Золочение рога в домашних условиях

Любой охотник, подстрелив лося с красивыми, полными рогами, задумается, прежде чем выкидывать его череп. Нередко приходится встречать роскошно выглядящие трофеи, которые грамотно оформили. И тогда возникает подобный вопрос: "Как обработать рога лося в домашних условиях?" В принципе, это возможно, но нужно придерживаться определенной последовательности действий и условий работы.

Золочение рога в домашних условиях

Череп лося: обработка рогов и отбеливание кости, рекомендации

  • 7 Октября, 2018
  • Разное
  • Баринова Вера

Любой охотник, подстрелив лося с красивыми, полными рогами, задумается, прежде чем выкидывать его череп. Нередко приходится встречать роскошно выглядящие трофеи, которые грамотно оформили. И тогда возникает подобный вопрос: «Как обработать рога лося в домашних условиях?» В принципе, это возможно, но нужно придерживаться определенной последовательности действий и условий работы. Каждый мастер обязан помнить о технике безопасности: при работе с препаратами следует надевать перчатки, маску или респиратор, защитную одежду (фартук). Какие рога подходят?

Выбор материала под трофей

Рога – самая внушительная и узнаваемая часть черепа. По ним можно определить возраст животного и его вид. В двухлетнем возрасте появляются «дудки» — первые рога самцов, но полноценными рогами язык не поворачивается их назвать. Трофей из них не получится, а потому череп лосенка сложно использовать для изготовления памятного украшения на стену. Уже в 3 года рога начинают становиться похожими на взрослые, но самый пик красоты достигается через год.

Существует несколько разных видов копытных: полорогие, у которых рога не ветвятся, а растут всю жизнь, и полнорогие, меняющие их время от времени. У самок лосей, как у представительниц полнорогих, рогов нет, но у полорогих они могут наблюдаться (коровы, козы). Ранее такие трофеи Международный совет охотников просто не знал, как оценивать, а потому на различные выставки подобные черепа просто не допускались. Однако в 1975 году была разработана специальная форма их оценки, и трофеи начали участвовать в конкурсах и выставках.

Не каждый череп подойдет

Допустим, охотник нашел в лесу рога, которые неизвестно сколько времени лежали в земле, омывались дождями и поедались червяками, грызунами. Подходит ли такой материал на трофей? Логично, что нет. Не подойдут даже такие рога и черепа лося:

  • Поврежденные какими-либо химическими веществами.
  • Испорченные грызунами. Если мыши водятся у охотника дома, нужно проследить за этим.
  • С механическими повреждениями (царапинами, отломавшимися частями, трещинами).
  • Перезимовавшие хоть одну зиму без животного, в траве.

Кроме того, из-за прекратившейся подпитки костей от живого зверя, нужно следить, чтобы воздействие воды не сделало рога домом для плесени и не повредило их структуру.

Подготовительные работы

Череп требует бережного отношения – при снятии кожи, мышц, обрабатывании глазниц ни в коем случае нельзя использовать нож. На фото череп лося, равно как и в реальной жизни, должен выглядеть как первоклассный трофей, а потому нельзя нанести даже совсем маленький порез. Жир, кожу и мясо убирают пальцами, лишь веки и сухожилия отрезают лезвием ножа. Мозг удаляется через затылочное отверстие: проволокой нужно его взбить, после этого вытрусить содержимое, удалив особо большие части пинцетом. Потом череп промывается под достаточно сильной струей воды.

С рогов нужно очистить грязь, но сделать это без воды. Лучше всего будет их подсушивание и удаление пыли мягкой щеткой. Далее их можно отполировать воском. Работа производится материей из байки или любого натурального материала. К рогам положены деревянные подставки, выполненные под их размер и структуру, но об этом позднее.

Как выварить череп лося

Прежде всего, нужно помнить о том, что рога мочить нежелательно, но череп нужно выварить, а потому стоит позаботиться о необходимой посудине, где полностью поместится череп, но рога не будут погружаться в жидкость. Часто для этого их снизу дополнительно крепят к деревянным доскам, работающим как плот. Нижнюю часть будет неплохо обмотать сухой тряпкой. Сам череп заливают холодной водой, а потом доводят ее до кипения.

Вода нужна без хлора, чтобы испарения не повлияли на кость (поверхность не потемнела и не появились трещины), а значит, водопроводная не подойдет. Для этих целей набирается вода из ручья, колодца, сгодится дождевая, талая или родниковая – любая, где будет поменьше примесей. Сколько нужно варить череп лося? Несколько часов, а за это время нужно пополнять вывариваемую воду до первоначального уровня. Дальше будущий трофей оставляют на 8 часов в воде температурой около 10-20 градусов на 8 часов, чтобы он остыл.

Правильная опиловка

После этого черепу дают высохнуть в тени, но так, чтобы на протяжении дня на него не попадали солнечные лучи. Потом можно приступать к опиловке черепа лося. Это важный процесс, так как от него зависит аккуратность будущей работы, а испортить все почти в самом конце было бы обидно. В отличие от черепов баранов, оленей, козлов, лосиный подвергается опиловке, чтобы он не забирал на себя внимание, предназначенное рогам. Что касается вышеперечисленных животных, то при обработке этих трофеев нижняя часть черепа оставляется – нижняя челюсть содержит зубы, по которым определяется возраст животного.

Но вернемся к основной теме нашей статьи. Оставить нужно глазницы, межчелюстные и носовые кости. Вся нижняя часть, обе челюсти, основание черепа полностью удаляются. Для этого его погружают в воду до того участка, где нужно делать отпил, наводят границу сухой и мокрой кости карандашом. Отпил производится хирургической или столярной пилой, где зубья наиболее мелкие. Мочат кость для того, чтобы она не крошилась и не трескалась, ведь тогда целостность будет нарушена. Загрязнившийся или жирный череп промывают в поваренной соли или соде.

Как отбелить череп лося

Есть несколько способов отбеливания, но не каждый можно воспроизвести без заготовленных заранее препаратов. Самый распространенный – это приготовление раствора аммиака (25%) и перекиси водорода (15%) в пропорции 5:1. Сам череп лося обматывают ватой или тканью, привязывая ее шнуром. Рога оставляют на открытом воздухе, так как их отбеливать не нужно. Приготовленный раствор заливают в посудину и туда опускают череп. Уровень жидкости будет идеальным, если череп окажется ниже его на 2 см. Дальше идут рога, поэтому доливать раствор не нужно. Держать 20 часов.

Другой вариант этого же способа – это такое же обертывание ватой, но приготовление немного другого раствора. Вату пропитывать нужно водой, где содержится 7-10% перекиси водорода и 5 мл 25% аммиака. Оставить посудину нужно на 4 или 5 часов в помещении, где темно и нет прямых солнечных лучей. Есть более быстрый способ: замачивают череп в 30% перекиси водорода на 15 минут. После этого его промывают водой, при этом следя, чтобы ни вода, ни раствор не попали на рога.

Другие способы отбеливания

На фото череп лося с рогами, отбеленный тем или другим способом, выглядит презентабельно, если работа выполнена аккуратно. Следующий способ требует от мастера именно этого. Перед отбеливанием трофей замачивают в воде на 1-2 часа и кипятят несколько минут. После этого кость подсушивают и наносят на нее заранее приготовленный раствор. В него входит 33% перекись, мел и магний в одинаковых пропорциях (столько, чтобы получилась сметанообразная густота). Оставляют на 10-20 часов во влажном месте, а после очищают щеткой. Неосторожное движение приведет к попаданию раствора на рога, на которых могут остаться выцветшие капли.

Также можно прокипятить череп в 25% растворе нашатыря (250 см 3 на 1 литр воды). Потом наносят кисточкой 33% перекись водорода, а после этого высушивают. Каждый метод имеет право на существование, и каждый мастер волен выбирать любой из них с учетом собственных предпочтений.

Важность обезжиривания

Изготовление черепа лося (имеется в виду выставочный экземпляр) — процесс, имеющий определенные нюансы из-за того, что трофей рассчитан на долгосрочную службу. Он должен выполнять роль украшения не один год, являясь при этом внушительным доказательством успеха охотника. Для этого проводят такие мелкие работы, как обезжиривание, косметика, полировка. Почему это важно? Все из-за внешнего вида, презентабельность которого неизменно теряется при воздействии воздуха, солнечных лучей, влажности и жира. Последнего можно избежать, правильно проведя обезжиривание перед отбеливанием.

Для выведения жира из костной ткани на сутки опускают кость в бензин. После этого кладут череп в воду и доводят ее до кипения. Рога натирают щеткой, смоченной в слабом растворе стирального порошка. Этот способ вызывает вопросы у многих, так как рога следовало до этого беречь от жидкости. Что ж, охотник может выбрать, какого придерживаться мнения: согласиться на риск появления плесени, но убрать возможные темные пятна жира, которые появятся со временем, или не рисковать.

Завершающий этап: полировка

Для полировки черепа лося с рогами нужен свой рецепт. Здесь тоже есть несколько способов: взять мел и денатурированный спирт в соотношении 1:2, нанести на материю и обтереть ею все участки, выемки и сгибы. Второй рецепт заключается в использовании венской извести и порошкового мела в соотношении 2:1. Смесь таким же образом наносят на материю и ею вытирают поверхность черепа. Нельзя пытаться втереть всю смесь в кость – легких движений будет достаточно.

На этой же стадии можно придать блеск или матовый оттенок. Для этого растирают по поверхности кости парафин тонким слоем. Разрешается подкрашивать рога лося, однако делать это нужно, будучи уверенным, что цвет получится натуральным. Неестественно светлые рога создадут иллюзию подделки, а неумело покрашенные – и вовсе испортят ощущения от трофея. Запрещается покрывать украшение лаком. Если трофей должен отправиться на выставку, нужно учитывать правила оформления и обратить внимание на вопрос о том, какие красители категорически запрещено использовать.

Крепления в трофее

Существует способ изготовления трофеев сразу из нескольких животных: рога лося крепят к черепу животного, сбросившего рога или вообще не имеющего их. Тогда череп обрабатывается отдельно, а значит, сам процесс не настолько утомителен. Для отбеливания его натирают 15% перекисью водорода. Можно сделать иначе: обернуть марлей в несколько слоев и нагреть до 70-80 градусов в духовке. Дать остыть и смочить несколько раз в денатурированном спирте, просушить и зажать тисами. Проделать отверстия диаметром 5-6 мм, в которые вставляются пеньки – полые трубки 3-4 см. В них потом вставляются рога.

Дальше череп лося обрабатывают ацетоном, снаружи обрабатывают пеньки глиной, а изнутри – эпоксидной смолой. Цвет рогов и лба из-за чужеродности может сильно контрастировать, и чтобы сгладить впечатление, нужно смазать лоб смесью глины, клея, мела и нитролака. Рога крепятся винтами, которые потом заливаются клеем, а отверстия вокруг креплений обрабатываются ацетоном. К подставке трофей крепится не винтами, а проволокой.

Правильная подставка

Как выглядит череп лося с неправильной подставкой? Как минимум нелепо. Следует обратить внимание, что для трофеев, предназначенных для настенного украшения, делается подставка определенной формы и стиля. Прежде всего учтите, что медальон должен выдержать тяжелый вес рогов лося. С этой задачей справятся деревянные доски, толщина которых будет около 4 см. К стене конструкция крепится двумя скобами. В медальоне выделяются две части. Первая – декоративная, она идет вокруг черепа и может быть оформлена в виде узоров, листьев, коры дерева и других деталей. Ее может и не быть, если подставка должна быть простая, выполненная строго.

Вторая часть представляет собой место, где крепится череп. Оно не имеет узоров и очерчено строго по форме черепа. Кость крепится проволокой, но есть и другой способ. Массивные рога лося требуют прочного крепления, и проволоки может оказаться недостаточно. Для этого череп крепят саморезами к подставке.

Рекомендации напоследок

Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут справиться с неожиданными трудностями. Чтобы на фото череп лося выглядел презентабельно, нужно знать такие хитрости:

  • После вываривания зубы могут выпадать. На место их можно прикрепить клеем. Главное — не запутаться, на каком месте они должны стоять.
  • Сильно светлые рога можно искусственно затемнить спиртовым настоем грецкого ореха или обычным калием перманганата. Во избежание случайного попадания препаратов на череп его заматывают в пакет.
  • Отростки рогов можно полировать, но делать это рекомендуется мелкой наждачной бумагой, не крупной.

Таким образом, каждый охотник может собрать свою коллекцию трофеев, созданных своими руками. Особо качественные работы могут участвовать в выставках и конкурсах, но для этого нужно изучить правила подобного мероприятия. Чтобы не забыть дату и место триумфа, можно выгравировать на подставке название животного, возраст и место охоты.

Как обработать рога?

Как обработать рога?

При ответе на вопрос «как обработать рога?» сперва необходимо сказать о том, что рога разделяют на трофейные и сброшенные. Сброшенные рога употребляют как материал для изготовления предметов прикладного искусства. Их качество зависит от твердости и толщины роговой эмали, от рисунка жемчужин и бороздок. О хорошем качестве рогов свидетельствуют толщина желобков между жемчужинами, симметричность и размыкание стволов. Самые красивые и правильные розетки у сброшенных рогов крупных особей. Толщина эмали качественных рогов составляет примерно 2/5 диаметра ствола, а сердцевина 3/5. При обработке надглазничных отростков эмаль качественного рога гладкая и блестит, как слоновая кость. Это касается и верхушек отростков. Указанные признаки свидетельствуют также о хорошем состоянии здоровья зверей. Встречаются рога с дефектами: их жемчужины небольшие, мелкие и редкие, эмаль тонкая, а сердцевина большая, часто выходящая на поверхность на верхушках короны. Роговина таких оленьих рогов содержит мало извести, особенно у слабых или молодых особей.

Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2—3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.

Как обработать рога?

Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.

Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.

При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10×15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.

Рога животных в интерьере

Доставшиеся нам трофеи украшали животных. Об этом надо помнить прежде всего при обработке сброшенных рогов. Они всегда должны занимать в наших композициях какое-то особое положение. Так, из них хорошо смотрятся вешалки для оружия, охотничьи инструменты, подставки для цветочных горшков, ручки для шкафов, рукоятки охотничьих ножей, пуговицы, пряжки, подсвечники, люстры и лампы любого вида. Плохо, если рога, даже сброшенные, используют в качестве вешалок для одежды или ножек для мебели. Не рекомендуется также использовать роговину для декораций, так как она производит подавляющее впечатление.

Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий — это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.

Теперь Вы знаете как обработать рога. До новых встреч!

Различные способы нанесения позолоты в домашних условиях

Золочение в домашних условиях осуществляют двумя способами: электролитическим (гальваническим) и химическим. Для покрытия изделий позолотой требуются реактивы, которых не найти в свободной продаже: цианид калия, азотная и соляная кислоты. Также необходимо специальное оборудование: электролитические ванны и источник постоянного тока. Процесс золочения достаточно трудоемкий, требует сноровки, аккуратности и некоторого опыта.

Химический способ

А) Химическое золочение — процесс нанесения хлорида золота на металл, из которого сделано изделие. Хлорное золото готовится так: металл нужно расковать в фольгу и измельчить на мелкие кусочки, погрузить их в смесь азотной и соляной кислот (в так называемую царскую водку). Необходимо взять 30 г концентрированной соляной и 10 г концентрированной азотной кислот. На 1 г золота должно приходиться 10 мл раствора.

Нанесение позолоты в домашних условиях

Растворение должно происходить в фарфоровой посуде, процесс может длиться от нескольких часов до 2-3 суток. Когда металл полностью растворится, необходимо выпарить смесь в водяной бане при 70-80 градусах до появления вязкой золотистой жидкости. При выпаривании раствор помешивают стеклянной палочкой.

Чтобы приготовить смесь для золочения, потребуются:

  1. Горячая очищенная (дистиллированная) вода (50-60 градусов) в объеме 2 литра.
  2. 15 г сиропа хлорной соли золота.
  3. По 65 г карбоната калия (поташа) и хлорида натрия высокой очистки (соль «Экстра»).

Перед нанесением позолоты поверхность предмета необходимо обезжирить 10-20% едким натрием или кипячением в растворе соды. Далее промывают изделие в 25% растворе соляной кислоты, т. е. протравливают. После обезжиривания необходимо промыть предмет в воде.

Далее погружают изделие для позолочения в приготовленную смесь из горячей воды, поташа, хлорида натрия и хлорного золота. Предмета касаются цинковой палочкой, через некоторое время он становится позолоченным. После этого его извлекают и промывают, вытирают насухо и полируют при помощи шерстяной ткани.

Б) Помимо метода химического золочения используют метод натирания при помощи пасты. При таком способе нанесения позолоты слой покрытия тоньше. В состав пасты для натирания входит желтая кровяная соль (гексацианоферрат [II] калия), винный камень, порошок из мела, хлорное золото. Для изготовления 100 г пасты берут 55 г мела, 5 г кремортартара, 30 г желтого гексацианоферрата калия и 10 г хлорида золота, ингредиенты перемешивают. Полученную пасту разбавляют водой до образования кашицы. Этой смесью натирают обезжиренное изделие при помощи шерстяной ткани.

В) Существует третий метод покрытия. Для этого 10 г золота растворяют в смеси азотной и соляной кислоты, воды — всех компонентов взять по 25 г. Добавляют в этот состав 300 г поташа (карбоната калия). Готовят котел, в котором кипятится вода (2 л), вливают в нее эту смесь. Кипячение продолжается 2 часа.

Украшения, нуждающиеся в позолочении, прокаливают и протравливают сначала серной кислотой, потом азотной. Затем изделие обматывают проволокой из латуни (сплав цинка и меди), и погружают на мгновение в смесь азотной, серной и соляной кислот. Потом предметы ополаскивают, далее поочередно загружают их в ртуть, а потом в воду. Через полминуты их окунают в приготовленную жидкость, моют, высушивают в горячих опилках.

Изделие с позолотой

1) Железо и сталь.

Чтобы покрыть позолотой изделия из стали и железа, необходимо растворить сироп хлорида золота в эфире. Полученным составом, нанесенным на тряпочку, покрывают и натирают поверхность предмета из стали или железа. Затем эфир испаряется, а золото остается.

Если необходимо не просто покрыть позолотой изделие, а сделать на нем узор, то в смеси эфира с хлорным золотом смачивают перо и проводят им по предмету.

Желательно до позолочения предметов из железа, стали, олова, цинка покрывать поверхность медью, так как на нее лучше ложится позолота.

2) Цинковые предметы.

Покрытие цинковых изделий осуществляется при помощи натирания их пастой. Готовится она из 60 г цианида калия, 20 г хлорного золота и 100 г воды — эти ингредиенты смешиваются. В данный раствор добавляют 5 г кремортартрата и 100 г порошка карбоната кальция (мела). Полученный состав наносят при помощи щеточки или кисти.

Для покрытия серебряных украшений есть два варианта раствора, в которые погружают предметы:

  1. 10 г хлорида золота, 30 г калия цианида, соды и хлорида натрия по 20 г, полтора литра воды.
  2. 7 г хлорида золота, по 30 г поташа, желтого гексацианоферрата калия и хлорида натрия, литр воды.

Во время погружения изделия необходимо прикоснуться к нему цинковой палочкой и оно начнет покрываться золотом. После этого предмет извлекается из раствора, промывается и вытирается, полируется шерстяной тряпкой.

Хлорид золота (2 г) и цианид калия (32 г) растворяют в 0,5 л воды. В других полутора литрах воды тем временем растворяют едкий калий (6 г) и фосфорно-натриевую соль (10 г). Смешивают оба раствора и кипятят.

Гальваника

Существует два способа:

  1. Готовят три раствора: 60 г фосфата натрия с 700 г воды; 2,5 г хлорида золота и 150 г воды; 1 г цианида калия и 10 г сульфата натрия со 150 г воды. Первые два раствора смешивают, третий добавляют последним. Температура — 50-60 градусов. Анод — из платины. При истощении электролитного раствора добавляют хлорид золота.
  2. Ванна по Зельми: по 1 г гексацианоферрата калия (желтого) и карбоната натрия смешать с 30 г воды, нагреть в чашке из фарфора. Добавить в смесь осажденное нашатырным спиртом золото. Кипятить в течение 10-12 минут. При испарении воды ее добавляют, пропускают через раствор ток элемента Даниеля. Время воздействия — 15-16 часов.

Способы позолоты в домашних условиях трудоемки и не всегда доступны. Предпочтителен метод химического золочения или натирания.

Золочение в домашних условиях

При применении технологии золочения можно вернуть былую привлекательность практически любому украшению из меди или серебра. Изделия с позолотой применяются самым различным образом, чаще всего они становятся украшением. Золочение в домашних условиях может проводится при применении самых различных технологий. Покрыть золотом можно изделия из серебра или других сплавов, главное знать все особенности процесса. Восстановление позолоты лучше всего провести в домашних условиях при применении специальных веществ и оборудования.

Различные методики нанесения позолоты

Качество получаемой поверхности во многом зависит от особенностей применяемой технологии. Наибольшее распространение получили следующие:

  1. Гальванический метод покрытие позолотой.
  2. Применение специальных химических веществ.
  3. Механический способ нанесения требуемого вещества.

В каждом случае применяются определенные инструменты и химические реактивы.

При этом некоторые технологии подходят для покрытия цепочек в домашних условиях, другие обработки иных изделий по предназначению.

Химический способ

Химическое золочение серебра или другого сплава представляет собой процесс нанесения хлорида золота на обрабатываемую поверхность. Рекомендации по созданию требуемого реагента следующие:

  1. Металл нужно расковать на заранее подготовленную фольгу. Все элементы должны быть измельчены до небольших элементов.
  2. Небольшие кусочки погружаются в смесь подготовленного заранее химического реагента. Раствор создается при сочетании 30 грамм концентрата соляной и 10 грамм азотной кислоты. Стоит учитывать, что с подобными веществами в домашних условиях нужно работать аккуратно.
  3. На один грамм напыления приходится не менее 10 мл раствора. Именно поэтому следует заранее рассчитать требуемое количество жидкости.

Раствор для золочения

Для смешивания активных реагентов используется фарфоровая посуда. Процесс растворения может длиться в течение трех суток. После предварительной подготовки металла его выпаривают при температуре около 80 °C до появления жидкости. На момент выпаривания следует время от времени помешивать получаемую консистенцию стеклянной палочкой, за счет чего получится однородный состав.

Проводя золочение металла нужно качественно подготовить требуемый состав. Для этого потребуется:

  1. Вода, очищенная от примесей, при температуре 60 °C.
  2. Около 15 грамм сиропа хлорной соли золота.
  3. Более 65 грамм карбоната калия или хлорида натрия. Оба вещества должный пройти качественную очистку.

Покрывать поверхность серебряных или иных изделий следует только после его подготовки. Для этого проводится обезжиривание при применении 20% едким натрием, после чего изделие промывается в 25% растворе соды.

После подготовки поверхности изделие покрывается в ранее подготовленную смесь. Через некоторое время оно становится позолоченным. После извлечения и высыхания поверхности ее промывают и вытирают сухой тканью. Для придания более привлекательного вида позолота полируется шерстяной тканью.

Механические способы золочения

Золотое напыление характеризуется определенными качествами, которые делают изделие более привлекательным и устойчивым к воздействию окружающей среды. Механическое нанесение позолоты проводится крайне редко, так как добиться однородности поверхностного слоя достаточно сложно. К особенностям рассматриваемой технологии можно отнести нижеприведенные моменты:

  1. При подобном золочении применяется специальная паста. Ее можно приготовить в специализированном магазине или изготовить своими руками. Состав пасты может существенно отличаться, что стоит учитывать.
  2. Слой, получаемый при применении механического способа золочения в домашних условиях, имеет небольшую толщину. Именно поэтому получаемое покрытие не прослужит на протяжении длительного периода.
  3. В состав распространенных веществ входит желтая кровяная соль, порошок из мела и винный камень.
  4. Рекомендуется смешивать пасту с водой для получения однородной кашицы, которое втирается в поверхность при помощи шерстяной ткани.
  5. Перед золочением в домашних условиях поверхность должна быть обезжирена. Для этого также применяются специальные составы.
  6. Нанести пасту позолоты следует равномерным слоем, при втирании уделяется внимание тому, чтобы вещество не попадало на отрытые участки кожи.

Нанесение позолоты вручную

Механическая технология достаточно сложна в исполнении. Как правило, она применяется в том случае, если нужно покрыть в домашних условиях только часть изделия. Это связано с тем, что другие технологии покрытия предусматривают полное окунание изделия в специальный раствор.

Золочение методом гальваники

Толстый слой позолоты высокого качества можно получить при применении особой технологии. Она предусматривает погружение заготовки в специальный электролит. Гальваническим методом проводится обработка самых различных заготовок, так как он напоминает распространенные электрохимические процессы.

Стоит учитывать, что в зависимости от типа применяемого раствора поверхность может приобретать самые различные оттенки. Электролит для золочения своими руками в домашних условиях можно изготовить следующим образом:

  1. На 700 мл очищенной воды добавляется 60 грамм фосфорнокислого натрия.
  2. При использовании 2,5 грамма хлорного золота для их растворения используется 150 мл воды.
  3. В 150 мл дистиллированной воды растворяют 10 грамм сернистокислого натрия, а также один грамм цианистого калия.

С подобными реагентами следует работать аккуратно. Гальваника золотом в домашних условиях проводится при нагреве раствора до температуры около 60 °C, для активации химического процесса для истощения электролита устанавливается анод.

На обработку заготовок в подобном растворе уходит около 15 часов. Существенно повысить эффективность процесса помогает ток малой силы. За счет этого на поверхности образуется матовая пленка из золота.

Приготовление раствора для золочения

Раствор для золочения в домашних условиях должен приготавливаться с особой осторожностью. Это связано с тем, что при контакте веществ образуется химическая реакция, которая может привести к появлению вредных выделений. Для создания требуемого состава могут смешиваться следующие компоненты:

  1. Хлорное золото.
  2. Поваренная соль.
  3. Цианистый калий.
  4. Сода и дистиллированная вода.

Подобный состав больше всего подходит для обработки обычного металла. Покрытие золотом в домашних условиях серебряной поверхностью может проводится при создании следующего состава:

  1. Хлорное золото.
  2. Карбонат калия.
  3. Пищевая соль.
  4. Железистосинеродистый калий.

Все элементы смешиваются в воде до получения однородной консистенции. Работать следует исключительно в защитной экипировке, попадание вещества на открытые участки тела или в дыхательные пути не допускается.

Золочение по дереву

При золочении кроме общих для всех видов отделки материалов, таких, как клеи, лаки, шлифовальные материалы, применяют и специальные, к которым относится фольга, левкас, полимент и некоторые лаки. Тончайшие листочки металлов, которые получают проковкой металлических пластинок с прокладками из пергамента и других материалов до тех пор, пока масса каждого листочка не станет равной эталонной – около 1 г/ м кв. называют фольгой. При этом толщина фольги доходит до одной стотысячной доли миллиметра.

Обычно для отделки применяют сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, а оборотная – из серебра или меди. Его получают совместной проковкой платинок двух металлов. Сусальное золото выпускают в виде книжечек размером 120 х 70 мм или 91,5 х 91,5 мм. В книжечке может быть 10, 30 или 60 переложенных папиросной бумагой листочков. В настоящее время взамен золотой фольги иногда применяют ее имитацию – поталь (шумиха) – сплав меди и цинка (4:1), которая также поступает в продажу в виде книжечек по 100 листочков размером 110 х 110 мм или 150 х 150 мм. Поталь окисляется кислородом воздуха, поэтому при применении ее необходимо защищать слоем лака.

Другим заменителем золотой фольги является муссивное золото, которое представляет собой двухлористое олово в виде порошка, который при смеси с лаком образует эмаль. Покрытие из эмали обладает высокой прочностью, почти не окисляется и хорошо имитирует позолоту.

При золочении применяют левкас и полимент. Левкас изготовляли несколькими способами. Например, в 16 – 20%-ный раствор качественного плиточного столярного клея, нагретого на водяной бане до температуры 50 – 60 градусов, через мелкое сито постепенно вводят порошок осажденного и затем высушенного мела в количестве около 1,5 кг на 1 л клеевого раствора. После тщательного перемешивания получают однородную белую массу, свободно стекающую с кисти в виде длинных нитей. Перед употреблением состав подогревают. Чтобы повысить твердость грунта в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат, а для предохранении его от порчи добавляют раствор антисептика, который вводят при приготовлении клеевого раствора.

Связующий раствор, который применяют для приклеивания фольги к левкасу называется полиментом. Сухой полимент представляет собой тонкий порошок, полученный путем переработки железистой глины – болюса. Жидким полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса или жирной глины, с пчелиным воском, салом, мылом и другими компонентами, имеющими хорошую адгезию к фольге. Полимент приготовляют различными способами, например 1 кг болюса размешивают с водой до получения пастообразной массы, которую затем нагревают на водяной бане. В отдельной посуде приготовляют следующий состав: в небольшом количестве воды разводят 15 г высококачественного мыла (можно «Детское), 10 г очищенного пчелиного воска и 10 г свежего несоленого свиного сала. Этот состав постепенно вводят в подогретый раствор болюса, постоянно помешивая, и варят в течение 4 – 5 ч. После этого полимент сливают в эмалированную или стеклянную посуду и хранят в холодном месте с плотно закрытой крышкой. Перед употреблением его разводят горячей клеевой водой (слабым раствором клея) до рабочей консистенции. Для приготовления полимента рекомендуется применять дистиллированную воду.

Чтобы приклеить фольгу к левкасу вместо полимента можно применять масляные краски. Чаще всего применяют так называемый гульфарбенный лак, представляющий собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в лак вводят 15% сиккатива. Скипидаром или уайт-спиритом разбавляют его до рабочей вязкости.

В зависимости от связующего состава золочение может быть клеевое (при применении полимента или клея) или масляное (при применении масляного лака). При клеевом золочении можно получить покрытие с разной степенью блеска – от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета. Такое золочение очень эффектно. При масляном золочении покрытие обладает большой прочностью и водостойкостью, однако оно темнее и однообразно по цвету и блеску. Первое применяют для внутренних, второе – для наружных работ.

Выполняют золочение специальным набором инструментов. Для разрезания листочков золота на части используют золотарную подушку размером 20 х 15 см, которую закрепляют на устойчивом основании. С двух или трех сторон прикрепляют бортики-ширмочки для предохранения фольги от сдувания. Золотарные ножи с двусторонним лезвием бывают разной конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Изготовляют их из гибкой упругой стали.

Левкас, полимент, лаки и листочки золота наносят кисточками различной формы и размеров. Стальные крючки применяют для расчистки и рассечки резьбы после нанесения левкаса.

Технология золочения. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью – серпянкой. Затем в несколько слоев наносят левкас, просушивая и шлифуя каждый слой. При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея – золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.

При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлив производят позолоту. Затем полируют поверхность зубком из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей.

При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования наносят масляный гульфарберный лак. На отлив лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги.

На резьбе позолота особенно эффективна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке мебели с резьбой или рам для картин, обычно выполняют выпуклости полированными, а впадины – матовыми. При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, что предотвращает окисление металла.

Красивые тона матовой позолоты получают при наклеивании сначала серебряной фольги на свеженанесенный теплый клеевой слой, а затем золотой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее клеевое покрытие, смоченное водкой.

Существует и более упрощенный способ золочения, при котором левкаса не применяют. На хорошо выровненную и отшлифованную мелкой шкуркой поверхность наносят два-три раза раствор клея, лучше желатинового. Поверхность просушивают и вновь шлифуют самой мелкой шкуркой (4 – 3). Затем за два-три приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовый лак и на просохшее покрытие – тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. В случае применения потали для серебра делают верхнее покрытие 15 – 20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.

При комбинированной отделке краской и позолотой левкас наносят равномерно на всю поверхности изделия, детали. Затем возобновляют участки с позолотой, а потом красят клеевыми или масляными красками остальную поверхность в соответствии с первоначальной отделкой.

При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другим способом бронзирования является нанесение сухого бронзового порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным до отлипа. Для бронзирования применяют масляные и спиртовые лаки. Не следует пользоваться синтетическими лаками. В них бронзовый порошок темнеет. Для отделки мебели применяют также фольгу из анодированного в различные цвета алюминия толщиной 0,1 – 0,2 мм. Для приклеивания фольги к древесине применяют лаки ВФ-2, 88Н и некоторые другие.

Оцените статью