Сварочный аппарат из автомобильного генератора

В этой статье мы расскажем, как своими руками собрать сварочный аппарат из автомобильного генератора. Время чтения: 3 минуты
Содержание

Сварочный аппарат из автомобильного генератора

Собираем сварочный аппарат из автомобильного генератора своими руками

Время чтения: 3 минуты

Сварочный генератор — очень нужная вещь в хозяйстве. С его помощью можно запитать не только инвертор, но и любой другой электроинструмент, находят в полевых условиях. Также сварочные генераторы выручают на даче, где электроснабжение часто бывает нестабильным. Но что делать, если у вас нет сварочного генератора, а сварку необходимо выполнить? При этом у вас так же нет доступа к электричеству.

В таком случае поможет генератор, который есть у любого современного (и не очень) автомобиля. Да, к автогенератору можно подключить инвертор. В этой статье мы расскажем, как варить от автомобильного генератора и можно ли собрать сварочник из генератора своими руками.

Общая информация

У любого автомобиля есть встроенный генератор. Он представляет собой простое механическое устройство, которое способно преобразовывать энергию в электрический ток. В автомобилях генераторы необходимы для питания всего электрического оборудования, когда автомобиль заведен. Кстати, все автомобильные генераторы работают на переменном токе. Это важно знать, если вы собираетесь выполнять сварку от автогенератора.

Если вы не знаете, как выглядит генератор и где он располагается в автомобиле, то вам не составит труда найти его. Он находится в передней части бензинового или дизельного двигателя. Если авто гибридный, то там используется генератор типа «стартер», поскольку он выполняет роль именно стартера. Также подобные генераторы используются в автомобилях, где двигатель заводится с помощью кнопки «start/stop».

Можно ли сделать из генератора сварочный аппарат?

Ответим сразу: можно, но не стоит. Лучше использовать автомобильный генератор в качестве источника тока в полевых условиях, и в местах, где у вас просто нет стабильного напряжения в сети. Конечно, это радикальный и спорный метод питания аппарата, но порой сварку необходимо выполнить прямо здесь и сейчас. В таком случае применение автогенератора очень выручает.

Но учтите, что генераторы в современных автомобилях могут запитать аппарат так, что он выдаст не больше 100 Ампер. Тем не менее, даже такая сварка от генератора возможна. И если у вас слабенький инвертор, то он точно заработает от автогенератора. С более мощными аппаратами лучше не рисковать и питать их от специального сварочного генератора, работающего на бензиновом или дизельном топливе.

Этапы подключения аппарата к генератору

Раз сделать сварочный аппарат из генератора не выйдет, остается только присоединить к нему уже существующий инвертор и запитать. Для этого нужно снять реле-регулятор с автогенератора и разорвать цепь между щетками и реле-регулятором. Далее от АКБ нужно на щетки подать напряжение в 12В, чтобы генератор заработал. Теперь отсоедините кабель, идущий от генератора к АКБ.

На данном этапе вам нужно завести двигатель и придерживаться 3000 оборотов на коленвале. В таком случае на генераторе будут все 9000 оборотов. В итоге генератор начнет выдавать около 80В напряжения, поскольку мы заранее убрали из цепи реле-регулятор (а именно он ограничивает ток). Такого напряжения будет достаточно для питания бытового инвертора и сварки на 100 Амперах. Но учтите, что в таком режиме не стоит вести продолжительную сварку. Это губительно сказывается и на генераторе, и на самом аппарате.

Вместо заключения

Теперь вы знаете, что лучше не собирать сварочный аппарат из автомобильного электрогенератора. Но генератор сварочный из авто можно использовать для питания уже имеющегося у вас на руках аппарата. Для этого достаточно сделать несколько простых манипуляций. Но не стоит использовать этот метод слишком часто, иначе инвертор просто выйдет из строя. Также нередко проблемы возникают с самим автогенератором. Поэтому относитесь к этому способу как к запасному. Желаем удачи в работе!

Сварочный аппарат из автомобильного генератора

Сообщение Вова В » 23 мар 2009, 13:23

хочу попробовать так сделать

«Начну несколько издалека, чтоб было понятнее.
В «За рулём» №10 за 95 год, есть статья, называется «Сварка в среде выхлопного газа». Описывается приставка АСП — 1, в тот момент выпускаемая Автовазом (или не им, точно не помню)её провода вживляются в авто, при надобности сварки просто перетыкаются разъёмы, разматываются провода и сваривай. Идеально. Годится любой гена. При нехватке тока автоматически подключается аккумулятор. В промежутках гена заряжает его в обычном режиме.
Схемы, ессно, нет, коммерческая тайна.
В нашем металлическом ГСК свет был, но в 97 году его обрезали ибо несознательные граждане не платили по счётчику. Потом все конечно взвыли как волки, но было поздно.
В 99 году мне понадобилось заварить что то в гараже, листы там на крыше отошли и ворота тоже. Так как по характеру я экспериментатор, то задался целью заставить автомобильного гену работать в режиме сварки.
Подталкивала упомянутая статья и мои знания теории электрических машин.
Два дня я сидел, рассматривал журнальную статью, рисовал возможные схемы. В статье есть фото жгута проводов, видно их количество. Схема вырисовывалась довольно сложная, поэтому я на неё забил. Стал понятен принцип и ладно.
Но к делу.
Был раздобыт настоящий волговский гена, на 65 А.
На машине, той, что на аватаре, вместо родного 200 Ваттного был давно установлен обычный современный гена от 2140, ессно, с выносным регулятором. Установил волговского гену, тупо попробовал просто зажечь дугу от его плюса — ни фига конечно не вышло, только слабо искрило.
Без переделки гена не годится.
Есть две схемы включения обмоток трёхфазных электрических машин: «в звезду» и «в треугольник». Так вот, во всех автомобильных генераторах, за исключением тракторных, применяется схема «в звезду». Кратко объясню почему так.
При этой схеме напряжения на концах фаз (U линейное)больше напряжений
возникающих между концом фазы и общей точкой (нулём) в корень из 3. То есть: Uлин = Uфаз х корень из 3. Что и позволяет достичь нормального напряжения в борсети уже на оборотах ХХ. Вы спросите, а почему тогда плохая зарядка на ХХ? А это потому, что ТОКИ на концах фаз при этой схеме в тот же корень из 3 МЕНЬШЕ. То есть: Iлин = Iфазн : корень из 3
Поэтому, если нагрузка на гену на ХХ большая — любимый музон + отопитель с фарами, заряда не будет. Я не вдаюсь в тонкости работы обмотки возбуждения (ОВ), пока только заставляем гену выдать нужный ток на выходе.
Схема «в треугольник» отличается отсутствием нулевой точки соединения обмоток. Конец первой соединяем с началом второй и т.д.
Отличия от «звезды».
При этой схеме линейные напряжения на концах фаз равны фазным, но токи в корень из 3 БОЛЬШЕ. То есть:
Uлин = Uфаз
Iлин = Iфазн х корень из 3
И это при том же сечении проводов обмоток! Для сварки самое оно. Это тоже важно — при расчёте обмоток для «звезды» берётся более толстый провод, чем при расчёте «треугольника», «звездовой» провод при «треугольнике» отдаст большой ток легче.
Минус схемы очевиден: для достижения номинального напряжения гену надо крутить быстрее, это можно решить установив уменьшенный шкив. Волговский двойной и так меньше шкива 2140.
Гена был переделан «в треугольник», для этого разделяется спайка нулевой точки «звезды» и концы обмоток соединяются как упоминал выше.
Проба гены в режиме сварки с его выхода показала, что сваривать уже можно, но только электродом 2 мм и неустойчиво горит дуга, гаснет.
Продолжим.
Есть особенный режим работы генератора, при котором напряжение с выхода его выпрямителя подаётся напрямую на ОВ, регулятор напряжения при этом отключен от схемы. Жесточайший режим, надо сказать. Представьте себе картину: от гены отсоединены все штатные провода, его плюсовой вывод напрямую соединён с ОВ.
Мотор работает на аккумуляторе, без заряда.
Возникает логичный вопрос: откуда берётся начальное напряжение для ОВ, ведь без него гена ничего не выдаст на выход?
Ответ прост: железо ротора и статора гены, хотя бы и магнитомягкое, всё равно обладает остаточной намагниченностью. Очень слабой. Но — при некотором значении оборотов ротора (обычно чуть больше 200 в минуту) даже этой намагниченности достаточно для наведения начального напряжения в статоре, далее процесс протекает лавинообразно и хоп! — вот гена и самовозбудился, на выходе его выпрямителя появилось достаточное напряжение. Увеличим обороты. Напряжение на выходе продолжает расти, так как нет напрочь регулятора, и может достичь 75 — 90 Вольт. Для сварки лучше не бывает, дуга зажигается и горит ровно.
Кажется всё? Нет! Такого напряжения ОВ гены не вынесет и полсекунды, поделите к примеру 75 Вольт на 2,6 Ом = почти 30 Ампер! Она сгорит сразу и с вонючим дымом.
Естественно, я не мог себе позволить таким образом запросто убить единственного гену и нашёл выход.
Барретер — нелинейное сопротивление в токовой цепи, он применяется в каждом телевизоре в цепи размагичивания кинескопа. Но токи в телевизоре не чета току, который нужно ограничить. Простейший барретер — обычная лампа накаливания, включенная последовательно с нагрузкой. И когда в пути отказал регулятор напряжения, что мы делаем? Правильно, в разрыв провода ОВ гены включаем лампочку поворотника на 21 Ватт.
Дальше просто. Были задействованы параллельно две лампы фар, галогенки с одной перегоревшей нитью. Они были включены в разрыв провода ОВ гены, на 2000 об/мин они горели ярко, даже с перекалом, гася избыток тока в ОВ, при попытке зажечь дугу притухали почти совсем поддерживая ток в ОВ. Но тока всё равно было недостаточно и очень сильно грелся диодный мост. Логично было разделить сварочный ток от тока ОВ. Что и было сделано. Выводы фаз внутри гены крепятся к болтам, шляпки которых видны снаружи на задней крышке гены. Болты были заменены шпильками М5, таким образом выводы фаз оказались доступны для подключения к ним снаружи трёх толстых проводов. Эти провода подключались к двум свинченным вместе диодным мостам (таким же, как в гене)и пожалуйста — получил устойчивую дугу электродом 3 мм.
Но нелогично заставлять мотор молотить всё время за 2000 оборотов, в перерывах между сваркой. К дросселю карба была привязана длинная проволока, на её свободном конце привязан болт на 12. Картина: болт зажимается под коленку, тогда газ даётся простым движением ноги в сторону. В промежутках между сваркой обратным движением ноги газ сбрасывается. А в совсем больших перерывах, чтобы дать остыть гене, мной был сооружен выносной пульт управления пуском и зажиганием: одна кнопка и тумблер. Что позволяет совсем не подходить к машине в процессе сварки. Удобно — заглушил на расстоянии и сиди перекуривай минут 15, пока гена остынет. Потом завел стартером и снова вари себе и подгазовывай.
Таким образом были произведены сварочные работы по ремонту гаража и приварено домкратное гнездо на самой машине. Дырок не нажёг в машине, ведь ток регулируется оборотами мотора. Для 75 го уголка на воротах ессно, обороты нужны выше, чем для домкратного гнезда. Дуга горит с визгом, непривычно на слух, ведь частота тока плавает в зависимости от оборотов гены.
Выводы, которые я сделал из полученного опыта: в АСП — 1 тот же принцип, к которому я пришёл, просто там всё это собрано в одном корпусе и добавлена схема переключения на заряд акумулятора в перерывах между сваркой. Недаром с статье указан вес — 1,8 кг (или больше?), наверняка внутри ещё и дроссель розжига дуги стоит.
Описал я это в ознакомительных целях. К начальной теме всё описанное мало относится.
Повторять мой опыт никому не рекомендую, при малейшей ошибке тут же сгорает гена. В середине опыта так сгорел гена 2140, он был почти новый. Отец мой тоже порывался учинить подобное с жигулёвским геной, у него рядом с моим гараж, но был отговорен мной.
Тот волговский гена, запросто выдающий на-гора 120 Ампер, после сварочных работ ещё года три исправно трудился штатно на машине, был снят ввиду износа подшипников и лежит по сей момент где то в одном из трёх моих гаражей. Автомобильчик М-407 законсервирован в 2003 году на неопределённое время.

Как сделать сварочный аппарат из автомобильного генератора своими руками? (видео)

Форум переехал на свежий движок, о всех проблемах функционала и ошибках в переводе просьба сообщать в теме

Автор фнунович, в Самодельное сварочное и вспомогательное оборудование

Общая информация

Генератор как встроенная в любую модель автомобиля деталь – это достаточно простой механизм, преобразовывающий энергию в электричество. В автомобилях этот элемент выполняет функцию запитывания электрооборудования во время работы.

При использовании автомобильной версии для сваривания металлов важно помнить, что автомобильные модели функционируют на переменном типе тока.

Сварка же, в большинстве случаев выполняется при постоянном типе тока, что необходимо учитывать при работе.

Для того чтобы найти в автомобиле генератор нужно знать как он выглядит и где расположен. Искать его нужно в передней части двигателя. Не важно, работает ли этот двигатель на бензине или дизеле.

В случае, если автомобиль гибридного типа, в нем встроен стартер. В таких автомобилях он выполняет именно эту роль. Генераторные модификации версии «стартер» встроены и в модели, зажигание которых проводится кнопкой «start/stop».

Принцип работы сварочного аппарата

Сваривание железа происходит за счет высокой температуры электрической дуги, которая плавит электрод и кромки соединяемого металла.

Рисунок 1. Принцип работы сварочного аппарата.

Затем расплавленная масса смешивается, и по мере ее охлаждения происходит соединение деталей. Принципиальная схема сварочного генератора имеет следующий вид: Рисунок 1, где:
Я — якорь генератора; ОЯ — обмотка якоря; ОВН — обмотка возбуждения намагничивания; R — реостат; ОВП — обмотка возбуждения последовательная; Д — дуга электрическая.

После того как дуга загорается, в якорной цепи рабочей схемы начинает протекать сварочный ток. Он проходит через последовательную обмотку возбуждения, создавая при этом магнитный поток. В это время в намагничивающей обмотке возбуждения создается электромагнитная сила, которая направлена в обратном направлении. Возникающий при столкновении двух ЭДС выброс энергии и является источником электрической сварочной дуги.

Использовать сварочный генератор можно не только как аппарат для сварки, но и как источник резервного освещения. Для этого нужно сделать дополнительный вывод и установить розетку. Основная схема соединения при этом не изменяется. Розетка крепится на корпусе аппарата. Такое использование сварочного генератора является оправданной в тех фермерских хозяйствах, где отключение основной электросети может принести убытки. Например, в инкубаторах, где выращивают цыплят.

Возможна ли пересборка автогенератора в сварочный агрегат

Самодельный сварочный аппарат из автомобильного генератора

Пересобрать автомобильный генератор в сварочный агрегат возможно. Однако не стоит. Более разумным его применением будет питание инвертора в случае недоступности стабильной электросети либо отсутствия сварочного генератора.

Такой способ запитывания сварной аппаратуры, конечно, тоже не лучшее решение. Однако в случае, когда сварную работу провести нужно, а альтернатив точек питания нет, автогенератор становится палочкой-выручалочкой.

В новых моделях автомобилей они способны питать инвертор для выдачи до 100А. Показатель достаточно низкий, однако сваривание металлов при такой мощности вполне возможно.

Особенно это подходит тем типам аппаратов, которые маломощны сами по себе. Инверторы с большими мощностями конечно лучше запитывать от аппаратов, предназначенных для сварки. Такие агрегаты работают на бензине или дизеле.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы

Этапы подключения к инвертору

Поскольку перестроить автомобильную модель в сварное оборудование не лучшая затея, стоит разобраться, как в случае необходимости подсоединить к нему настоящий агрегат для сварки.

Для начала производится снятие реле-регулятора с автогенератора. Разрывается цепь между реле-регулятором и щетками. После этого на щетки нужно подать питание.

Для этого используется напряжение 12В, которое проводится от АКБ. Теперь прибор в рабочем состоянии, а значит можно отключить провод, соединяющий его с АКБ.

После этого заводится двигатель. Он должен работать на коленвале в 3000 оборотов. В автогенераторе это число возрастет до девяти тысяч, и он сможет сгенерировать мощность напряжения до 80В.

Это происходит благодаря снятию реле-регулятора, который в механизме отвечает за ограничение силы тока.

Восьмидесяти вольт хватает для запитывания маломощного инвертора до мощности в 100 А. Это позволит проводить сварочные работы. Однако продолжительность процесса работы при таком питании нужно ограничивать.

Подобный режим работы сильно изнашивает как инвертор, так и запитывающий его аппарат.

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Заключение

В итоге можно сказать, что автомобильная модель генератора применима как источник питания для сварочной аппаратуры. Но модифицировать его как аппарат для сваривания металлов не стоит.

Для применения автогенератора как точки запитывания инверторного сварного оборудования нужно провести цепочку простых действий по подключению его к аппарату.

Однако такой способ питания лучше применять только в экстренных случаях. Частое подключение такого типа вредит и источнику питания, и сварочному оборудованию.

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Перейти к списку тем

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Как сделать сварочный генератор своими руками?

Для того чтобы сделать дешевый сварочный генератор своими руками, можно использовать небольшой бензиновый двигатель. Здесь подойдет мотор от газонокосилки или мопеда.

Сварочный генератор имеет внушительные размеры и стоит довольно дорого.

В качестве источника электроэнергии лучше всего использовать генератор из трактора. Он выдает 24 В (вольт) и 150 А (ампер), как раз то, что нужно для качественной и надежной сварки.

  1. Принцип работы сварочного аппарата
  2. Изготовление самодельной сварки
  3. Самодельный сварочный преобразователь

Принцип работы сварочного аппарата

Сваривание железа происходит за счет высокой температуры электрической дуги, которая плавит электрод и кромки соединяемого металла.

Затем расплавленная масса смешивается, и по мере ее охлаждения происходит соединение деталей. Принципиальная схема сварочного генератора имеет следующий вид: Рисунок 1, где:
Я — якорь генератора; ОЯ — обмотка якоря; ОВН — обмотка возбуждения намагничивания; R — реостат; ОВП — обмотка возбуждения последовательная; Д — дуга электрическая.

После того как дуга загорается, в якорной цепи рабочей схемы начинает протекать сварочный ток. Он проходит через последовательную обмотку возбуждения, создавая при этом магнитный поток. В это время в намагничивающей обмотке возбуждения создается электромагнитная сила, которая направлена в обратном направлении. Возникающий при столкновении двух ЭДС выброс энергии и является источником электрической сварочной дуги.

Использовать сварочный генератор можно не только как аппарат для сварки, но и как источник резервного освещения. Для этого нужно сделать дополнительный вывод и установить розетку. Основная схема соединения при этом не изменяется. Розетка крепится на корпусе аппарата. Такое использование сварочного генератора является оправданной в тех фермерских хозяйствах, где отключение основной электросети может принести убытки. Например, в инкубаторах, где выращивают цыплят.

Изготовление самодельной сварки

В домашних условиях сделать сварочный генератор несложно. В качестве мастерской можно использовать гараж. Делая в нем генератор своими руками, вы не будете мешать другим членам семьи. Для работы нужен такой инструмент:

  • молоток;
  • болгарка;
  • пассатижи;
  • электродрель;
  • сварка.

Рисунок 2. Готовый сварочный генератор, собранный своими руками.

Работу следует начинать с изготовления рамы под бензиновый мотор и генератор. Для этого используется металлический уголок 40 Х 40 мм. Уголки нужной длины нарезаются болгаркой.
Затем электродрелью в них сверлятся отверстия для мотора и генератора, которые крепятся с помощью болтовых соединений.

Чтобы гайки не раскручивались, под них следует подложить шайбы. Рабочая схема аппарата очень проста. После того как самодельная сварка полностью собрана, она имеет такой вид: Рисунок 2.

Для удобства перемещения сварочного генератора на раму можно установить колеса. Крепятся они либо с помощью сварки, либо, после сверления отверстий в раме, на крепежные болты. Вращающий момент передается с мотора на генератор через редуктор. Благодаря вращению якоря в обмотке статора возникает электрический ток. Такая схема электросварки заложена в работе всех сварочных аппаратов. По такому же принципу работают и сварочные конвертеры. Условная схема работы конвертера такова: Рисунок 3.

С помощью сетевого выпрямителя происходит преобразование переменного тока питания в постоянный ток. После сетевого фильтра преобразуется частота. Затем, в отличие от сварочного генератора, в конвертере ток проходит через трансформатор. Дальше он поступает на силовой выпрямитель.

Самодельный сварочный преобразователь

Такой генератор работает без участия бензинового двигателя. На него подается сетевое напряжение, которое преобразуется в сварочный ток. Его мощность обычно составляет 4 кВт, что дает возможность варить электродом «четверкой». Главным элементом рабочей схемы аппарата является обмотка статора.

Чертежи выполнены в двух вариантах: на стержневом и броневом магнитопроводе. Визуально этот генератор имеет такой вид: Рисунок 4, где:

а — стержневой магнитопровод; рисунок б — вариант броневого магнитопровода.

1 — магнитопровод (набирается из трансформаторных пластин), 2 — прокладка изоляции (стеклоизоляционная лента), 3 — обмотка (медный провод, покрытый лаком), 4 — стягивающий кронштейн (уголок из металла), 5 — стяжка (металлическая шпилька с гайкой и шайбой).

Любой такой генератор не сложно встроить в выпрямитель или оформить в виде отдельного блока. В случае если требуется выполнять слишком большой объем работ, желательно добавить принудительное воздушное охлаждение.

Кузовной цех во дворе: тест советского сварочного аппарата с питанием от бортсети

Автомобильная сварочная приставка АСП-1 производства АвтоВАЗа – экзотический аксессуар и для своего времени, и тем более – для нынешнего. Сварочный аппарат, питающийся напрямую от бортовой сети самого обычного легкового автомобиля – штука весьма редкая и в наши дни не выпускающаяся. Однако в начале 90-х годов такой гаджет мог при желании приобрести любой автолюбитель.

Давненько мы не обновляли экспозицию нашего редакционного музея советских автомобильных ретро-аксессуаров и гаджетов! Новым пополнением, очередной найденной на гаражных чердаках «капсулой времени», стало уникальное устройство – автомобильный сварочный аппарат!

Он представлял собой трехкилограммовую металлическую коробку отчаянно-красной масти с размерами 260х190х110 мм, с двумя мощными болтовыми клеммами для подключения сварочных проводов на передней панели. С помощью этого аппарата допускалось варить электродом с диаметром до 3 миллиметров в режиме «2,5 минуты сварка – 2,5 минуты отдых».

По моде наивной эпохи, когда каждое деревенское сельпо стремилось назвать себя «шопом» и «маркетом», надпись на приборе дублирована на английском. На передней же панели сварочного аппарата красуется крупное слово «АВТОВАЗ» и всем знакомый логотип тольяттинской «ладьи». Однако, разумеется, выпускал это устройство не сам автозавод, а его дочернее предприятие – ПТО ВАЗ, основанное в 1972 году, спустя шесть лет после запуска основного завода в Тольятти. «ПТО» расшифровывалось как «Производство Технологического Оборудования» – это вспомогательное предприятие делало для основного жигулевского конвейера металлообрабатывающие станки, окрасочное и прочее технологическое оборудование, которое поставлялось в том числе и на другие автозаводы СССР.

В эпоху перестройки все госпредприятия были добровольно-принудительно ориентированы на расширение ассортимента в сторону «продукции народного потребления», в рамках чего на ПТО ВАЗ и был рожден автомобильный сварочный аппарат АСП-1 – для граждан и, как сказали бы сейчас, для «микробизнеса» – кооператоров, трудящихся в сфере мелких услуг населению..

Огромный плафон красной лампочки на верхней крышке выглядит как некая кустарная доработка – странно и нелепо… Однако это штатный элемент конструкции, роль которого отражена в инструкции. Он ярко горит, пока электрическая дуга на электроде не зажжена, свидетельствуя о зарядке аккумулятора, и гаснет при начале сварки.

Почему вместо такого здоровенного «фонаря» не использовался светодиод или хотя бы миниатюрная индикаторная лампочка накаливания – непонятно…

На шильдике устройства выбита масса – «5 кг». Однако сам прибор весит около трех кило; пять – это масса со сварочными проводами, электрододержателем и «крокодилом» массы.

Знакомые с электроникой могут подумать, что под крышкой АСП-1 находится импульсный преобразователь-инвертор, как и внутри большинства современных инверторных сварочных аппаратов, работающих от сети 220 вольт… Но не забывайте – это самое начало десятилетия 90-х, когда большинство людей продолжало называть свою страну по привычке СССР, все машины были карбюраторными, а компьютеры встречались только в крупных НИИ… Мощная импульсная техника, а также соответствующие ей мощные силовые транзисторы и диоды редко встречались в то время в бытовых устройствах даже за рубежом – не то что во вчерашнем «совке». Так что все было гораздо проще!

Никаких преобразований напряжения внутри сварочника не происходило – из всей электроники он содержал только два мощных тиристора. Для того чтобы от бортсети легкового автомобиля можно было варить, АСП-1 делал, по сути, всего три простые вещи:

  1. Поднимал напряжение на генераторе, перехватывая роль штатного реле-регулятора.
  2. Подключал аккумулятор параллельно генератору, если силы тока не хватало.
  3. Автоматически переключался на зарядку аккумулятора, как только сварщик отрывал электрод от детали и прекращал работу.

То есть, в сущности, сварочным аппаратом на 90% являлся генератор автомобиля, плюсовой вывод которого напрямую подключался к сварочному электроду. Двигатель машины во время сварки должен был, разумеется, работать, и для обеспечения максимального выходного тока инструкция предписывала крутить коленвал до 2500 оборотов с помощью подсоса или помощника, нажимающего на педаль. А роль АСП-1 была «вспомогательно-коммутационная», если так можно выразиться…

Сварка с помощью АСП-1 достаточно проста. Запускается мотор машины, подсосом выставляются 2500 оборотов двигателя, к свариваемой детали подключается мощная клемма-«крокодил», в рукоятку-держак вставляется электрод, на глаза опускается щиток или маска, и процесс пошел.

Но если вы подумали, что перед этим нужно элементарно подключить питание аппарата «крокодилами» к аккумулятору, то вы серьезно ошиблись! Это – суровый советский жигулевский гаджет, а не современный литий-ионный пусковой бустер-пауэрбанк, с которым справится любая блондинка! Для подключения АСП-1 требовалось серьезное вмешательство в электропроводку под капотом.

Собственно, первый пункт процесса установки требовал закрепить сварочный аппарат стационарно под капотом «классики» или «девятки». Да-да, предполагалось, что сварочник станет постоянным «подкапотным жителем», как карбюратор или бензонасос, ибо электрическое его внедрение в электросистему автомобиля имело ряд особенностей. От генератора нужно было отсоединить силовой плюсовой выходной провод и подключить его к сварочному аппарату. Таким образом, сварочник включался между генератором и батареей. Затем предписывалось отключить от генератора реле-регулятор, роль которого брал на себя сварочный аппарат. Короче говоря, для подключения сварки автовладелец делал добрый десяток коммутаций в электропроводке машины – что-то размыкал, что-то наоборот – соединял перемычками. Все необходимое для этого, включая проводочки, клеммы и всякие кембрики, шло в комплекте поставки сварочного аппарата.

На первый взгляд может показаться, что даже для кратковременного использования собственного автомобиля в качестве сварочной установки требовалась длительная возня под капотом, а потом аналогичная возня в обратном порядке, чтобы вернуть проводку в прежнее состояние, дабы уехать. А вот и нет!

Не секрет, что советские инженеры при разработке товаров народного потребления зачастую по-спартански игнорировали вопросы элементарного комфорта в использовании, но только не в данном случае! В комплекте АСП-1 шла специальная косичка проводки с 8-штырьковым разъемом, которая и подключалась к электропроводке автомобиля. Когда вам надо было варить, вы втыкали в этот разъем штекер от сварочного аппарата, а когда надо было ехать – специальную замыкающую колодку. Колодка представляла собой ответную часть такого же разъема с перемычками в определенном порядке, и, будучи вставленной вместо сварки, полностью восстанавливала заводскую проводку автомобиля в штатном режиме!

Так что же такое АСП-1? Гениальная разработка, незаменимая в ряде экстремальных случаев, или странный выкидыш неповоротливой промышленности эпохи зарождающейся рыночной экономики? Почему подобные гаджеты не производятся сегодня, ведь периодическая необходимость в простой и легкой мобильной сварке там, где нет розетки, у многих по-прежнему возникает?

Будем откровенны: все же такое устройство – типичный продукт «смутного времени», типа кухонного половника из танковой бронестали от Уралвагонзавода. Надежность самого прибора была крайне высокой, но обмотки статоров и хиленькие советские выпрямительные диоды генераторов Жигулей и Москвичей работали со сваркой практически в режиме короткого замыкания, на пределе по току, да еще и с повышенным напряжением! Аккумулятор, который также постоянно включался в сварочный процесс, терял ресурс от больших токов разряда и заряда.

Сварка АСП-1 разрабатывалась и продавалась в эпоху карбюраторных автомобилей с минимумом электроники, и, как ни странно, несколько «опередила свое время», ибо сегодня даже на многих бюджетных машинах стоят генераторы на 120-160 ампер с куда более мощными диодами, которые как раз гораздо лучше подошли бы для использования совместно с электродом и маской… Но на современной насыщенной электроникой машине подобное внедрение в электросистему крайне опасно, а зачастую принципиально неприемлемо, поэтому аналогов АСП-1 в наши дни не выпускают и не продают. «Красная коробочка» перешла в разряд коллекционных курьезов…

Оцените статью