Споттер для кузовного ремонта что это такое?

Cпоттер для кузовного ремонта: что это такое и как он работает.
Содержание

Споттер для кузовного ремонта что это такое?

Cпоттер для кузовного ремонта: что это такое и как он работает

Споттер — это разновидность сварочного аппарата, в котором применяется принцип замыкания электрического контакта с использованием шпилек. Оборудование востребовано для СТО, кузовного ремонта, сборки крупных конструкций из тонколистового металла путем контактной сварки. Рассмотрим устройство аппарата, принцип работы, виды и отличия разных типов. В статье Вы найдете советы, как выбрать споттер, чтобы он соответствовал поставленным задачам.

  • Назначение споттера
  • Устройство и принцип работы
  • Виды споттеров и их цена
  • Какой споттер выбрать?
  • Как работать споттером

Основное назначение споттера — выравнивать деформированные тонколистовые части кузова, поврежденные при ДТП или других чрезвычайных происшествиях. К таким кузовным элементам относятся:

  • двери;
  • крылья;
  • колесные арки;
  • капот;
  • багажник;
  • крыша;
  • пороги.

    Кроме восстановления геометрии, некоторые модели способны соединять две стороны металла контактной сваркой, что облегчает и ускоряет сборку конструкций (например «улитки» приточно-вытяжных вентиляторов), замену вырезанных частей днища авто и т. д.

    Благодаря споттеру не требуется разборка обшивки салона, дверей, поскольку большинство работ ведется с наружной стороны машины. Это делает рихтовку проще, быстрее. Есть такие участки кузова, к которым просто нельзя подобраться с другой стороны для выдавливания. Здесь споттер незаменим.

    Споттер состоит из источника тока и, рабочих кабелей и пистолета (молоток). Чаще всего это трансформатор с двумя обмотками, который понижает напряжение и повышает силу тока. Другие модели содержат внутри корпуса инвертор, вырабатывающий постоянный ток, частота которого была увеличена в сотни раз в процессе преобразования.

    Кроме источника тока есть панель управления для регулировки двух параметров: ампер и длины импульса. На аппарате есть два гнезда для присоединения кабеля с пистолетом и массы. Минусовая клемма крепится на кузове авто, а пистолетом орудует управляет сварщик.

    Принцип работы споттера заключается в подаче тока при нажатии на курок. При этом пистолет приставляется к поврежденной поверхности. В момент кратковременной подачи тока высокой силы, происходит точечный нагрев поверхности. Этого достаточно, чтобы кончик пистолета приварился к ней. Но тепла настолько мало, что тонкий металл не перегревается, сохраняя свои прочностные характеристики.

    Когда кончик пистолета приварен, мастер задействует обратный молоток. Это штифт с перемещающимся по оси грузом. Удар от кузова на себя приводит к вытягиванию вмятой части. Удары можно повторять до тех пор, пока поверхность не вытянется до нужного уровня. Затем кончик пистолета отсоединяют на излом и приваривают дальше по неровности. Операцию повторяют по всей площади повреждения. После споттера на кузове остаются следы контактной сварки, которые потом зачищают шлифовальным кругом болгарки.

    Для ускорения процесса применяют специальные приспособления (пуллеры) для вытягивания приваренных шпилек от поверхности металла.

    1. Инверторные

    Работают на постоянном токе. Варят мягко, быстро. По габаритам могут быть компактнее аналогов. За счет нескольких преобразований тока исключены скачки. Содействуют экономии электроэнергии. Но цена инверторных споттеров дороже обычных — начинаются от 25 000 руб. Подходят для работы с разного рода металлами кузова, включая иномарки.

    Трансформаторные

    Выдают переменное напряжение. Могут быть однофазными на 220 V или трехфазными на 380 V, что определяет мощность аппарата и сферу использования. Трансформаторные споттеры потребляют больше электроэнергии, зато стоят дешевле — от 15 000 руб. Существенный минус — они не способны работать с оцинкованными частями кузова иномарок.

    Многофункциональные

    Кроме прихватки обратного молотка и расходников, многофункциональные споттеры способны вести точечную контактную сварку двух пластин вместе. Для этого они оснащаются клещами, на концах которых присутствуют медные электроды. Сдавленные между ними детали нагреваются и свариваются друг с другом. Сведение клещей бывает от пневматического привода (сварщик только нажимает на кнопку) или ручным способом. Многофункциональные споттеры стоят дороже всех остальных, зато позволяют легко приварить сегменты днища автомобиля, пороги.

    Мини (портативные)

    Хотя существуют небольшие споттеры весом около 10 кг, портативные отличаются еще и конструкцией. В них источник тока совмещен с пистолетом. В итоге пистолет нужно только включить в розетку 220 V. Весят портативные споттеры 2.5-4 кг, поэтому удобны для частой транспортировки, ремонта в полевых условиях от бензинового генератора. Стоят они 20-40 тыс. руб, но справятся только с небольшими вмятинами, поскольку относятся к маломощным устройствам.

    При выборе споттера обращайте внимание на производителя модели, функциональность сварочного аппарата, комплектацию и характеристики. Учитывайте ремонтопригодность и отзывы владельцев оборудования.

    Малоизвестные фирмы, выпускающие споттеры, имеют мало сервисных центров, а качество аппаратов может быть нестабильным. При поломке к ним сложно найти запчасти для ремонта. Среди известных производителей споттеров лидируют такие компании как:

  • Fubag
  • Blueweld
  • Telwin

    Рекомендуем обратить внимание на итальянский бренд Telwin, который завоевал репутацию надежного. Компания специализируется на полупрофессиональном и профессиональном сварочном оборудовании. Все аппараты сопровождаются официальной гарантией. Ознакомиться с ассортиментом споттеров Telwin.

    Возможности споттеров зависят от характеристик и комплектации. Лучше выбирайте модель с электронным управлением. Здесь время подачи рабочего тока регулируется программно и напряжение отключается автоматически. Работать очень легко.

    В механическом управлении продолжительность приварки определяет сам сварщик, удерживая курок нажатым. Из-за нехватки опыта контакт можно недодерживать (будет быстро отпадать) или передерживать (сложно отделить впоследствии, задержка по времени, более глубокие следы для шлифовки, возможны прожоги).

    Споттеры комплектуются следующими аксессуарами для кузовного ремонта:

  • пистолет с кабелем;
  • вставка обратный молоток;
  • пуллер;
  • вставка крюк с обратным молотком;
  • присоска с обратным молотком;
  • захват на 5-6 крюков;
  • приварочные шайбы, гребенки, кольца.

    Это не обязательный набор, поэтому при выборе споттера обращайте внимание на полноту комплектации. Чем больше элементов, тем шире возможности оборудования по рихтовке.

    Пуллер представляет собой приварной штифт с рычажным приводом. Он позволяет прихватиться в одной точке, опереться об окружающую поверхность и аккуратно вытянуть вмятину. Подходит для небольших повреждений.

    Шайбы, гребенки и прочие приварочные элементы необходимы для вытягивания больших вмятин без острых краев. Они оптимизируют работу. По самому глубокому месту повреждения приваривается ряд шайб с расстоянием 10-15 мм или сплошная гребенка. При помощи захвата с крюками и обратного молотка мастер вытягивает сразу значительную площадь, а не воздействует точечно.

    Наличие сварочных клещей упростит замену днища авто, ремонт порогов.

    При выборе споттера обращайте внимание на ряд ключевых характеристик:

  • Сила тока. Бывает 1500-5000 А. Сказывается на прогреваемой толщине. С мощностью 1500 А получится только рихтовать небольшие вмятины. Чтобы сваривать металл 1.5+1.5 мм, выбирайте споттер на 5000 А
  • Напряжение сети. Бывает 220 или 380 V. Определяет, получится ли использовать споттер от обычной розетки в гараже или понадобится трехфазный ввод.
  • Потребляемая мощность. Варьируется в пределах 5-11 кВт. Влияет на нагрузку проводки. Для споттеров мощностью 8 кВт необходимо сечение медных проводов 4 мм².
  • Вес. 2.5-80 кг. Для моделей свыше 25 кг потребуется тележка, чтобы перекатывать по боксу вокруг автомобиля.

    У споттера может сломаться плата управления, обмотка трансформатора, пистолет. Все детали можно заменить, если запчасти есть в наличие. Перед покупкой изучите распространенность ключевых узлов споттера конкретной модели в вашей местности или в интернете. Проверьте наличие сервисных центров, сотрудничающих с этим брендом, чтобы не пришлось отправлять оборудование далеко курьерскими службами или везти на авто.

    Хотя это и разновидность электрической сварки, время импульса дуги настолько короткое, что сварочная маска не нужна. Сама дуга практически не видна (лишь искры), поскольку электрод приставляется непосредственно к изделию без зазора. Коротко рассмотрим, как работать споттером при выравнивании вмятин на кузове автомобиля.

    Для крупных вмятин с плавными краями используют шайбы, приваренные в ряд. После вытягивания основной деформации, мелкие впадины рихтуют точечно обратным молотком.

    Если у повреждения есть острые загнутые края, они образуют ребра жесткости и просто обратным молотком их не вытянуть. Необходимо снять напряжение металла, для чего задействуют угольные электроды. Расходник вставляется в пистолет и между ним и кузовом зажигается электрическая дуга. Электрод не плавится, а только разогревает место. Это размягчает сталь и облегчает выравнивание. Но для этого процесса уже нужна маска.

    Полезные советы при работе

    Подавайте свет сбоку, чтобы хорошо видеть плоскость. Бугры на кузове так же портят вид, как и вмятины.

    Если длина импульса будет слишком большой, в месте точечной сварки, после отсоединения молотка, останется дырочка. Заварить ее сложно. Потребуется шпаклевка, но потом, возможна сквозная коррозия. Лучше изначально ставьте минимальную длину импульса, а потом регулируйте ее по мере необходимости.

    В случае единичного прожога, если под рукой нет полуавтомата, попытайтесь заварить дырку угольным электродом, подавая второй рукой присадочную проволоку.

    Источник видео: TELWIN Russia

    Ответы на вопросы: что такое cпоттер для кузовного ремонта и как он работает?

    Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?

    Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.

    Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.

    Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.

    В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.

    Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.

    Конструктивные особенности и рабочие параметры

    Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.

    Устройство сформировано следующими модулями:

    • аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
    • заземляющий кабель;
    • кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.

    Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.

    На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.

    Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.

    Основные разновидности

    Устройства представлены следующими категориями:

    1. Инверторные.

    Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.

    Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.

    2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.

    Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.

    Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:

    3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.

    4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.

    Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:

    Особенности работы

    Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.

    Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.

    Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.

    Допускается приваривание следующих элементов:

    • шайбы;
    • небольшие крючья;
    • проволока в форме волны;
    • шпильки;
    • торец, имеющий насадку от обратного молотка.

    Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:

    1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.

    Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.

    Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.

    Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.

    2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.

    Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.

    Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.

    Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.

    Если удар спровоцировал сильные деформации корпуса, иногда приходится использовать технологию предварительного нагрева металла, что позволяет снять часть напряжения с него, упрощает дальнейшую работы.

    Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.

    Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.

    Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:

    Принципы выбора

    Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:

    • Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
    • Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.

    Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.

    Изучим также краткий рейтинг споттеров:

    1. Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
    2. Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
    3. Gyspot. Качественная техника французского производителя.

    Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:

    Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:

    Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.

    Споттер: что это такое и зачем он нужен?

    Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

    Споттер, что это такое

    Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

    Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

    Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

    Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

    Устройство и принцип работы

    Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

    Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

    1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
    2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
    3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

    Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

    Схема элементарного агрегата:

    • корпус;
    • кабель;
    • стаддер (насадка);
    • электрод (можно заменить острым крутом).

    Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

    Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

    Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

    Виды оборудования

    Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

    В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

    Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

    Как работать споттером

    Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

    На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

    Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

    Алгоритм использования споттера для рихтовки:

    1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
    2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
    3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
    4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
    5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
    6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
    7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

    Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

    Устранение маленьких вмятин

    Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

    • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
    • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
    • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
    • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.

    Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

    Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

    Работа с серьезными повреждениями

    Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

    • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
    • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
    • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

    Функциональность споттеров серийных моделей

    Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

    • создают условия для использования ремонтных шайб;
    • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
    • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
    • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
    • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
    • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.

    Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

    Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

    Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

    • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
    • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
    • предельная мощность – 10 кВт;
    • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
    • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
    • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
    • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
    • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
    • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
    • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

    Как выбрать споттер?

    Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

    Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

    • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
    • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
    • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

    Заключение

    Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

    Что такое споттер, как им работать, советы по выбору

    Что такое споттер и как с его помощью выправляются вмятины на кузовных деталях автомобилей. Основные виды споттеров и методы работы с ними. Особенности использования электродов, оснастки и расходных материалов при рихтовке с применением этого оборудования.

    Многие из тех, кому приходилось сталкиваться с правкой кузовных деталей автомобиля, не понаслышке знают, что такое споттеры и насколько они удобны при выполнении таких работ. Свое название данные устройства получили от английского словосочетания spot welding, что означает «точечная сварка». В споттере используется одна из разновидностей этой технологии — односторонняя точечная сварка, не требующая доступа к обратной стороне детали. Поэтому применяют споттер для рихтовки и осаживания дефектов кузовных элементов, к которым невозможен или затруднен двусторонний доступ.

    Споттер состоит из сварочного аппарата с импульсным управлением и ручного приспособления, которое в обиходе называют пистолетом. Оно комплектуется различными насадками, что позволяет производить им различные виды работ: точечную сварку, механическую вытяжку и отжиг металла. В самом общем виде технология правки кузовной детали с помощью споттера выглядит так: к вмятине в металле привариваются специальные крепежные элементы (кольца, гвоздики и пр.), затем кузовной металл с помощью механического приспособления вытягивается вверх, после чего крепеж удаляется.

    Что такое споттер и как он работает

    Точечную сварку применяют для соединения между собой деталей из тонколистового проката, а также фиксации на них различных крепежных и опорных элементов. Сваривание осуществляется коротким и мощным импульсом тока. Это обеспечивает проплавление металлического листа не на всю глубину и таким образом позволяет избежать повреждения его поверхности с обратной стороны. Поэтому источники питания многих споттеров имеют напряжение холостого хода в пределах 6÷8 В, сварочное напряжение – 1.5÷2 В и импульсный ток порядка 2500÷3000 А, что позволяет производить сварку на металлическом листе толщиной от 0.5 до 1.5 мм.

    В состав такого аппарата для правки кузовных деталей входят пять основных компонентов (см. рис. ниже):

    • источник питания с блоком релейного или электронного контроля и регулирования;
    • сварочный кабель с проводами управления;
    • кабель массы с пластиной;
    • пистолет с клеммами для подсоединения силовой и управляющей цепи и резьбовым соединением для электродов;
    • комплект электродов, оснастки и расходных элементов.

    В основу устройства и принципа работы споттера положена технология вытягивания вмятин в листовом металле с помощью крепежных приспособлений, приваренных к его поверхности точечной сваркой. При этом пистолет выполняет одновременно две функции: приварка крепежа и создание тянущего усилия.

    1. Зачистка поверхности вмятины.
    2. Приварка вне рабочей зоны пластины кабеля массы.
    3. Установка в пистолет электрода и зажим в него крепежа (кольцо, гвоздь).
    4. Приварка коротким импульсом крепежа к месту вытяжки.
    5. Вытягивание на себя вручную или с помощью приспособлений вмятины в кузовной детали.
    6. Отваривание крепежа от поверхности металла.

    Вместе со споттером используются различные приспособления: обратные молотки, крючья, гребенки и пр.

    Назначение и сферы применения оборудования

    Многие домашние мастера из тех, кто занимается кузовным ремонтом автомобилей, самостоятельно изготавливают споттеры из подручных материалов (в основном, на базе старых трансформаторов). В таких аппаратах чаще всего отсутствует электронный блок управления, а сварочный импульс формируется вручную, путем нажатия на кнопку отключения питания. Регулировки тока у них, как правило, тоже нет, поэтому подбор сварочных режимов производится опытным путем. Пистолеты и обратные молотки народные умельцы обычно изготавливают своими руками, а расходный крепеж приобретают в профильных магазинах. Тем не менее, с помощью таких устройств вполне успешно выполняются различные виды рихтовки.

    Виды споттеров

    Как работать споттером

    • цилиндрические гвозди;
    • треугольные шайбы;
    • кольца;
    • заклепки;
    • волнистую проволоку.

    Каждому из этих элементов соответствует свой тип сменных электродов, которые крепятся на торце, пистолет и свой вид оснастки (крюки, зажимы, гребенки, патроны, обратные молотки), с помощью которых они тянутся. Существует множество разновидностей электродов для споттера, при этом самые распространенные разновидности их предназначены для приварки:

    • волнистой проволоки;
    • винтовых шпилек;
    • заклепок;
    • круглых шайб;
    • гаек;
    • с использованием обратного молотка;
    • гвоздей.

    Кроме того, со споттером можно использовать медные и угольные электроды, что дает возможность производить операцию, обратную вытягиванию: отжигание и осаживание выпуклостей на кузовных частях автомобиля (так называемых хлопунов).

    При последовательном точечном вытягивании применяется рихтовка споттером с треугольной шайбой и обратным молотком, что позволяет аккуратно и без больших усилий вытягивать металл в месте приварки. Если дефект имеет большую протяженность, то сначала на всю длину приваривают один или два ряда колец или же волнистую проволоку. Вытяжку осуществляют гребенкой с рядами крючьев. Это обеспечивает одновременное тяговое усилие на 5–10 колец или выступов проволоки. После окончания вытяжки все элементы отваривают с помощью тех же электродов, что использовались при их установке.

    Как выбрать оборудование

    • однофазная сеть 220 В;
    • мощность — 2.5÷3 кВт;
    • импульсный ток — 2500÷3000 А;
    • регулировка мощности;
    • вес — 12÷15 кг.

    Такая модель в зависимости от дополнительных функций может стоить от 25 до 30 тыс. руб., что не является неподъемным для малого бизнеса.

    Основные производители и модели

    В статьях о споттерах иногда попадаются утверждения, что в режиме точечной сварки можно использовать сварочные инверторы с ручным режимом (MMA). Учитывая разницу в напряжениях холостого хода (даже с учетом возможности регулирования), это выглядит довольно сомнительным. А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.

    Как выбрать споттер для кузовного ремонта автомобиля? Обзор характеристик, производителей и принципа работы оборудования.

    Споттер – это оборудование, предназначенное для кузовного ремонта автомобиля за счет использования технологии точечной сварки. Такой аппарат позволяет выравнивать вмятины и прочие кузовные повреждения с внешней стороны без необходимости разреза металлической конструкции кузова или отдельной детали авто.

    Технология, которая используется в споттере – это сварка сопротивлением. Все управление оборудованием происходит с помощью микропроцессора, к которому подключена панель с регуляторами настроек.

    Если говорить простыми словами, то споттер для кузовного ремонта – это один из подвидов сварочных аппаратов. Основное его отличие от классической сварки заключается в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течение очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть.

    Для чего нужен споттер? С помощью данного устройства вытягивают двери авто, крышу, бампера и прочие кузовные элементы, и при этом, не тратя время на их снятие, разборку и выравнивание с обратной стороны. В любой автомастерской, которая занимается кузовными работами без качественного спотта не обойтись. Такой аппарат ускоряет ремонтные работы.

    Настройки, которые присутствуют на корпусе споттера, задаются исходя из следующих параметров:

    • толщины металла детали.
    • тип насадки.
    • временного интервала проведения работ.
    • мощности.

    Из дополнительных приспособлений, которые используются вместе со споттером, выделяют:

    • струбцины.
    • точечные крепежи споттера.
    • электроды.
    • приспособления для удаления вмятин.
    • элементы для вытягивания ребер.
    • насадки в виде полумесяцев и шпилек.

    Применяя данный аппарат, вы сохраните заводские швы, и при этом результат будет высокого качества.

    Классификация оборудования

    Споттеры разделяют на два типа:

    • инверторные.
    • трансформаторные.

    От направленности ремонта такое сварочное оборудование разделяют на несколько категорий:

    • для рихтовки кузова и отдельных деталей автомобиля. Это компактный ручной инструмент, в комплекте с которым поставляется обратный молоток и набор насадок.
    • для контактной сварки кузовных панелей с использованием клещей. В эту группу включают маломощные споттеры которые направлены на контактное точечное сваривание.

    В зависимости от рабочего напряжения данные аппараты разделяются на подключение к:

    • 220В.
    • 380В.

    Работают они примерно одинаково, но некоторые мастера говорят, что более качественные швы получаются именно от споттеров подключенных к 380В.

    В основной комплект поставки такого оборудования входят:

    • крепежные элементы. Петли, волнистая проволока и прочее.
    • обратный молоток.
    • клещи пневматического типа.

    Все дополнительные комплектующие, для осуществления сложного кузовного ремонта, можно найти в любом интернет магазине профильного направления. Старайтесь не экономить на оборудовании, ведь от качества его изготовления зависит и тот уровень работ, который вы будете предлагать клиенту.

    Как работать со споттером?

    Вы вполне можете проводить ремонтные работы с помощью споттера своими руками, нужно лишь изучить теорию и немного попрактиковаться на тестовых поверхностях.

    Алгоритм работы тут будет следующий:

    1. Зачистка обрабатываемой поверхности. Вам нужно с помощью шлифовальной машинки и наждачной бумаги снять слой ЛКП с поврежденного участка кузова, где вы будете приваривать шайбы для вытягивания вмятин.
    2. К детали, которую ремонтируем, подключаем заземление. Важно! Если вы будете выравнивать деталь прямо на кузове авто, без снятия, то обязательно снимите клеммы аккумулятора, чтобы избежать замыкания электроники.
    3. Используя споттер, в местах вмятин и повреждений привариваем крепежные элементы, за которые в итоге будем тянуть металл, к его исходной форме. К таким крепежным элементам относят: шайбы, шпильки, треугольники, «змейки».
    4. Применяя обратный молоток, который обычно поставляется в комплекте со споттером, вытягиваем поврежденные участки кузова. Помимо обратного молотка можно использовать цепи, тросы, стапель, лом и прочие приспособления, с помощью которых можно тянуть металл.
    5. После выравнивания снимаем крепежные элементы путем их выкручивания.
    6. Зачищаем место сварки и приступаем к этапу обезжиривания и шпаклевания поверхности детали.

    На этом ремонтные кузовные работы завершены, и далее уже будет идти этап нанесения нового ЛКП.

    Видео примеры работы с таким оборудованием.


    Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

    На рынке сейчас много предложений, есть как известные и дорогие производители, так и более дешевый ценовой сегмент. Широко развит и рынок б/у споттеров.

    На данный момент можно выделить несколько основных торговых марок:

    1. Споттеры Holex, которые производятся немецкой компанией Хоффман. Это качественное оборудование, которым пользуются авторитетные автомастерские.
    2. Французский производитель Gys. Пример их аппаратов Gyspot, которые используются для сварки звезд и колец, вытягивания небольших вмятин, сварки волнистой проволокой для рихтовки округлых поверхностей.
    3. Китайские споттеры марки Solary. Невысокая цена и оптимальное качество, делают это оборудование очень востребованным на рынке среди новичков.
    4. Итальянское оборудование фирмы Deca. Имеет встроенный микропроцессор, который позволяет осуществлять автоматические настройки в различных условиях работы, напрмиер от толщины металла.
    5. Украинские споттеры «Темп». Доступная цена и неплохая комплектация.

    А каким споттером пользуетесь вы? Напишите марку и краткий отзыв о работе с данным оборудованием. Заранее спасибо за ответ. Такой совет будет полезным для начинающих мастеров.

  • Оцените статью