номенклатурой дел. На корешках обложек дел указываются индексы по номенклатуре дел. Номенклатура дел или выписка из нее помещается на внутренней стороне шкафа.

При поиске какого-либо документа вначале следует найти нужный заголовок дела, а затем по индексу дела – соответствующую папку на полке.

Проверка наличия и состояния документов и дел

Дела, находящиеся на текущем хранении, подлежат учету. Периодически необходимо проводить проверку наличия и состояния документов и дел в целях установления фактического наличия дел и соответствия их количеству, числящемуся по номенклатуре дел.

Проверка наличия и состояния документов и дел проводится при перемещении дел, возврате дел, смене лица, ответственного за сохранность документов и руководителя структурного подразделения, а также при реорганизации, ликвидации организации или его структурного подразделения.

Проверка наличия дел проводится путем сверки статей номенклатуры дел с описанием дел на обложке, а физическое состояние дел определяется путем их визуального просмотра. Все обнаруженные недостатки фиксируются в акте проверки наличия и состояния дел.

В случае утраты документов и дел проводится служебное расследование, по результатам которого лицо, виновное в утрате, несет ответственность в установленном порядке.

Порядок выдачи дел и документов

Выдача дел другим структурным подразделениям производится с разрешения руководителя службы ДОУ. Выдача дел работникам подразделений для работы осуществляется под расписку. На выданное дело заводится карта-заместитель, помещаемая на место выданного дела. В ней указывается структурное подразделение, индекс дела, дата его выдачи, кому дело выдано, дата его возвращения, предусматриваются графы для расписок в получении и приеме дела.

Дела выдаются во временное пользование работникам структурных подразделений на срок не более одного месяца и после его истечения подлежат возврату. Другим организациям дела выдаются на основании их письменных запросов с разрешения руководителя организации по акту.

Если отдельные документы, уже включенные в дело, находящееся на текущем хранении в структурном подразделении, временно требуются работнику, они могут быть выданы из дела ответственным за формирование и хранение дел, а на их место вкладывается лист-заместитель. В листе-заместителе указывается, когда, кому и на какой срок выдан документ.

Изъятие документов из дел постоянного хранения (например, приказов по основной деятельности, штатных расписаний, отчетов по основной деятельности и т.п.) допускается в исключительных случаях и производится с разрешения руководителя организации с оставлением в деле заверенной копии документа и акта о причинах выдачи подлинника.

Как правило, изъятие подлинных документов производится правоохранительными, судебными и другими силовыми органами, действующими на законных основаниях. В этом случае обращающийся орган должен представить в организацию запрос, в котором должна быть ссылка на соответствующий законодательный, иной нормативный правовой акт, на основании которого документы могут быть предоставлены органу для изъятия. Изъятые подлинные документы после минования их надобности подлежат возврату организации. Организация контролирует возврат этих документов.

Процедура создания юридического лица

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся порядка создания юридических лиц, действующего на сегодняшний день. Автор исследует нормативно-правовую базу, согласно которой, в РФ создаются юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, а также подробно останавливается на нарушениях, которые могут быть допущены в ходе создания юридического лица, и влекут за собой определенные правовые последствия негативного характера.

До того момента, как российское гражданское законодательство претерпело значительные изменения в части, касающейся юридических лиц, момент их создания приравнивался к моменту государственной регистрации. В завершение регистрации данные о юридическом лице необходимо было обязательно внести в ЕГРЮЛ. Причем регистрация и ведение указанного выше реестра не были компетенцией одного органа, что явно было серьезным препятствием развитию предпринимательства в РФ. Ситуация требовала коренных изменений в данной сфере.

Если говорить о существующей сегодня системе создания юридических лиц, то она, по нашему мнению, представлена своеобразной иерархией нормативных актов. Возглавляет данную иерархию Конституция РФ, несмотря на то, что в ней отсутствует понятие юридического лица, а также не закреплено регулирование деятельности учреждение и корпораций. Но, тем не менее, Конституция – универсальный нормативный документ, обеспечивающий создание благоприятной экономической среды, также и при помощи участия юридических лиц. Косвенно о создании вышеуказанных субъектов упоминает статья 8 Конституции [1], закрепляющая единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, и свободу экономической деятельности в целом.

Вторым в иерархии следует ГК РФ, который в главе 4 [2] закрепил процедуру создания юридического лица, однако и в настоящем Кодексе указано, что более детальное регулирование установлено в специальных ФЗ и подзаконных актах, в том числе и актах, издаваемых субъектами РФ. И завершающим иерархию блоком правовых положений являются учредительные документы самой организации (локальный уровень).

Что же представляет собой создание юридического лица, как процесс? Полагаем, что его можно считать последовательностью определенных действий, которые необходимы и достаточны, выделив в них две стадии –подготовку и непосредственную регистрацию в налоговой инспекции.

Первая стадия включает в себя процедуру принятия решений: предварительного и окончательного о создании юридического лица: они принимаются учредителями, которые разрабатывают учредительные документы, выбирают будущее место расположения организации (поиск помещения и т.д.), избирают органы управления [3].

Вторая стадия – это процесс оформления принятых ранее решений и их юридическое закрепление в документарном виде: это может быть решение единственного участника, либо протокол общего собрания.

Теп не менее, в литературе присутствуют и иные позиции относительно стадий в процессе создания юридического лица: некоторые ученые выделяют три этапа – дорегистрационый, регистрационный и послерегистрационный [4]. На первом формируется воля на создание организации; на втором – фактическое совершение действий по регистрации (также и документарное оформление), а на третьей действиями участников обеспечивается нормальное функционирование созданной организации. Но стоит отметить, что законодатель такого деления не закрепляет.

Однако, если мы будем придерживаться мнения о том, чтобы рассматривать процесс создания в качестве стадии, то это будет справедливо, так как именно на данной стадии формируется воля учредителей, выбирается будущая организационно-правовая форма, фирменное наименование, решается опрос об уставном капитале, месте нахождения, печати, открытия банковского счета, а также иных вопросов.

Трудно переоценить значение стадии подготовки, поскольку именно она определяет круг возможностей учредителей в сферах управления организацией, ее имуществом, а также влияния на управляющие органы. Но и данная стадия не является чем-то единым целым, а подразделяется на определенные подэтапы. Как считает Д.А. Шевчук [5], таковыми являются следующие три:

— оцениваются имеющиеся ресурсы для создания юридического лица, а также варианты его создания;
— материально и технически обеспечивается процесс создания организации;
— непосредственно создается юридическое лицо.

Важно отметить один наиболее существенный, на наш взгляд, признак, который является объединяющим для всех юридических лиц – это свободное волеизъявление при их создании. Как воля, так и ее изъявление, являются едиными в юридическом смысле. Закон определяет границы волеизъявления, которые способствуют возникновения юридических фактов, на которых базируется создание юридического лица. Изложенное означает, что у лиц есть право выбора способа создания юридического лица, его организационно-правовой формы, но они должны соответствовать требованиям закона, которые предъявляются к учредителю [6]. Указанные способы устанавливает государство. Рассмотрим их далее подробно.

Так, создание коммерческих организаций возможно в форме хозяйственного общества или производственного кооператива, а также государственного или муниципального унитарного предприятия. Для некоммерческих организаций установлены иные формы: потребительский кооператив, общественное (или религиозное) объединение, а также учреждение, благотворительный фонд и прочие формы, предусмотренные законом, например, некоммерческое партнерство и другие.

Обратим внимание также на исключение, закрепленное в законе: к некоторым юридическим лицам применим разрешительный порядок их создания – такой порядок подходит для тех лиц, которые планируют заниматься только предпринимательством. Особенности такого порядка в том, что орган публичной власти дает предварительное разрешение на то, чтобы юридическое лицо было создано: такой порядок, как правило, удовлетворяет интересам всех участников. Примером таких организаций являются коммерческие банки, так как они оказывают финансовые услуги множеству потребителей, объединяя огромный массив их денежных средств. Также в разрешительном порядке могут создаваться те организации, для которых имеется возможность доминирования или монополии на определенном рынке. Это необходимо в целях сохранения конкуренции между производителями, для соблюдения интересов потребителя. И в том, и в другом случае, момент государственной регистрации означает создание юридического лица, согласно п. 2 ст. 51 ГК [2], а также возникновение у него правоспособности.

Как уже отмечалось выше, волеизъявление – начало процесса создания любой организации. Но так как оно носит предварительный характер, но зачастую практика показывает, что волеизъявление выражается иными органами, а не общим собранием, созыв которого нередко вызывает сложности. Так, очень часто руководитель общества или совет директоров акционерного общества может принять решение об учреждении какой-либо ассоциации. До момента проведения собрания проводят предварительную подготовку учредительных документов, выдел имущества для того, чтобы передать его в уставный капитал [8].

Если требует закон, то в некоторых случаях обязателен созыв общего собрания для того, чтобы принять окончательное решение об учреждении юридического лица. В случае непринятия такого решения, сам акт не состоится, а если такое решение принимается иными органами юридического лица, то его можно признать недействительным на основании ст. 168 ГК. Это, в свою очередь, влечет неправомерность факта государственной регистрации, так как были нарушены нормы закона.

Случаев признания недействительным создания юридических лиц на практике встречается немало. Так, может быть установлено отсутствие волеизъявления учредителя, регистрация организации по документам, которые были украдены. Одним из ярких примеров является признание недействительной регистрации организации в определении, вынесенным ВАС РФ [9]. В судебном акте было указано, что на тот момент, когда было создано общество, учредитель пребывал в местах лишения свободы, кроме того, документы, предоставленные на регистрацию, не соответствовали требованиям ст. 52 ГК и ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [10].

Важным и безусловным признаком для любого юридического лица является имущественная обособленность. Согласно ст. 48 ГК, для юридического лица установлена обязанность иметь самостоятельный баланс, для отражения на нем принадлежащего имущества: поступлений, затрат, активов и пассивов. Также у организации обязательно наличие сметы, которая является планом будущих расходов и доходов, но так же, как и баланс, представляет собой форму имущественного обособления (только для тех организаций, которые финансируются из внешних источников, не занимаясь коммерческой деятельностью).

На наш взгляд, следует обратить особое внимание на требование ГК о принадлежности имущества юридическому лицу: закон устанавливает, что такое имущество обязательно должно находиться в собственности, а также хозяйственном ведении, либо оперативном управлении. Из этого следует закономерный вывод о правдивости мнения тех юристов, которые считают недопустимым деятельность юридического лица на базе не принадлежащего ему имущества: полученного в аренду, используемого по найму, т.е. без каких-либо вложений со стороны учредителей в уставный капитал.

Подводя итог рассмотренному нами выше, отметим, что процесс создания юридических лиц в настоящее время значительно упрощен, что позволяет развиваться экономике в целом и отдельным видам предпринимательства в нашей стране. Однако, несмотря на простоту процесса, будущим учредителям все же стоит особо внимательно и добросовестно отнестись к требованиям законодательства по подготовке документации и самой процедуре регистрации юридического лица, ведь это способствует тому, чтобы уберечь организацию в будущем от негативных правовых последствий.

Порядок организации какого либо процесса это?

Положение подразумевает под собой нормативный акт, который позволяет определить порядок формирования, внутреннюю структуру, права, компетенцию, обязанности, а также основные функции компании, её отдельных служб, комиссий (коллегиальных органов).

  • типовыми (создаются управляющими органами (отраслевыми/государственными) для компаний, производственных и прочих предприятий, комиссий, которые занимаются однотипной деятельностью (в частности, для хозяйственной службы, бухгалтерского отдела)).
  • индивидуальными (создаются для определённой компании с учётом специфики её функционирования ).
    Отдельно можно также выделить положения о проведении определённых мероприятий (положение УЗ «МКДЦ» о принятии участия в смотре-конкурсе на звание «Лучшего медработника»).

Положение об организации

На основании представленного документа функционируют все государственные компании бюджетного типа. В частности, в нём устанавливается статус предприятия, порядок его формирования, структура, основная компетенция, обязанности, место, занимаемое в системе управления, схема проведения процедуры реорганизации.

Структура рассматриваемого документа зачастую включает часть, где прописываются вопросы, касающиеся проведения контроля, проверки деятельности, ревизии предприятия.

При оформлении компанией положения в обязательном порядке нужно указывать полное название вышестоящей компании, название самого предприятия, вид документации, № регистрации, дату, гриф утверждения.

Если административная практика предприятия подразумевает наличие разветвлённой структуры, применяется несколько другой тип положения. В подобного рода ситуации основное его назначение – определение/разг раничение компетенции, функций отдельных служб.
Положения о структурных подразделениях (службах)

Представленные документы служат для:

  • объяснения сотрудникам предприятия их прав, обязанностей, компетентности;
  • оценки работы персонала, принятия в будущем решения о направлении его на обучение, а также о его перемещении, поощрении либо взыскании;
  • определения действий, которые должны осуществляться персоналом;
  • контроля текущей деятельности предприятия;
  • отбора кандидатов на вышестоящую должность;
  • защиты сотрудников компании, работодателя, предприятия;
  • обеспечения позитивной корпоративной культуры.
    Что касается структуры текста положения, его формуляра, то они являются унифицированными (регламентируютс я УСОРД).

Напомним, что представленный нормативный акт оформляется на фирменном банке компании и содержит такую информацию:

• название вида документации;

Положения о структурных подразделениях подписываются лицом, которое является их разработчиком. Затем бумага визируется юрисконсультом, утверждается руководством компании. Документ приобретает силу с даты, указанной в грифе (заверяется печатью предприятия). Как правило, он содержит ряд разделов, а именно:

«Общие положения»
Здесь прописывается степень подчинённости, уровень самостоятельност и службы, управляющий орган, которому она подчиняется. Здесь же приводятся документы, которыми должно руководствоватьс я подразделение в ходе своей работы.

«Цели и задачи»
В представленном разделе формулируется цель, перечень задач рассматриваемой службы.

«Функции»
Здесь всесторонне характеризуется работа службы, приводится подробный список функций, обеспечивающих урегулирование возникающих вопросов, решение всех поставленных задач.

«Права, обязанности»
Указанный раздела включает перечень прав, которыми наделено подразделение (при этом подчёркивается их соответствие современным законам, нормативной, правовой документации, разработанной правительством, управляющими органами, бумагам, которые регламентируют деятельность предприятия).

«Руководство»
В представленном разделе прописывается название должности руководителя службы, требования, предъявляемые к его уровню образования, стажу непрерывной работы в рассматриваемой области. Вместе с тем здесь же определяются его обязанности, компетенция, права. В частности, руководитель должен координировать работу персонала, заниматься планированием деятельности службы, осуществлять контроль над работой сотрудников, принимать участие в создании методических и прочих материалов. При этом он устанавливает степень ответственности заместителей, утверждает определённые бумаги, издаёт распоряжения по назначению/освоб ождению от должности и пр.

«Взаимоотношения с иными службами»
В представленном разделе прописываются взаимосвязи, возникающие между отдельными подразделениями в ходе управленческой, хозяйственной деятельности, взаимные права, обязанности сторон, периодичность обмена данными.
Общие правила написания положений:

1) Текст положений необходимо писать от третьего лица (в единственном либо множественном числе). При этом он должен включать слова типа «следует», «должен», «требуется», «необходимо», «не допускается», «запрещается».

2) Заголовок положения должен отвечать на вопрос «о чём?».

3) Разделы документа необходимо нумеровать (с помощью римских либо арабских цифр). Пункты могут делиться на подпункты, которые, как правило, имеют буквенную/цифровую нумерацию.

Внутренняя среда организации. Менеджмент необходим организации для достижения ею успеха

Менеджмент необходим организации для достижения ею успеха.

Успех — это когда организация работает рентабельно, т.е. приносит прибыль в размере, достаточной для ее воспроизводства и поддеожании в конкурентоспособном состоянии.

Успехи и неудачи организации, как правило, связывают с успехами и неудачами в менеджменте. В практике Запада принято считать, что если предприятие работает нерентабельно, то новый хозяин предпочтет, прежде всего, сменить руководство, но не рабочих.

В большинстве случаев менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.

К основным внутренним переменным традиционно относят: структуру, цели. задачи, технологии и людей.

В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д.

Задача — это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

В век бурного роста инноваций и нововведений задачи становятся все более и более детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология — это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж — как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации — как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

Людиявляются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

  • поведение индивидов;
  • поведение людей в группах;
  • характер поведения руководителя.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые из них:
Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой — нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.

Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группыи управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку.

Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство — это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.

Что такое регламент, его назначение и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Мы часто слышим выражения о том, что где-то в чем-то должен соблюдаться регламент.

Пришла пора узнать в деталях, что же такое регламент, в каких ситуациях устанавливается и какие виды регламента бывают.

Регламент – это …

Регламент – это установленный порядок действий, правила, которые должны быть соблюдены при выполнении какого-либо процесса, процедуры. Говоря простыми словами – это алгоритм с установленными нормами его выполнения.

«Регламент» в переводе с французского (règlement) – «свод правил». Как видите, суть понятия ясно отражается в переводе.

Можно сказать, что кулинарный рецепт – это тоже регламент, ведь там расписано, какие ингредиенты должны использоваться, в каком порядке должны закладываться, и сколько по времени должны готовиться.

Вот только регламентом рецепт называть не принято. Понятие «регламент» используется в других областях, и в каждой из них имеет свои особенности. Об этом поговорим более детально.

Понятие «регламент» в разговорной речи

Чаще всего регламент в разговорной речи обозначает ограничение публичного выступления во временных рамках.

Например, на собрании трудового коллектива при обсуждении какого-либо актуального вопроса устанавливают регламент на одно высказывание. Допустим, регламент на обсуждение = 3 минуты для каждого выступающего, регламент для подведения итогов = 10 минут и т.д.

Он либо утверждается в устной форме, либо фиксируется в протоколе собрания.

Административный регламент

Управление государством осуществляется посредством органов государственной власти. Главная цель любого государства – это защита интересов его граждан.

А это подразумевает наличие обратной связи. Это значит, что любому из граждан (или юридическому лицу) могут потребоваться государственные услуги.

Для того, чтобы перечень услуг, порядок их предоставления четко исполнялся, созданы и продолжают создаваться административные регламенты исполнения государственных функций.

Этот процесс в РФ осуществляется в рамках административной реформы, начатой в 2003 году.

Задачи административных регламентов:

  1. устанавливать права и обязанности органов власти, в том числе – обязанности и ответственность сотрудников этих ведомств на уровне должностных инструкций;
  2. устанавливать сферы, на которые распространяются полномочия органов власти;
  3. устанавливать обязательность и способы взаимодействия органов власти между собой в процессе решения каких-либо совместных задач, в том числе в отношении документооборота (это как?) при осуществлении этих процессов (т.е. устанавливать кто и за что отвечает, кто и кому должен передавать документы и т.д.);
  4. определять перечень гос. услуг, которые могут быть необходимы для граждан и юр.лиц.

Для чего нужны административные регламенты:

  1. для регламентирования действий гос.служащих → для повышения эффективности их работы → для повышения эффективности работы гос.органов в целом;
  2. для создания прозрачной схемы предоставления гос. услуг → уменьшение коррупционной составляющей (это как?) в работе аппарата гос.органов.

С каждым годом в работе гос.органов увеличивается роль электронного документооборота (т.е. оборота документов посредством современных электронных средств связи, в том числе – интернета). В связи с этим создан и совершенствуется регламент административного электронного документооборота.

Технический регламент

Регламент, устанавливающий нормы, порядок и условия выполнения какого-либо процесса, называется техническим регламентом.

В СССР (это где?) на производимую продукцию действовали ГОСТы (это как?), они являлись обязательными.

С переходом от плановой экономики к рыночной, ГОСТы перестали быть обязательными к исполнению. От этого пострадал, прежде всего, конечный потребитель. Но одно дело, когда некачественной окажется шариковая ручка, и совсем другое дело – если ребенок съест некачественное детское питание.

Для того, чтобы уберечь здоровье и жизнь потребителя от фальсификата, в 2002 году был принят Федеральный Закон (ФЗ) «О техническом регулировании». Данный ФЗ, в том числе, ввел в действие технические регламенты.

Тех.регламент (ТР) – это документ, утверждающий обязательные требования относительно критериев безопасности выпускаемой продукции, процесса ее производства, обеспечения безопасности людей на транспорте и т.д.

Технические регламенты разрабатываются специалистами соответствующей отрасли.

Следует отметить, что ТР не создаются абсолютно для всего. Их разрабатывают только для тех продукции и услуг, от потребления которых зависит здоровье, жизнь людей, сохранность их имущества, а также состояние окружающей среды и ядерная безопасность государства.

Тех.регламент регулирует продукцию (услугу) только в аспекте ее безопасности для людей и природы, но не в ее качественных характеристиках.

Например, ТР может обязать выпускать безопасную для здоровья человека колбасу, но при этом не может регламентировать ее вкусовые качества.

ТР действуют на территории ЕАЭС (Евро-азиатского экономического союза). Для справки: сегодня в состав ЕАЭС входят: РФ, Армения, Казахстан, Беларусь, Киргизия). В странах Европейского Союза актуальны другие регламентирующие документы.

Такие ТР действуют сегодня в ЕАЭС:

Регламент управления в бизнесе

Планомерное устойчивое бизнеса развитие (это как?) невозможно без четкой организации его деятельности во всех направлениях и во всех подразделениях, т. е. без регламента управления.

Регламент управления – это совокупность норм, правил и инструкций, призванных упорядочить хозяйственную деятельность и разграничить полномочия различных уровней иерархической бизнес-структуры.

Проанализируем схему регламентов управления:

Мы видим, что формирование развитого бизнеса требует четкой организации на всех уровнях его структуры, т.е. создания определенных регламентов, что в совокупности и составляет систему управленческих регламентов.

  1. совместными усилиями учредителей продумать философию создаваемой компании (т.е. определить цель создания, обозначить пути и методы ее достижения);
  2. создать Устав компании;
  3. подписать договор учредителей о совместной деятельности;
  4. зарегистрировать компанию в одном из видов организационно-правовой формы в федеральной налоговой службе (ФНС). Примечание: это может быть ООО, ПАО, ОАО и т.д. Прочитать об этом подробней можно в соответствующих статьях нашего блога.
  5. сформировать штатное расписание, положение об оплате труда;
  6. нанять работников, заключить коллективный (это как?) и индивидуальные трудовые договоры.

Вот такой регламент существует только для того, чтобы создать организацию. На схеме выше отражены и остальные, необходимые для функционирования компании, регламенты.

Управленческие регламенты, устанавливающие нормы, правила и порядок действий, могут называться по-разному (регламент, инструкция, методические указания, положения и т.д.), но суть этих документов едина – регламентирование ведения предпринимательской деятельности (это как?) в рамках конкретной компании.

Краткое резюме

Мы рассмотрели в этой статье не все варианты применения понятия «регламент». Но зная, что это, прежде всего – свод правил, всегда можно догадаться, о чем идет речь в том или ином сообщении, разговоре или новостном блоке.

Читайте наш блог, это поможет расширить границы своих познаний! Хорошего дня!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

А мне сразу вспомнились курсы помощника машиниста и одна из дисциплин — регламент переговоров. То есть, изучение свода правил работы поездной радиосвязи.

Так и в любом другом значении слово «Регламент» означает ряд каких-то правил, свод правил, систему правил.

Многие начальники с фразой «такой регламент компании» добавляют в обязанности сотрудников то, что они вообще не должны делать. Типа так принято, не отбивайся от коллектива. Регламент же.

Оцените статью