Как сделать автоматические ворота своими руками?

Как сделать автоматические распашные, откатные ворота своими руками: основные типы, подъемные механизмы, практическая реализация.
Содержание

Как сделать автоматические ворота своими руками?

Как сделать автоматические ворота своими руками

Вы подъезжаете к своему гаражу или приусадебному участку, нажимаете кнопку на пульте (или встроенном передатчике в автомобиле), и въезд открывается автоматически. Это удобно: нет необходимости выходить из машины (особенно в дождь).

Конечно, есть и минусы, которые могут свести на нет все возможные преимущества:

  • Автоматические ворота с дистанционным открытием снижают степень защищенности вашего жилища. Сигнал с пульта ДУ можно перехватить. Злоумышленники с помощью несложных приспособлений считывают радиокод, и могут получить доступ на территорию после вашего отъезда.
  • Электропривод в некотором смысле ограничивает свободу: в случае неисправности, или банального отсутствия электроэнергии, открыть створки вручную может быть проблематично.
  • Установленный актуатор занимает определенное место, и портит эстетику ограды вашего дома.
  • Механические створки при неправильно настроенной автоматике, являются объектом повышенной опасности: под их действие могут попасть животные, или даже люди.
  • Требуется гарантированно свободная территория по траектории движения створок.
  • Главный минус — автоматика для распашных или гаражных ворот стоит немалых денег.

Если монтаж автоматических ворот своими руками еще возможен, то актуаторы и систему управления воротами, сделать довольно сложно. Потребуется фабричный двигатель, механические тяги, возможно — зубчатые передачи и пр. Разумеется, механизм откатных ворот можно приобрести в специализированном магазине.

Однако стоимость такого набора, чаще всего превышает затраты на изготовление самих створок. Кроме того, установка автоматики на готовые распашные ворота своими руками, может осложниться несовместимостью по геометрии.

Тем не менее, автоматические гаражные ворота своими руками создаются, и без проблем монтируются как в ограждение (забор), так и в створ гаража. Экономия при этом получается существенная, плюс моральное удовлетворение после успешно выполненных работ.

Основные типы автоматических ворот

Чтобы понимать объем работы, рассмотрим основные типы автоматических ворот

Распашные створки

Это настоящая классика: створчатые конструкции существуют с тех пор, как люди научились делать заборы и крепостные стены. Автоматические распашные ворота своими руками обычно делаются на основе уже существующей ограды с въездом. Вы пользуетесь створками уже давно, и в какой-то момент захотелось установить дистанционное управление.

Монтажная схема выглядит следующим образом:

С внутренней стороны, между створками и опорными столбами, устанавливаются актуаторы: по одному на каждую половинку ворот. В зависимости от пульта ДУ, устанавливается антенна или приемник инфракрасного сигнала. Во втором случае — обеспечивается прямая видимость для сигнала. На видном месте обязательно должна быть сигнальная лампа, которая загорается при начале работы механизма. При изготовлении распашных ворот своими руками, многие забывают об этом обязательном элементе безопасности.

Еще один элемент, который часто игнорируется — фотодатчики. Если траекторию движения створок пересекает какой-нибудь объект (автомобиль, животное, человек), ворота не должны работать в режиме закрытия. Вместе с датчиками, автоматика для ворот своими руками должна обеспечивать прекращение подачи напряжения на двигатель, когда створки достигают крайних положений: открыто/закрыто.

Если привод можно активировать мышечной силой рук (без подачи питающего напряжения), для безопасности следует установить замок, или другое запирающее устройство, которое можно задействовать в случае, если подворье остается без присмотра на длительный срок.

Откатные системы

Фактически, это часть стены (забора), которая перемещается в сторону с помощью опорного роликового механизма. Эта конструкция изначально предназначена для механизированного привода, ручные ворота слишком тяжелые. Автоматика для откатных ворот своими руками проще в изготовлении, но для реализации проекта потребуется большое количество материалов.

Ворота откатные должны устанавливаться на мощный фундамент. Вне зависимости от материала (металл, дерево, пластик), полотно имеет большой вес. Мягкий грунт под опорными роликами рано или поздно просядет, и механизм открывания может заклинить от перекоса.

На откатные ворота, сделанные своими руками, можно подобрать актуатор из различных промышленных и бытовых комплектующих. Есть возможность сэкономить на покупке дорогостоящих приводов. Не требуется создание зон повышенной опасности: свободное пространство для перемещения полотна не нежно. Тем не менее, механизм управления для откатных ворот своими руками, требует установки фотодатчиков. При появлении объекта в плоскости ворот, движение должно блокироваться: так же точно, как и в распашных воротах.

Подъемные механизмы секционного типа

Подобные системы чаще всего реализуются в гараже. По сути — это обычные ролеты, только секции выполнены из более прочного материала. Подъемные ворота движутся по направляющим, и по мере открывания размещаются вдоль потолка.

Привод для секционных ворот своими руками сделать проще, чем само полотно. Этот элемент должен быть идеально подогнан к направляющим. Кроме того, малейший перекос шарнирных соединений может заблокировать всю конструкцию. Учитывая тот факт, что многие (не все!) домашние мастера заказывают полотно (вне зависимости от конструкции) у профессионалов, изготовить подъемные ворота для гаража своими руками несложно. В этом случае вам придется сделать только актуатор.

Особое внимание следует уделять различным датчикам. Если при заезде (заходе) в гараж, ролеты неожиданно опустятся, ущерб для автомобиля будет весомым. Не говоря о возможном травматизме для пешехода, на которого буквально упадет тяжелая конструкция.

Главная проблема подъемных ворот, изготовленных своими руками — это мощность привода. Для горизонтального перемещения распашных или откатных ворот, требуется относительно небольшое усилие. А для подъема тяжелой секционной конструкции, мощность двигателя должна быть в разы больше.

Практическая реализация

Нет смысла рассказывать, как сделать автоматические ворота своими руками, на основе готовых проектов в комплексе. Каждая конструкция сугубо индивидуальна, и повторить ее в точности на своем подворье не всегда возможно.

Как мы уже говорили, проще всего сделать распашные ворота своими руками. Скорее всего, створки ворот у вас уже есть. Рассмотрим возможные конструкции приводных элементов.

  • Подходящий актуатор — червячный редуктор рулевого механизма от крупного автомобиля, лучше грузовика. Ворота для гаража своими руками из этого элемента — достаточно популярный вариант. В любом кооперативе можно встретить подобную «автоматику». Любой подходящий мотор (например, от стиральной машинки) подключается к штоку рулевой колонки. Для уменьшения оборотов, можно установить простейший редуктор из двух шкивов разного диаметра. Тяга для створок крепится на сошку рулевого механизма.
  • Еще один условно бесплатный привод — механизм стеклоподъемника. Лучше использовать конструкцию от крупного отечественного автомобиля. Если петли хорошо смазаны, а створки сбалансированы — усилия вполне достаточно. Как видно на иллюстрации, требуется лишь небольшая доработка в виде тяги из профтрубы.
  • Следующий вариант можно изготовить из промышленного червячного механизма. Чаще всего используется привод суппорта от списанного обрабатывающего станка. Можно выточить червячную пару в слесарной мастерской, в зависимости от стоимости проекта.
  • Принцип работы простой: винтовая шпилька напрямую соединяется с валом двигателя (вдоль оси). При вращении винта, каретка движется в нужную сторону, создавая мощное тяговое усилие. Остается соединить механизм тягой со створками, и отрегулировать угол открытия.

Вопрос, как сделать автоматические распашные ворота, решен.

А чем двигать откатную конструкцию

Существует две концепции:

  • Тросовый привод. Вдоль полотна ворот натягивается трос. На неподвижной раме устанавливается промышленный электродвигатель с редуктором и шкивом. Трос накручивается на шкив одной петлей.При вращении шкива, трос перемещается, увлекая за собой полотно ворот. Этот вариант не слишком затратный, при наличии донорского мотора.
  • Более распространенная конструкция: шестерня-рейка. Такая связка применяется в фабричных конструкциях. Изготовить привод самостоятельно невозможно, если только вы не работаете в слесарной мастерской. Оптимальный вариант — приобретение механизма заводского исполнения. Разумеется, монтаж и наладка своими руками. Не так экономно, но все равно затраты в пределах разумного.

Привод подъемных ворот в описании не нуждается. Это обычная лебедка со стальным тросом. При наматывании на шкив секции поднимаются, а спуск осуществляется под действием силы тяжести.

Важно: Общие правила безопасности при установке автоматики

Автоматические ворота своими руками, делаются в обход ГОСТов и сертификатов безопасности. Ответственность лежит на авторе конструкции, а также исполнителе работ (чаще всего, это один и тот же субъект). При нанесении ущерба или травмы, все проблемы лягут на вас.

  • Наличие фотодатчиков предотвращает травматизм и защемление створками объектов в зоне действия ворот.
  • Концевые выключатели отключают двигатель при достижении конечных положений створок.
  • Кроме того, установка автоматических ворот должна обеспечивать электрическую защиту от перегрузок. Если фотодатчики или концевые выключатели по какой-то причине не сработают, перегрузка двигателя должна запустить схему отключения.
  • Возможна установка механических ограничителей крутящего момента (как на редукторе шуруповерта). Это может быть фрикционный или храповой механизм. Принцип действия следующий: створка (полотно) упирается в препятствие (объект или человек), приводной вал начинает проскальзывать. С помощью регулировки необходимо добиться баланса усилия: ограничитель должен преодолевать сопротивление опорного или подвесного механизма ворот, и срабатывать при небольшом превышении.

Видео по теме

Как сделать автоматические ворота с дистанционным открытием

Автоматические ворота, оснащенные механизмом с дистанционным управлением, – это не только удобно и практично. Изделие подчеркивает особенный статус собственника дома. Первое что открывается перед нами при въезде во двор – это плавно скользящие ворота, важные детали уютного дома.

Устанавливают створки согласно чертежам. Немаловажно правильно провести электропроводку, да и выбрать само изделие.

Преимущества секционных створок

Прежде чем устанавливать ворота, нужно выбрать из множества приспособлений наиболее подходящие. Секционные изделия популярны для монтажа в небольших постройках, идеально подходят для дачи. В открытом состоянии полотно скрывается в потолочной области, и это экономит место в гараже. Зимой, чтобы открыть постройку, не нужно час выстаивать с лопатой, расчищая снег. Более того, они надежны и защищают от взломов мошенниками и ворами.

Основным элементом приспособления специалисты называют сэндвич-панель. Участок между материалом заполняют пенополистиролом (вид утеплителя). Секционные ворота позволяют оборудовать калитку, оснащенную сложным замковым устройством и доводчиком. Створки могут открываться внутрь или наружу. Хорошо подходят для объектов, расположенных на территориях промышленного и складского назначения.

Если район будет обесточен, распашные двери откроются при помощи торсионных пружин. Также они компенсируют вес монтированного изделия.

Когда лучше выбрать рулонные створки

Рулонные двери включают соединенные между собой ламели, изготовленные из прочного алюминия. Во время открывания рулон сматывается вверх и образует вал. Защитную функцию выполняет короб. Для поддержания теплоизоляции используют заливной пенополиуретан.

Скручивающийся рулон позволяет экономить много места. Ворота можно заказать любой величины. Рулонный механизм выдерживает ветер, осадки, механические повреждения и показывает длительный срок применения.

Особенности подъемно-поворотного механизма

Такой тип створок представляет собой сплошное полотно. При открытии дверей полотно перемещается в потолочную сторону, меняя вертикальное направление на горизонтальное. Изделие экономично и не занимает много места. Но рядом со створкой на расстоянии 1/3 часть от высоты пройма не должны находиться посторонние предметы. Иначе открыться дверь не сможет.

Подъемно-поворотный тип – идеальное решение для помещений с низким потолком. Если потолок высокий, отдайте предпочтение гильотинным дверям с подъемником.

Чем отличаются откатные ворота консольной модификации

Откатные заборы и ограждения снабжены рельсами, благодаря которым створки перемещаются. Но консольная разновидность сделана так, что рельса передвигается согласно роликовому механизму. Крепление дверей осуществляется в нижнем и верхнем улавливателях.

Максимально допустимая ширина таких створок в промышленных объектах достигает 24 м. Традиционные параметры составляют 12 м. Их реально увеличить путем приобретения дополнительных ворот, которые могут открываться в другую сторону. Это поможет обустроить красивый ландшафтный дизайн и высадить разные растения.

Чтобы привести конструкцию в рабочее состояние, нужно монтировать привод. Если электричества нет, калитка открывается своими руками.

Как выбрать ворота на автоматике распашного типа

Монтируя распашные створки с автоматическим открытием, важно правильно расставить в дверном проеме столбы. На них после закрепляют 2 створки. Крепеж представляет собой шарниры. Однако надежность приспособления в целом составляет желать лучшего. Среди преимуществ специалисты отмечают простую сборку и установку.

Выбирая изделие в магазине, обратите внимание на конструктивные детали:

  • учитывайте, какого размера должны быть ворота, вписывающиеся в конкретный дверной проем;
  • поинтересуйтесь весом створок и поинтересуйтесь, какое расстояние от столба до центра петли.

Линейный привод для промышленных нужд, по мнению специалистов, лучше, чем рычажный. А вот в гараже отдать предпочтение желательно рычажному изделию. Кстати, в стоимости именно распашные ворота считаются самыми выгодными. В цену включают такие параметры как отделка, водопровод и канализация. Учитывайте также где проходят элементы системы отопления. Покупка дополнительной калитки обойдется плюс 20-30% от первоначальной цены приобретения.

Минимальная стоимость таких ворот, простых в управлении за счет электропривода, 50 000 рублей. Автоматические ворота от завода-производителя прослужат длительное время, их можно эксплуатировать не 1 год.

Процесс установки

Монтаж автоматических изделий состоит из таких шагов:

  1. Погрузите столбы в грунт на 1 м и больше.
  2. Приварите петли к профильной трубе.
  3. Учитывая дизайн створок, отмерьте от поверхности земли 1 м. Это уровень прокладки электропроводки.
  4. Приварите раму к обрешетке.
  5. Очистите изделие от коррозии и обейте.
  6. Закрепите двери на петли и посмотрите, не перекосило ли конструкцию.
  7. Теперь можно высадить растения и цветы. Клумбы смотрятся восхитительно в сочетании с забором, который включает стройматериалы древесные.

Автоматические ворота своими руками

Сконструировать автоматические ворота своими руками – занятие не из легких, ведь оно требует определенных знаний и навыков. Однако, это не значит, что самостоятельно сделать их невозможно. В данной статье мы рассмотрим разновидности автоматических ворот и способы их сооружения. Нет необходимости убеждать кого-то в том, что автоматические ворота являются удобной и практичной вещью. По этой причине на рынке сегодня существует множество предложений, хотя все разнообразие моделей можно разделить на: распашные, откатные и гаражные варианты. Все они различаются по конструктивным особенностям и способу монтажа. Рассмотрим каждый вариант более подробно.

Распашные автоматические ворота

Данный тип ворот наиболее привычный и популярный, по причине простоты устройства и удобства пользования. Главное, чтобы было достаточно места для свободного открывания таких ворот. Их каркас изготавливают из профиля с высокой жёсткостью. Обшивка этого каркаса производится металлическими или деревянными панелями. Прекрасно смотрятся кованные решетки, но их стоимость значительно выше.

Любые распашные ворота состоят из следующих частей: столбы для крепления, комплект петель, створки ворот, боковые и центральный упоры, засов, ручки для удобства открывания ворот, электроприводы и кронштейны для их крепления. Чаще всего для столбов используют стальную трубу диаметром более 100 мм. При высокой массе самих ворот, столбы лучше соединить между собой в верхней части трубой, уголком или швеллером. Это не позволит опорам разойтись или наоборот сойтись. Столбы должны быть забетонированы, например, с помощью фундамента стаканного типа.

Для того, чтобы ход ворот был очень плавным и легким, необходимо их снабдить специальными петлями с подшипниками. Их будет нужно приобрести 4 или 6 штук. Это зависит от массы самих полотен ворот. Петли могут быть полимерными или металлическими.

Створки ворот состоят из каркаса и заполнения, которое может быть разреженным, сплошным и комбинированным. Каркас ворот можно сделать из металлического профиля. Его сечение зависит от материала заполнения, в качестве которого чаще всего выступает: металлический штакетник, сэндвич-панели, алюминиевый или стальной профиль. Все металлические детали следует подвергнуть грунтовке и окраске.

Обязательными элементами конструкции являются боковые и центральные упоры, которые необходимы для ограничения чрезмерного открывания ворот. Они могут быть съемными и стационарными. Хотя рассматриваемые ворота и являются автоматическими, снабжения их засовом и ручками является обязательным. Ведь мы всегда должны быть готовы к перебоям с подачей электроэнергии.

Открываются и закрываются автоматические распашные ворота традиционно: две створки распахиваются в разные стороны. Энергия для движения ворот передается посредствам рычагов от электроприводов, которые установлены на обеих створках. Эти электроприводы следует приобретать в комплекте с рычагами, так как конструкция у различных производителей сильно отличается.

Какие бывают электроприводы

По способу работы автоматические приводы для распашных ворот подразделяются на:

  • Линейные или червячные, работа которых основывается на возвратно-поступательных движениях штока. Он приводится в действие червячной передачей, которая его укорачивает или удлиняет. Такой тип привода идеален для распашных ворот, он прост в эксплуатации и не очень много стоит.
  • Рычажные приводы имитируют механику движений человеческой руки. Рычаг состоит из двух, соединенных шарниром, частей. Это позволяет открывать даже ворота, которые подвешены на расстоянии до полуметра от столба.

Что касается производителей автоматики для распашных ворот, то здесь главное ориентироваться на известность марки и соответствие «плотности» вашего кошелька.

Автоматические ворота с откатной конструкцией

Сегодня этот вид ворот является наиболее популярным, хотя их электропривод устроен более сложно. Этой сложности потребители не боятся, так как приобрести сегодня можно все, что угодно. Можно перечислить самые очевидные достоинства откатных ворот, чтобы понять причину предпочтений потребителей:

  • отсутствие каких-либо направляющих, что позволяет въезжать любому по высоте транспорту.
  • Точная работа автоматики полностью исключает необходимость выхода из машины для открывания ворот.
  • Простота и неприхотливость в обслуживании.

Самостоятельно сконструировать раздвижные ворота совсем несложно тому, кто хорошо умеет обращаться со сварочным аппаратом и болгаркой. Нужно только знать, что при всех достоинствах такая конструкция обладает двумя недостатками: высокая стоимость автоматики и потребность в большом количестве свободного пространства для отката створки. Остальное все хорошо – конструкция таких ворот очень надежная и может выдержать до 50000 циклов открывания/закрывания, что достаточно на несколько десятков лет.

Выбор материала для зашивки полотна ворот полностью зависит от вашего воображения. Здесь может быть использовано: дерево, ковка, металлический профилированный лист и даже поликарбонат. По виду самой конструкции полотна эти ворота можно поделить на 2 различных типа: с цельным полотном и со встроенной калиткой.

Набор требуемой фурнитуры для автоматических ворот откатного типа состоит из: роликовых кареток, верхних поддерживающих роликов, накатных роликов, 2-х уловителей – верхнего и нижнего, направляющего профиля, резиновых заглушек. Цена этого комплекта сильно зависит от массы ворот и производителя. Фурнитура отечественного производства для ворот до 400 кг стоит около 100 у.е. за комплект, до 800 кг – 150 у.е. Зарубежные образцы могут обойтись в сумму более 300 у.е.

Пошаговая инструкция монтажа откатных ворот с автоматикой своими руками

Рассмотрим поэтапно весь процесс изготовления откатных автоматических ворот:

Этап 1. Определяемся с линейными размерами ворот. Ведь длина, ширина и высота движущейся створки влияет на вес ворот, а, следовательно, и на выбор фурнитуры. От этого еще зависит то расстояние, которое необходимо для сдвигания подвижной створки. Хорошо, если оно будет раза в полтора больше, чем рабочий проём ворот.

Этап 2. Устанавливаем прочные и надежные опорные столбы. Их можно сделать из профильной трубы, дубового бруса, швеллера, бетона или кирпича. Основное требование при установке – опоры должны быть заглублены на 1 метр в грунт. Иначе, в первую же зиму столб сместится и перекосит всю конструкцию.

Для правильного монтажа столба необходимо выкопать яму глубиной около 130 см. На ее дно надо уложить “подушку” из песка и щебня мощностью 15 см и хорошо её утрамбовать. Только после этого можно установить столб и залить его бетоном из цемента марки не менее М-300.

Этап 3. Делаем фундамент для самих ворот, который способен выдержать их немалый вес. В него закладывается “банкетка”, то есть особый швеллер, по которому и будет кататься на роликах подвижная створка ворот. Чтобы правильно заложить фундамент, нужно выкопать и укрепить котлован со следующими параметрами: длина составляет половину длины проема ворот, ширина 0,4 – 0,5 м, а глубина – 1,0 -1,2 м. По форме этот котлован должен напоминать букву П, что хорошо видно на рисунке. После завершения рытья котлована, в нем тоже нужно сделать отсыпку, как и в случае со столбиками.

Чтобы изготовить «банкетку», потребуется 20 сантиметровый швеллер и 12 миллиметровая арматура. Ее надо разрезать на метровые “шпаги” и аккуратно приварить к полочкам швеллера. После этого «банкетку» устанавливают на место и заливают бетоном заподлицо с дорогой. Дальнейшие работы можно производить только после полного застывания бетона, а это не менее недели. В течение этого времени бетон периодически поливают водой, чтобы он не потрескался.

Этап 4. Изготовление несущей рамы удобно осуществлять из профильной трубы из стали. Для этого ее раскраивают болгаркой на необходимые составляющие, удаляют с них ржавчину, обезжиривают растворителем или бетоном и наносят антикоррозийный грунт. Затем сваривают раму по чертежу с помощью сварочного аппарата, зачищают и обрабатывают швы, после чего еще раз грунтуют. В качестве полезных советов можно предложить выбрать профилированную трубу с поперечным сечением 60х40 мм или 50х50 мм. Для организации рёбер жёсткости вполне сгодится труба 20х30 мм либо 30х40 мм. Элементы каркаса и направляющей необходимо собирать в шахматном порядке. Ведь от нагревания любое полотно ворот поведёт.

Этап 5. Окраска каркаса производится сразу после полного высыхания грунта. Недорогой и достаточно практичный вариант – это обыкновенная алкидная эмаль. Чтобы ворота смотрелись богаче, требуется наносить не менее 2-х слоёв краски. При этом, обязательно каждый слой вначале должен полностью высохнуть. Выбор отделочного материала – дело абсолютно индивидуальное, использовать можно что угодно. Крепить отделочный материал следует на внутренние трубы, которые являются рёбрами жёсткости для каркаса. Для осуществления сборки можно использовать саморезы или заклёпки.

Этап 6. Монтаж откатных ворот начинается с установки на «банкетку» роликов и заправки их в направляющую на полотне ворот. После этого ворота выставляют строго по уровню с использованием обычного пузырькового или лазерного прибора. Сварочные работы начинают с прихватывания к швеллеру нижних роликовых тележек. Затем приваривают верхние поддерживающий и концевой ролики, нижний и верхний улавливатели к опорным столбам. В завершение устанавливают всю автоматику и испытывают ворота. Если все исправно работает, то можно похвастаться соседям и начинать гордиться собой! Изготовленные самостоятельно ворота обойдутся, как минимум, в полтора-два раза дешевле чем «магазинные».

Автоматические ворота для гаража – основные сведения

Как правило для установки в гаражи применяют четыре типа ворот: классические распашные, секционные складные, которые способны подниматься вверх с помощью систем пружин и направляющих, подъёмно-поворотные и роллетные. Самостоятельно можно изготовить первые три типа ворот. Сделать последние невозможно кустарным способом, так как они изготовлены из большого количества ламелей, произвести и скрепить которые можно только на специализированном промышленном оборудовании.

Распашные гаражные ворота сооружаются таким же образом, как и внешние, только здесь нет необходимости в установке дополнительных опор, так как простенки гаража прекрасно справятся с этой ролью. Для изготовления складных секционных ворот потребуется приобретать в магазине большое количество деталей, которые самостоятельно не изготовить: направляющие, полотна, петли, валы, балансировочные пружины подвесов и многое другое. Поэтому, подобные ворота выгоднее заказывать в готовом варианте. Это не только надёжнее, но еще и экономичнее.

Подъёмно-поворотные ворота для гаража состоят из внешней металлической рамы, цельного воротного полотна и автоматики, которая призвана поднимать полотно вверх, под «потолок». Это достаточно простые и весьма эффектные ворота. К сожалению, их главным недостатком является слишком дорогая автоматика.

Самостоятельное изготовление любого типа ворот требует определенной аккуратности и умения обращаться с инструментом. Делать самостоятельно автоматику и электропривод обычному человеку не под силу. Мастера, понимающие в электротехнике и знающие толк в механике, могут попытаться сами изготовить приводы и даже автоматические устройства. Для этого им необходимы подробные схемы электромеханических конструкций.

Самостоятельное изготовление секционных ворот с электроприводом

Распашные конструкции ворот являются надежными и экономными, а снабжение приводом увеличивает их функциональность. Проезд открывается без выхода из автомобиля, никаких усилий прилагать не нужно. Владельцы участков, гаражей собирают и устанавливают распашные ворота с электроприводом своими руками, т. к. схема простая, а изготовление не требует особого мастерства.

  1. Особенности и виды распашных ворот
  2. Необходимые материалы и инструменты
  3. Автоматика для распашных ворот
  4. Выбор материала распашных ворот
  5. Как работает автоматизация
  6. Принцип работы линейного привода (актуатора)
  7. Этапы самостоятельного изготовления ворот с автоматикой
  8. Установка опор
  9. Сварка створок
  10. Сооружение привода
  11. Монтаж и настройка привода
  12. Как избежать распространенных ошибок
  13. Правила эксплуатации

Особенности и виды распашных ворот

Распашные ворота с заполнением

Проезд изготавливают только для машины или совмещают в одной конструкции с проходом для людей. Второй вариант является распространенным и популярным, т. к. строительство отдельной калитки связано с дополнительными затратами. Потребуется материал на стойки, бетонирование, чего не нужно, если проход будет выполнен в полотне ворот.

Распашные створки делают из различных материалов, в основном берут стальной каркас с различным заполнением, утеплением. Теоретически можно сделать и конструкцию из дерева, но на практике самооткрывающиеся ворота из досок не делают. Стильный вариант предполагает кованые полотна, которые весят много, требуют монтажа усиленного электропривода.

Металлические рамы, каркасы сваривают, иногда применяют болтовое и гаечное соединение. К стенам, столбам конструкцию фиксируют анкерами. Крепежные узлы состоят из металлической пластины с отверстиями под метизы.

Распашные ворота из металлопрофиля

Ворота имеют конструктивные части:

  • столбы;
  • воротная коробка;
  • навесы;
  • рамы полотен или одной створки;
  • заполнение каркаса;
  • автоматика;
  • запирающие элементы.

Если ворота ставят вместе с опорными столбами, в их толще заделывают закладные детали. Материалом служит уголок, пластины, толстая проволока. Впоследствии их приваривают к центральной металлической части внутри столба (трубе, швеллеру) и выводят наружу для фиксации к каркасу ворот.

Необходимые материалы и инструменты

Стандартные ворота изготавливают из профилированной трубы 60 х 30 мм и 30 х 20 мм или уголка №50, 60, 75. Иногда применяют швеллер № 40, 50. Цветной профнастил берут по площади створок так, чтобы меньше было соединений. Рассчитывают дополнительные укосы на полотнах, чтобы обеспечить жесткость. Для сварки берут электроды № 3, 4.

Инструменты для сборки распашных автоматических ворот своими руками:

  • сварка;
  • растворомешалка;
  • кельма, лопата, вера, носилки, лом;
  • рулетка 10 м, плотничный угольник, уровень, отвес, керн по железу;
  • шуруповерт, дрель;
  • молоток, гаечные ключи, плоскогубцы.

Для окраски понадобятся кисти и валик, можно применить краскопульт. Краску размешивают в специальной кювете. Используют масляные, акриловые, латексные и эмалевые составы, лак.

Автоматика для распашных ворот

Деревянные распашные ворота с автоматикой

В продаже есть автоматика линейного вида, которая является самой распространенной, работает посредством изменения размеров штока. Помимо этого, есть подземная и рычажная разновидности.

Рычажное устройство представляет удлиненную рукоять, прикрепленную к двигателю-редуктору внизу конструкции. Рычаг нужен для передачи движения воротной створке. Его без проблем сочетают с железными, кирпичными и бетонными опорами.

Подземный механизм ставят, если нужен большой раствор открывания. Это тянет удорожание конструкции ворот, но створки можно обеспечить открывание на 180°. Скрытый в почве привод незаметен, т. к. монтируется ниже поверхности земли.

Выбор материала распашных ворот

Ворота из сэндвич панелей

Полотна собирают на каркасе, который зашивают различными материалами.

Для заполнения применяют:

  • сэндвич-панели с утеплением;
  • профлист крашеный, оцинкованный, с рисунком под дерево, кирпич, камень;
  • поликарбонат прозрачный и с оттенком, сотовый или сплошной;
  • дерево, панели ОСБ с восковой пропиткой и другие материалы.

Прозрачные и решетчатые заполнения выбирают, если нет задачи скрыть внутреннее пространство участка, глухие, наоборот, не допустят просмотров. Материал воротного каркаса и рамы створок подбирают по варианту окружающего забора или стены гаража.

Как работает автоматизация

Привод рычажного типа снабжен двумя коленами. Поворот начинается с работой первого элемента, а когда вылет первой рукоятки заканчивается, начинает движение второй рычаг. Питание подводят с помощью полых труб, в которых протянуты электрические провода, координирует действие управляющий узел. Блок крепят на стойке на усиленных закладных деталях.

На время отсутствия хозяев ставят запоры внутри или снаружи, которые закрывают при сохранении автоматики в нерабочем виде, открывают по возвращении. Внизу под створками монтируют стопоры, которые являются конечными упорами. Автоматика останавливает усилие поворота после упирания в них полотна, т. к. поступает сигнал, что ворота закрыты.

Принцип работы линейного привода (актуатора)

Линейный привод для ворот

Линейный тип бывает на основе механики и на базе гидравлики. Его устанавливают на железные столбы или колонны маленького сечения. Неподвижный кронштейн фиксируют к стойке, а движущаяся часть располагается на створке. Две пары фотоэлементов контролируют присутствие в проеме предмета или человека, блокируют закрывание на дистанционной основе.

Распространенный линейный двигатель работает по принципу затягивающегося и выдающегося вперед штока. Слайдер передвигается по полозьям с помощью винтовой передачи. Крепежный элемент вращается, но сообщает штоку линейное направление.

Линейные приводы различают по длине хода, различаются размерами элемента поступательного движения и корпуса. Другими характеристиками являются усилие передачи и скорость работы.

Этапы самостоятельного изготовления ворот с автоматикой

Перед монтажом разбивают на местности ось линии ворот и места вкапывания опор. Снимают плодородный пласт земли. Шнуры натягивают на колья так, чтобы получился четырехугольник в месте установки столбов с полотнами ворот. Контролируют длину диагоналей, координируют до полного выравнивания.

Вторым этапом подготовки является копание траншеи для кабеля, глубина ямы по нормам не должна быть меньше 0,9 м. Кабель прячут в трубу из ПВХ поперечным сечением 25 х 30 мм. Если первоначально решено ставить ворота без автоматики, такую гильзу в земле закладывают все равно, чтобы впоследствии не ломать покрытие проезда при установке автоматики для распашных ворот своими руками.

Установка опор

Ямы под опоры роют садовым буром, если ставят стальные трубы. Размер ямы должен быть на несколько сантиметров больше сечения столба, если монтируют только металл. При обкладывании железной стойки кирпичом делают полноценный железобетонный фундамент под кирпичную конструкцию.

Глубину заложения принимают с учетом стояния почвенной влаги и отметки промерзания земли. Принимают в расчет тип грунта, т. к. влажные глиняные относятся к категории пучинистых и могут выталкивать опоры в случае замерзания. На дне делают песчано-щебеночную подсыпку, бетонируют столбы только в теплое время без отрицательных температур.

Сварка створок

Сварка каркаса для створок

Коробку варят из стального проката, массивность конструкции задают с учетом веса створок, заполнения, декоративной ковки и парусности при действии ветра. Перед сборкой уместно выполнить детальный чертеж.

Применяют строение коробки:

  • п-образные используют там, где нет возможности соединить боковые детали нижним прогоном;
  • замкнутые по периметру каркасы.

Первый вариант открывающихся ворот уступает по жесткости прямоугольной модели. Есть случай, когда проезд невозможно ограничивать снизу и сверху, тогда жесткость коробочного каркаса полностью определяется несущей способностью боковых элементов.

Раму створки усиливают диагоналями и угловыми подпорками. Их приваривают, чтобы увеличить устойчивость полотна и в качестве основы под установку заполнения.

Сооружение привода

Можно сделать самодельный привод для распашных, откатных или подъемных секционных конструкций. Для этого понадобится мотор, преобразователь оборотов (редуктор) и механизм управления. Тягу можно передавать цепью и звездочкой или прижимным колесиком.

При трехфазном напряжении выбирают мотор со звездочной электрической обмоткой, чтобы максимально задействовать мощность двигателя. Если в сети две фазы, то используют однофазный агрегат. Но при этом пуск движения будет затруднен из-за нехватки мощности.

Преобразователь привода для распашных ворот выбирают с учетом выходного момента оборотов (80 – 100 об/мин.), при этом скорость вращения двигателя должна соответствовать входным моментам редуктора.

Монтаж и настройка привода

Рычажные механизмы устанавливают для нетяжелых полотен, но есть и более мощные и дорогие модели. Линейные потянут большие нагрузки, но по надежности оба устройства одинаковы, поэтому выбирают тип для конкретного случая. Элементы механизма располагают недалеко от плоскости ворот, изолируют от влаги.

Пульт управления открыванием и закрыванием ставят как отдельное устройство в помещении или на уличной опоре. Монтаж приводных деталей и запчастей выполняют по инструкции, которая сопровождает продажный комплект автоматического устройства.

Перед настройкой разблокируют автоматику ключом, чтобы дать возможность ручной координации. Проверяют плавность передвижения полотна, чтобы не было толчков. Если есть затруднения, контролируют правильность монтажа, а также соблюдение монтажного промежутка, который рекомендует изготовитель.

Как избежать распространенных ошибок

Расчет мощности автоматики по весу конструкции

Работы выполняют последовательно, чтобы не исправлять неточности монтажа. Основная ошибка в том, что недостаточно проверена конструкция ворот, неправильно выбраны сечения каркасных элементов. Наблюдается перекос рамы створок из-за недостаточного объема усилительных элементов. Некачественное вкапывание опор ведет к проседанию.

Для штока оставляют 1 см по ходу, чтобы он не упирался, что приведет к быстрому износу. При настройке устанавливают большое усилие для увеличения скорости открывания. Это не всегда хорошо, т. к. система воспринимает излишнюю нагрузку.

Правила эксплуатации

Если открывают полотно ворот, калитка должна быть в закрытом положении, а в проеме должны отсутствовать любые препятствия. Любые неисправности, шумы, звуки вызывают необходимость остановки привода и выяснения обстоятельств.

В случае ручного открывания движение створок проводят плавно, без резких рывков. Дистанционное управления используют в области сигнала, не отходят на большое расстояние. Обслуживание и ремонт проводят своевременно.

Автоматические ворота своими руками

Многие автолюбители задаются вопросом: можно ли соорудить автоматические ворота своими руками? Автоматизация управления воротами значительно упрощает процесс въезда автомобиля в гараж или во двор. Водителю не надо выходить из автомобиля, чтобы открыть их (а заехав во двор, еще раз выйти, чтобы закрыть). Не удивительно, что автолюбители хотят этот процесс автоматизировать.

Возможно ли самостоятельно автоматизировать ворота

Многие домовладельцы изготавливают ворота сами. Безусловно, сварить раму и обшить ее профлистом – дело нехитрое. Любой мужчина при желании научится пользоваться сварочным аппаратом, дрелью и прочими несложными инструментами.

Иное дело – автоматика. Чтобы соорудить работающую систему, надо обладать познаниями в электротехнике и других областях науки. Не стоит браться за такую работу неопытному человеку. А вот приобрести готовый комплект автоматики и смонтировать его на воротах домашнему мастеру по силам. Главное, выбрать устройство в соответствии с конструкцией ворот и весом их подвижных полотен.

Из чего состоит комплект автоматики

Устройства автоматического управления воротами отличаются друг от друга конструкцией привода, но набор основных элементов у них одинаков. В комплект входят:

  • приводы самозапирающиеся (лево-и правосторонние);
  • блок управления (состоящий из трансформатора и платы управления);
  • крепежные элементы;
  • механические упоры;
  • ключи для аварийной разблокировки ворот;
  • пульт управления;
  • приемник;
  • набор фотоэлементов.

Виды приводов

Для распашных ворот

Для автоматизации управления распашными воротами выпускаются два типа приводов:

  • линейные;
  • рычажные.

Линейные приводы применяются чаще в силу простоты конструкции и невысокой стоимости. Линейный привод отличается компактностью: все рабочие части умещаются в его корпусе, так что устройство можно разместить на стойке створки ворот. Существуют две разновидности линейных приводов:

  • электромеханические;
  • гидравлические.

Гидравлические приводы менее чувствительны к низким температурам, более надежны, чем электромеханические, но и стоят дороже.

Средняя цена на автоматику для распашных ворот составляет около 25000 рублей. Можно приобрести приводы хорошего качества всего за 12000 рублей.

Монтаж комплекта производится по прилагаемой инструкции и не должен вызвать каких-либо сложностей.

Для откатных ворот

Откатные ворота металлоемкие, они состоят из одной или двух тяжелых створок. Приводы к им рассчитаны на передвижение конструкции весом от 600 до 2500 кг. Они состоят из электродвигателя и шестерни и зубчатой рейки. Через нее шестерня передает усилие на створки ворот.

Стоимость привода для откатных ворот составляет от 18000 до 45000 рублей (в зависимости от усилия).

Для гаражных ворот (подъемных и подъемно-поворотных)

Подъемно-поворотные приводы являются самыми сложными среди существующих средств автоматизации ворот. В их конструкцию входят электромотор и система рычагов или направляющие в случае секционных ворот. Увязать отдельно приобретенные ворота и автоматику сложно, поэтому их сразу покупают в комплекте. Если у вас уже есть ворота без привода, ищите автоматику того же производителя.

Правила установки автоматики ворот

Распашные ворота

Автоматика монтируется на столбы ворот. При этом внимательно читайте инструкцию изготовителя. Если вы проявите излишнюю самодеятельность, может измениться угол открывания створок, причем не в лучшую сторону. Специалисты советуют устанавливать приводы в верхней части ворот. Они объясняют это просто: установленный внизу или посередине высоты столба привод может стать помехой при въезде автомобиля. Задев автоматику, вы и ее выведете из строя, и кузов поведите. А сверху привод никому не мешает и маневренность авто не ограничивает.

Часто в качестве стоек ворот служат кирпичные колонны большого сечения. Воротные створки при этом подвешиваются по центру столба. Это не совсем удачный вариант для установки линейной автоматики. Но если все-таки вы от рычажной системы хотите уйти, устройте на колоннах ниши под привода высотой 150 – 250 мм, шириной 250 мм и глубиной 120 мм.

В целях безопасности на ворота устанавливаются фотоэлементы. Они блокируют движение створок ворот, если фотолуч пересекает автомобиль или человек. Фотоэлементы монтируются на столбах на расстоянии 500-600 мм от низа опоры.

Ворота откатные

Привод откатных ворот монтируется на направляющем швеллере, который вы заранее забетонировали перед установкой створки. Место установки привода – между роликовыми каретками (как можно ближе к проему). Если вам надо приподнять привод, приварите к швеллеру профильную трубу, и на нее монтируете устройство.

Концевые выключатели монтируются на зубчатую рейку. Фотоэлементы можно, как и в случае распашных ворот, установить на столбах, а можно для них построить отдельные постаменты. Главное, чтобы они размещались строго напротив друг друга (на одной линии).

Если вы решили установить сигнальную лампу, размещайте ее с внешней стороны ворот. Она проинформирует проезжающие автомобили о том, что со двора выезжает машина. Смонтировать ее можно на верху створки ворот.

Оцените статью