Как выпрессовать шаровую из рычага своими руками?

Универсальный съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы. Рычажные съемники шаровых опор своими руками и зачем они нужны.
Содержание

Как выпрессовать шаровую из рычага своими руками?

Cъемник шаровых опор своими руками: универсальная модель, съемник для ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, «Нива Шевроле»

Высоконагруженные детали стали практически расходными материалами, так как делать их с долговечным алмазным напылением нерационально. Конструктивно соединения выглядят как конусовидный палец, находящийся в полусфере. Последняя образована нейлоновыми или пластиковыми вкладышами.

Шаровые опоры (ШО) – ответственная часть подвески. Испытывая колоссальные нагрузки, деталь работает на износ, и периодически нуждается в замене. Тут частым помощником бывает съемник шаровых опор, своими руками который изготовить в гаражных условиях несложно. Конструкций много: из разнообразия инструментария выберите подходящий для вашего авто.

Зачем нужен съемник шаровых опор

ШО (водители короткого говорят – шаровая) – это подвижное соединение ступицы колеса к подвеске. Благодаря шаровому шарниру колесо перемещается в горизонтальной плоскости, меняет угол наклона. Такой тип соединений также встречается в рулевой трапеции автомобилей, других узлах.

Высоконагруженные детали стали практически расходными материалами, так как делать их с долговечным алмазным напылением нерационально. Конструктивно соединения выглядят как конусовидный палец, находящийся в полусфере. Последняя образована нейлоновыми или пластиковыми вкладышами.

Съемник шаровых опор самостоятельно

Посадочное гнездо пальца под воздействием окружающей среды загрязняется, коксуется. Соединение становится настолько жестким, тугим, что физическим усилием человека его не разъединить: автовладелец вынужден купить или сделать съемник шаровых своими руками. Второй вариант предпочтительнее: намного дешевле и, зачастую, надежнее.

Универсальный съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы

Ремонтную принадлежность можно изготовить из трубы сечением до 50 мм (толщина стенок 2-4 мм), двух шайб под диаметр трубы. Также потребуется силовая шпилька под ключ с головкой на 24 или меньше и гайка.

Последовательность, в которой сооружают универсальный съемник шаровых опор своими руками:

  1. Отрежьте от трубы кусок 10 см.
  2. Приврите гайку к шайбе, а саму шайбу — к отрезку трубы.
  3. Сточите одну сторону болта (рабочего тела) под конус. Заведите в гайку.
  4. Теперь обратитесь к противоположной, нижней, стороне изделия: вырежьте в стенке трубы окно.
  5. Сделайте во второй шайбе пропил чуть больше размера опоры.
  6. Совместите пропил с окном, приварите шайбу к трубе.

Конструкция готова. Придайте ей эстетический вид: ошкурьте, окрасьте.

Самодельные винтовые съемники шаровых опор

На рынке инструментов винтовые съемные механизмы представлены в широком разнообразии. Стоят они недорого, но неоправданно платить за приспособление, которое пригодится раз или два. Поэтому вам нужно сначала разобраться с конструкцией будущего механизма, потом сделать чертежи съемника шаровых своими руками.

Винтовой разжимной

Эта самодельная конструкция подходит всем классическим «Жигулям» и «Ланосам». Съемник шаровых для ВАЗ 2110 своими руками изготавливают из подручных материалов.

  • Найдите металлический прут с квадратным или 6-гранным сечением. Отрежьте от него 7-9 см. Заготовка по размерам должна подходить по ключ с головкой на 17 или 19.
  • Сделайте сверлом внутреннюю полость, нарежьте в ней резьбу под рабочее тело – болт диаметром 8 мм.
  • Закрутите силовой болт в подготовленное отверстие.

Самодельный съемник шаровых опор

Вы соорудили съемное устройство. Его действие можно продемонстрировать на примере демонтажа шаровых любых «Жигулей»:

  1. Ослабьте стопорную гайку.
  2. Установите изготовленный инструмент между пальцами ШО.
  3. Закручивая, уприте шпильку в палец.
  4. Возьмите два ключа: одним зафиксируйте самоделку, другим раскручивайте рабочее тело устройства (шпильку).

Действуйте до полного выхода пальца с прикипевшего места.

Винтовой Г-образный

Вам потребуются: молоток, тиски, болгарка, плашка. Приспособление делайте из металлического штыря диаметром 8-10 мм и длиной 16-18 см. Найдите пластину толщиной не меньше 0,5 см.

  1. Придайте пруту форму буквы «Г»: длинное плечо – 12 см, короткое – 6 см.
  2. На 12-сантиметровом отрезке нарежьте плашкой резьбу.
  3. Подберите гайку соответствующего размера.
  4. Из пластины подготовьте клин: сточите заготовку так, чтобы сбоку она выглядела как треугольник. Сделайте пропил под палец с тонкой стороны.
  5. С другой, утолщенной стороны, просверлите отверстие несколько большего диаметра, чем прут, для свободного хода детали.
  6. Наденьте клин на 12-сантиметровое плечо съемного устройства, накрутите гайку.

Винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка

Сооружая съемное устройство, воспользуйтесь режущими и сварочными инструментами, обычными автомобильными слесарными принадлежностями.

  1. Основой механизма послужит металлический уголок длиной 7-8 см с толщиной стенки полсантиметра. На одной стороне заготовки сделайте распил для крепления к проушине.
  2. Из кусочков металлических пластин вырежьте два треугольника. Чтобы усилить установку, приварите детали к торцевым частям уголка.
  3. Подберите гайку и шпильку, совпадающие по параметрам.
  4. Приварите к гайке проставки, прикрепите этот компонент к уголку: гайка должна оказаться напротив пропила.
  5. Вкрутите шпильку в гайку.

Как сделать съемник шаровых опор своими руками

Ремонтная принадлежность для отжима шаровых готова.

Рычажные съемники шаровых опор своими руками

В арсенале автослесарей множество съемных принадлежностей, в основе лежат рычаги.

Эти варианты, тяжелые и громоздкие, состоят из двух пластин (рычагов). Металлические полосы соединяются посередине болтом. Один из компонентов на оконечности сделайте в виде вилки: эту деталь заведите между проушиной и опорой. Второй элемент оказывается под пальцем.

Закручивая болт, вы сводите концы рычагов вместе. Но, не успев соединиться, они выполняют свое предназначение – выбивают закоксованный палец.

Самодельный съемник шаровых опор типа «клин»

Устройство не потребует денежных вложений, вам также не нужны слесарные навыки. Но без болгарки и сварочного аппарата соорудить несложный съемный механизм не получится.

Поступите следующим образом:

  1. Металлической пластине пол сантиметровой толщины и размером 3х4 см придайте форму клина: сточите одну сторону шлифмашинкой так, чтобы сбоку вы видели треугольник.
  2. С тонкого края пропилите окно: оно должно вдаваться вглубь пластины на 3 см.
  3. С противоположной от прорези стороны приварите металлический штырь.

У вас получилась скоба, которой можно действовать, рискуя, однако, повредить пыльники.

Съемник шаровых опор для автомобилей своими руками: порядок действий

Если, наехав на кочку, вы услышали посторонний стук и треск с правой или левой стороны подвески, шарнир сильно износился. При этом неприятном явлении также приходится прилагать больше усилий к рулевому колесу, чтобы пустить машину в поворот.

Опытные автослесари демонтируют ШО без съемника, но простому автовладельцу приходится пользоваться специальным устройством.

ВАЗ 2109

Неразборная шаровая «девятки» служит достаточно долго. Но ударная нагрузка с дороги ведет к износу узла: обычно это происходит на 50-60 тыс. км пробега. Съемник шаровых опор для ВАЗ 2109 своими руками можно сделать по типу «вилки»:

  1. В качестве основы для ремонтного приспособления возьмите металлический круг 14-16 см.
  2. Вырежьте в нем пропил большей ширины, чем палец.
  3. Раздвоенную форму обработайте методом ковки.
  4. Приварите посередине основы штырь для ударов молотком.

Винтовой съемник шаровых опор своими руками

Закалите приспособление, нагрев в горне, затем резко остудив в воде.

ВАЗ 2110

Шаровый шарнир «десятки» соединяет рычаг и поворотный кулак. Если после подозрительных стуков со стороны подвески начинается ранний износ автошин, наблюдается люфт колес – опору пора менять.

Заранее подготовьте съемник шаровых опор для ВАЗ 2110 своими руками:

  1. Возьмете два толстых металлических отрезка в качестве рычагов. Однако удобнее будет использовать вместо одной пластины старый рожковый ключ: это передняя часть изделия.
  2. В середину между полосами уложите втулку, как в бельевой прищепке.
  3. За втулкой просверлите в рычагах отверстия под шпильку.

Когда вы уложите рожковый ключ между проушиной и шаровой и начнете закручивать шпильку, концы рычагов будут стремиться к соединению, а палец демонтируется.

«Нива Шевроле»

Рассохшиеся и потерявшие эластичность пыльники становятся причиной быстрого выхода из строя шарнирных соединений автомобиля Niva Chevrolet.

Демонтировать и заменить деталь в «Ниве Шевроле» своими руками поможет съемник шаровых опор. Лучше всего сработают винтовые конструкции:

  • разжимная;
  • Г-образная;
  • изготовленная из уголков.

Lanos

Для снятия рулевых наконечников и ШО этого автомобиля, а также «Рено Логан» и «Газели», можно сделать оригинальный съемник шаровых опор из неожиданного материала – проушины от старого гидравлического цилиндра.

Размеры детали: наружные габариты – 9,0х9,5 см, диаметр отверстия – 5 см. Подготовьте болт длиной 8 см.

Порядок изготовления съемного механизма для шаровых на модель Lanos:

  1. Подготовьте основу: от проушины отрежьте болгаркой выступ с резьбой. С противоположной стороны срежьте кусок металла так, чтобы у вас получилась скоба. Ее края вы будете помещать под корпус шаровой.
  2. По центру того места, где был срезан выступ, просверлите отверстие сверлом на 14,5 мм.
  3. Нарежьте внутреннюю резьбу в это отверстие.
  4. Вверните силовой болт.

Замена шаровой опоры с помощью съёмника и без него

Шаровая опора служит для соединения ступицы колеса и рычага подвески. Это чрезвычайно важный элемент, благодаря которому возможен поворот колеса. Во многих отечественных автомобилях шаровая опора – болезненное место. Не понаслышке с этой проблемой знакомы владельцы автомобилей ВАЗ. Во время эксплуатации транспортного средства она подвергается серьёзным нагрузкам. Выход из строя шаровой во время движения может обернуться серьёзным дорожно-транспортным происшествием. Поэтому важно своевременно диагностировать и выявлять все проблемы автомобиля. Замена шаровой опоры – нелегкая задача для многих водителей. Как же самостоятельно осуществить смену вышедшей из строя детали?

Что представляет собой шаровая опора в автомобиле?

Передние колеса автомобиля должны обладать большой степенью свободы во время поворота. Кроме всего прочего, поворотный кулак со ступицей также должен быть подвижен. Такая конструкция снижает ударные нагрузки на элементы подвески и обеспечивает постоянный контакт колес автомобиля с дорожным покрытием.

Внутри корпуса детали находится полимерный состав, благодаря которому возможно перемещение шара в различных плоскостях. Это перемещение «безлюфтовое», за счет чего обеспечивается постоянный установочный угол колес

Резьба необходима для закрепления шаровой опоры к другим деталям. Она соединяется с рычагом, и образовывает подвижные элементы подвески. Также в конструкцию шаровой входит специальный пыльник, выполненный из резинотехнического материала.

Причины износа шаровой опоры?

Так как этот элемент находится в основной части транспортного средства, он подвергается серьёзным нагрузкам. Нарушение функционирования детали может произойти по целому ряду причин. Но, в большинстве случаев, опора перестает справляться со своими функциональными обязанностями из-за увеличенного зазора между пальцем и полимерным составом. К прочим негативным факторам, влияющим на её состояние и продолжительность службы, стоит отнести:

  • Естественный износ пальца или самого корпуса
  • Неаккуратное передвижение по разбитым дорогам
  • В любой момент может произойти разрыв резинотехнического пыльника, что отрицательно повлияет на работу и ресурс шаровой опоры
  • Также в случае прорыва пыльника шаровая теряет смазку

Некачественные детали, как правило, служат намного меньше положенного срока. Чтобы не возникла преждевременная поломка ходовой системы, нужно придерживаться осторожного, размеренного стиля вождения. В момент подъезда к неровностям или разбитой дороге лучше всего сбавлять скорость автомобиля до минимума. Опытные автомеханики также настоятельно рекомендуют регулярно осматривать состояние пыльника.

Как проверить состояние детали?

Неисправную шаровую опору можно распознать по глухому стуку, который доносится из ходовой части автомобиля в момент движения по неровному покрытию. Сильный люфт и отклонение авто от прямолинейного курса также являются красноречивыми симптомами поломки. В случае выявления первых признаков, необходимо сразу же прибегнуть к замене шаровых опор.

На автомобилях без гидроусилителя руль станет намного туже поворачиваться в обе стороны. Такой же симптом характер поломке рулевой тяги и наконечников. Но, если проблема именно с шарниром, то для поворота руля необходимо будет применять значительно больше усилий, особенно на предельно низких скоростях, например, во время парковки или начала движения

Если во время поворота транспортного средства возникает сильный скрип, то, вероятней всего, деталь работает без смазки. Смазывающее вещество могло вытечь из-за поврежденного пыльника. Такой шарнир долго не прослужит, лучше всего осуществить его своевременную замену. Многих автовладельцев также интересует вопрос: как проверить шаровую опору без cъёмника?

Выполнить такую работу достаточно просто: необходимо вставить плоскую отвертку в промежуток между сошкой поворотного кулака и рычагом. Дальше нужно приложить усилия, и попытаться отсоединить детали друг от друга. За счет этого простого действия можно выявить даже незначительный люфт.

Какую шаровую опору выбрать?

Во время выбора новой шаровой опоры руководствуйтесь качеством изделия, репутацией изготовителя, и только в последнюю очередь – ценой. На отечественный автомобиль можно установить сравнительно недорогую новую деталь от российских производителей шарниров. Но при выборе нужно быть предельно аккуратным, часто под видом оригинальной детали недобросовестные продавцы продают подделку, срок службы которой в два раза меньше оригинала.

Изготовитель Стоимость Ресурс Особенность
БелМаг 600 руб 70 тыс. км Отличаются самым большим сроком службы, наиболее популярный и востребованный изготовитель шаровых опор на постсоветском пространстве
«Трек» 400 руб 60 тыс. км Изготавливаются из наиболее прочных материалов, способны выдержать критические ударные нагрузки
«Кедр» 390 руб 60 тыс. км Поставляются в запрессованном виде с антифрикционной смазкой

Но, все вышеназванные изготовители ориентированы, прежде всего, на такие марки автомобилей, как ВАЗ, ГАЗ и т.д. Владельцам иномарок в плане выбора комплектующего для ходовой части несколько сложней. Установка низкокачественного изделия может привести к серьёзной поломке подвески, что выльется в будущем в серьёзные финансовые затраты.

Рекомендуется обращать внимание на продукцию следующих производителей:

Изготовитель Страна Стоимость Ресурс Особенность
Febi Германия 700 руб 90 тыс. км Пожалуй, лучший вариант для импортного автомобиля. Отличительная особенность – использование цельнокованой технологии во время изготовления – 700 рублей
Sidem Бельгия 590 руб 85 тыс. км Высокое качество изготовления, использование водостойкой смазки и пыльника из хлоропропеновой резины
Nipparts Япония 490 руб 80 тыс. км Неплохой вариант для японских автомобилей, также выполняется из качественных материалов

После того, как новый экземпляр детали приобретен, можно приступать непосредственно к замене шаровой опоры на своем автомобиле.

Замена шаровой опоры

Проделать всю работу можно, как в собственном гараже самостоятельно, так и в сервисном центре, поручив весь инструмент в руки опытного механика. Стоимость замены шаровой зависит от конструкции конкретной марки автомобиля. Некоторые автовладельцы не знают, как снять шаровую, потому что она может быть запрессована к рычагу или закреплена заклепками. Чтобы её снять, потребуется затратить немало усилий, ведь придется высверливать заклепки и подбирать болты соответствующего диаметра. Поэтому вся работа может обойтись, как в одну, так и в несколько тысяч рублей.

Замена шаровой с помощью съёмника

Прежде чем подымать авто, нужно освободить крепежные элементы колеса без полного выкручивания. Для предотвращения отката машины под остальные три колеса подставляются кирпичи. Затем, вооружившись домкратом, поднимается та сторона машина, с которой необходимо заменить шаровую. Для безопасности лучше всего обзавестись «козлом».

Самостоятельная замена шаровой опоры со съёмником осуществляется так:

  1. Выкручиваем крепежные болты, демонтируем колесо
  2. Освобождаем гайки, которые закрепляют шаровую опору
  3. Берем специальный съёмник, вставляем его между корпусом опоры и рычагом
  4. Прилаживаем немного усилий, и совершаем движения по кругу для освобождения опоры
  5. Затем снимаем резиновый пыльник с нового экземпляра, наносим на него смазку, обрабатываем саму опору
  6. Устанавливаем новую деталь и собираем узел в обратной последовательности

Как видим, со съёмником выполнить работу намного проще. Но молоток нужно держать всегда под рукой. Если опора чересчур запрессована с рычагом, съёмник необходимо установить под небольшим углом и нанести по нему легкий удар молотком. А вот, что делать, если нет возможности раздобыть съёмник?

Замена шаровой без съёмника

Без съёмника, а только с одним молотком, работа проводится так:

  1. С пальца опоры откручиваем гайку до момента её сравнения с осью пальца
  2. Берем монтировку в одну руку и молоток в другую
  3. Одной рукой оттягиваем рычаг вниз, а второй наносим удары пока он не сдвинется вниз с пальца
  4. Когда рычаг опустился, освобождаем все гайки и демонтируем шаровую опору

Также ничего сложного, но придется потратить больше времени и усилий. В ходе выполнения работы желательно удалять остатки смазки со всех деталей, особенно с пыльника.

Заключение

Выполнить всю работу можно самостоятельно, сэкономив при этом денежные средства семейного бюджета. Достаточно соблюдать приведенную выше инструкцию, и, за несколько часов, даже начинающий водитель успешно справится с поставленной задачей. После замены шаровой необходимо проехать как минимум 10 тыс. км, а после проводить диагностику. Проверяется затяжка крепежных элементов, осматривается пыльник и устраняются остатки смазывающего вещества. Если во время движения машины всё равно доносятся посторонние звуки со стороны ходовой – лучше всего обратиться к мастеру за помощью.

Съемник шаровых опор своими руками — варианты изготовления

Осуществляя ремонт рулевого управления и ходовой части, практически каждый автовладелец сталкивается с проблемой (наконечников рулевых тяг), решить которую без специального инструмента довольно проблематично.

Причина – конструктивные особенности названных элементов: их пальцы имеют конусовидную форму, которой они входят в посадочные гнезда, со временем место этого вхождения загрязняется, замасливается, ржавеет, делая соединение поверхностей слишком плотным, практически единым, то есть таким, которое простым физическим воздействием не разъединить. Нужен помощник – съемник шаровых опор – инструмент в разы упрощающий выпрессовку.

Стать его обладателем несложно: для этого нужно пойти в ближайший автомагазин и там его приобрести либо сделать съемник шаровых опор своими руками любым из представленных ниже способов, которые мы сгруппировали в зависимости от того, каким образом в них создается усилие.

  • Винтовые съемники.
  • Вариант №1 – винтовой разжимной.
  • Вариант №2 – винтовой Г-образный.
  • Вариант №3 – винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка.
  • Рычажные съемники.
  • Съемник типа «клин».
  • Съемник непосредственно шаровых опор.
  • Видео.

Винтовые съемники.

Усилие в таких видах съемников создается за счет ввинчивания болта в их корпус: корпус инструмента надевается на проушину шаровой опоры, болт упирается в палец и при закручивании выпрессовывает тот из его посадочного места.

Данные виды съемников достаточно компактны, поэтому считаются универсальными, то есть подходящими к любому авто, хотя наиболее популярны такие механизмы среди обладателей ВАЗов.

Рассмотрим, как сделать съемник шаровых опор своими руками на примерах винтовых вариантов.

Вариант №1 – винтовой разжимной.

  1. Возьмите 7-сантиметровый 4-х или 6-гранный прут с гранями под ключ на 17 либо 19.
  2. С помощью сверлильного танка сделайте внутри его корпуса отверстие и нарежьте резьбу под болт М8.
  3. Вкрутите данный болт в подготовленное для него отверстие. Съемник готов.

Как он работает, объясним на примере выпрессовки верхней шаровой опоры «семерки».

  1. Выкручиваем стопорную гайку. Выкручиваем, но не снимаем.
  2. Между пальцами опор устанавливаем сделанный съемник, болт в нем закручен до упора и упирается шляпкой в палец, который нужно выпрессовать.
  3. Берем 2 ключа: одним удерживаем корпус съемника, вторым раскручиваем его болт. Раскручиваем до тех пор, пока палец опоры не выпрессуется с гнезда.

При необходимости демонтажа нижней шаровой, все действия проделываются аналогичным образом, только с перевернутым съемником.

Вариант №2 – винтовой Г-образный.

  1. Возьмите 15-17-сантиметровый круглый металлический прут с диаметром 10 или более мм. С помощью тисков и молотка согните его буквой «Г» (длина короткого плеча должна ровняться 5 см).
  2. На длинном плече заготовки нарежьте резьбу и подберите к ней гайку.
  3. Возьмите металлическую пластину толщиной в полсантиметра и прорежьте в ней отверстие под палец опоры по технологии съемника-клина (она будет приведена ниже).
  4. На утолщенной части клина, напротив прореза, сделайте отверстие под Г-образную заготовку и вденьте в нее длинную часть прута, только после этого накрутите на «усовершенствованный» прут гайку. Сильно не закручивайте – клиновидная пластина должна иметь хороший ход.

  1. Вставьте пластину в щель между проушиной и опорой. Короткое плечо Г-образного элемента при этом должно упираться в палец.
  2. Начните закручивать гайку и делайте это до тех пор, пока палец не будет выдавлен.

Вариант №3 – винтовой съемник шаровых опор, изготовленный из уголка.

  1. Возьмите 7-8-сантиметровый металлический уголок, толщиной в полсантиметра, можно чуть меньше.
  2. С одной из сторон сделайте распил, этим распилом инструмент будет крепиться к проушине.
  3. Из пластин металла, равных по толщине металлу уголка, вырежьте 2 одинаковых треугольника и приварите их по бокам уголка.
  4. Возьмите гайку на 17, подберите к ней длинный болт, приварите к этой гайке с двух сторон проставки, они в будущем помогут расположить болт съемника на одной оси с пальцем опоры.

Далее всю эту конструкцию приварите к уголку перпендикулярно прорезу так, чтобы отверстие гайки находило прямо напротив пропила.

  1. Вкрутите болт в зафиксированную гайку и осуществите отжим пальца по технологии, описанной выше (в других видах винтовых съемников).

Как видите, для создания съемника шаровых опор можно использовать практически все подручные материалы, главное, понять принцип работы, в помощь вам чертеж:

Рычажные съемники.

Рычажные съемники представляют собой инструмент, состоящий из пары соединенных между собой посередине рычагов. Также с одной стороны в них присутствует стяжной болт. В процессе воздействия на шаровую опору этот болт выкручивается, сводя друг с другом концы рычагов, один из которых находится между опорой и проушиной, второй – под пальцем.

Такие съемники также достаточно эффективны, но имеют больший размер, поэтому не везде могут быть применимы.

Съемник типа «клин».

Самый простой по своей конструкции, однако тоже хорошо справляющийся с поставленной перед ним задачей. Для его изготовления вам понадобится:

  • взять небольшую металлическую пластину (достаточно размера в спичечный коробок);
  • с помощью болгарки (угловой шлифовальной машинки)/станка с абразивным кругом придать ей форму клина, получившаяся заготовка в профиль должна обрести форму треугольника;
  • все той же болгаркой, начиная с верхнего угла треугольника, в нем нужно проделать вертикальный прорез на 2/3 его высоты, шириной чуть больше диаметра пальца шаровой опоры;
  • для облегчения работы с инструментом к середине основания клина рекомендуется приварить металлический прут, хотя это можно и не делать, если такого прута у вас под рукой нет.

Вот такая вот своебразная скоба у вас должна получиться в итоге.

Дальше дело техники:

  1. вставьте изготовленный только что клин между корпусом шаровой и проушиной;
  2. ударяя молотком по пруту (основанию клина), забивайте самодельный съемник опор до того момента, пока палец не выскочит из гнезда.

ВАЖНО!

При использовании данного вида съемника всегда существует риск повреждения пыльника, поэтому применять такой инструмент можно лишь в случае запланированной замены наконечников или опор. Если ремонт рулевого механизма или подвески такую замену не предусматривает, от съемника типа «клин» лучше отказаться.

Съемник непосредственно шаровых опор.

Используется для машин (Ситроен, Пежо) шаровая опора которых вкручена в рычаг. И поскольку она вкручена, а не запрессована, использовать приведенные выше варианты инструментов нецелесообразно, нужен особенный съемник, который мы и предлагаем вам сделать из 8-сантиметровой толстой металлической трубы на 2».

  1. На одном из торцов данной трубы равноудаленно друг от друга с помощью болгарки или ножовки по металлу сделайте 4 прямоугольных шипа 5×7 мм.
  1. На втором торце тем же инструментом опять же равноудаленно друг от друга на глубину 3 см прорежьте прорези так, чтобы в итоге у вас получилось 8 лепестков.
  2. Молотком слегка загните эти лепестки к центру окружности, сократив тем самым ее диаметр.
  1. Возьмите гайку на 24 и приварите ее к зауженной стороне заготовки. Съемник шаровой опоры своими руками готов.

Использовать его просто: наденьте на опору так, чтобы шипы вошли в имеющиеся пазы корпуса шаровой, затем ключом на 24 прокрутите приваренную гайку, демонтировав тем самым нужный вам элемент подвески.

Видео.

Как проверить шаровую опору и заменить своими руками

Начнем с того, что шаровой шарнир (шаровая опора) является относительно простым в плане устройства, однако важнейшим элементом конструкции подвески автомобиля (зачастую, передней, где установлены управляемые колеса). Если просто, кузов фактически опирается всем весом на такую опору, при этом колеса получают возможность поворачиваться, оставаясь в заданном положении относительно дорожного полотна.

Само собой, с учетом больших нагрузок, данный элемент со временем выходит из строя и требуется замена шаровой опоры или ремонт шаровых опор. Далее мы рассмотрим, как выполняется замена шаровых своими руками, а также в каких случаях может потребоваться восстановление шаровой опоры.

Замена шаровой опоры

Итак, замена шаровой опоры на разных автомобилях может оказаться как относительно простой, так и более сложной процедурой в зависимости от марки, модели, конструкции и т.д. Так или иначе, все начинается с диагностики ходовой части.

Если точнее, нужна проверка шаровой опоры. Первичными признаками проблем с шаровыми является возросшее усилие при повороте руля, скрипы и стуки при езде. Если имеют место такие симптомы, нужно вывесить колесо, взяться за него руками горизонтально и покачать-пошатать. Это позволит определить люфты.

При этом важно понимать, что самым надежным способом диагностики является снятие шаровой с автомобиля, после чего проверяют снятую деталь. Для этого опору зажимают в тиски, после чего диагностируется радиальный и осевой люфт шарового пальца. Если палец двигается легко и без усилий, это указывает на необходимость замены шаровой или на то, что нужна реставрация шаровых опор.

  • Если рассматривать замену, на начальном этапе важно учитывать, какой тип опор стоит на машине. Дело в том, что детали бывают съемными (шаровая может быть отделена от рычага путем выкручивания болтов или срезания клепок), а также несъемными (элемент впрессован в рычаг и меняется с рычагом в сборе).

Например, съемная шаровая опора ВАЗ или другого автомобиля меняется похожим образом. Для замены потребуется инструмент:

  • накидные ключи 17 и 19;
  • съемник шаровых опор;
  • домкрат;
  • монтировка или отрезок трубы;
  • ключ для откручивания колесных гаек;

Подготовив инструменты и новую опору, деталь перед установкой следует смазать. Для этого нужно снять пыльник и промазать литолом палец, после чего надеть пыльник. Далее, подготовив новую опору к установке, можно переходить к разборке автомобиля и снятию старой шаровой.

Теперь можно поставить съемник для шаровых и начинать выпрессовку пальца. Желательно выполнять процедуру с помощником, который монтировкой будет отжимать нижний рычаг. Далее следует извлечь старую опору. После новая шаровая опора прикручивается к поворотному кулаку, далее помощник отпускает рычаг, вставляя в проушину палец. Теперь остается закрутить гайку шарового пальца.

Восстановление шаровых опор: плюсы и минусы ремонта шаровых

Сразу отметим, что порванные пыльники шаровых шарниров и плохое состояние дорого являются основными причинами, по которым такие детали нужно менять достаточно часто. Как правило, если опора шаровая вышла из строя, данный элемент меняется на оригинал или аналог, максимально приближенный по качеству.

Однако, хотя официально шаровые являются неремонтопригодными, все же были разработаны способы восстановления, то есть реставрации шаровых опор для того, чтобы удешевить ремонт. Давайте рассмотрим, когда целесообразно выполнять реставрацию шарнирного соединения, каким образом это делается, а также на что можно рассчитывать после такой процедуры.

Прежде всего, ремонт шаровых делится на:

  • восстановление с разборкой;
  • ремонт без разборки;

Первый вариант предполагает разборку шаровой и замену вкладыша. Для такой задачи требуется токарный станок и другое специализированное оборудование. На деле, если все работы выполнены качественно, деталь прослужит еще 60-80 тыс. км. Обычно, специализирующиеся на реставрации ходовой части крупные СТО дают гарантию 1-3 месяца или 10 тыс. км пробега.

  • В двух словах, корпус шаровой опоры на токарном станке нужно развальцевать, после чего вместо изношенных сухарей ставятся специально выточенные полимерные или капролоновые вставки. Далее узел собирают и завальцовывают.

При этом реставрировать шаровую подобным образом можно несколько раз. При необходимости, кроме вставок можно изготовить и новый шаровый палец и/или корпус. Цена комплексного ремонта не самая низкая, однако, получается заметно дешевле покупки нового рычага с шаровой в сборе.

  • Ремонт шаровых опор без разборки является относительно новой технологией восстановления шаровых и наконечников рулевых тяг. Если коротко, вовнутрь детали под давлением подается специальный материал, который убирает зазоры, возникающие в результате износа.

Чтобы выполнить процедуру, с авто снимается узел, после чего на станке для ремонта в корпусе шаровой высверливают небольшое отверстие и вставляют канал для подачи разогретого полимерного состава. Затем палец шарнира фиксируют в рабочем положении и под давлением «загоняют» в шаровую полиамид-6. После остывания деталь очищают от остатков состава, монтируют новый пыльник и начинается обратная сборка.

Как правило, с учетом состояния дорог, гарантия на такие работы не предоставляется или же является условной. При этом хорошо отреставрированный элемент вполне выхаживает 30-40 или даже 50 тыс. км. Данный метод также подходит для многоразового применения.

Основное условие – нормальное состояние шарового пальца и корпуса, отсутствие механических повреждений и коррозии. На деле, стоимость реставрации ниже, чем ремонта шаровой с разбором, однако срок службы меньше и предоставляется минимум гарантий.

Полезные советы

Как показывает практика, восстановление шаровых опор и других узлов подвески рассмотренными выше способами является решением, которым нужно пользоваться только в крайних случаях.

Другими словами, реставрировать шаровые или наконечники нужно только тогда, когда по той или иной причине нет возможности сразу заменить неисправную деталь на новую.

Причина- любой ремонт это изначально работа с неисправной деталью и отсутствие гарантий. Еще нужно отдельно учесть, что шаровые опоры испытывают большие нагрузки, а также конструктивно от их состояния напрямую зависит безопасность на дороге.

Вполне логично, что никакой ремонт не способен полностью восстановить работоспособность и надежность детали по сравнению с новым узлом соответствующего качества.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что замену шаровых опор на многих авто вполне можно сделать своими руками в условиях гаража. Что касается восстановления деталей подвески и рулевого механизма, определенные методы, рассмотренные выше, в отдельных случаях применяются.

Однако важно понимать, что рассчитывать на высокую надежность и большой срок службы деталей после ремонта не приходится. Получается, любая реставрация шаровых опор делается на свой страх и риск, четких гарантий также никто не дает.

Если же владелец не имеет возможности сразу купить новые детали, тогда следует помнить, что во время эксплуатации автомобиля с отреставрированным шаровыми опорами нагрузки необходимо свести к минимуму. В противном случае риски скорой повторной поломки узла значительно возрастают.

Что такое сайлентблок в устройстве автомобиля: устройство, основные функции. Признаки неисправностей сайлентблока, почему и когда сайлентблоки нужно менять.

Опора стойки: что такое опорный подшипник амортизатора. Зачем нужны опорные подшипники стоек, признаки их неисправностей, замена опорных подшипников.

Полуось в устройстве трансмиссии автомобиля: для чего предназначена и какие функции выполняет указанная деталь. Основные неисправности полуосей, причины.

Устройство и виды подвесок автомобиля: основные составные элементы подвески. Задняя и передняя подвеска, типы подвесок, особенности и отличия.

Как увеличить клиренс (дорожный просвет) автомобиля при помощи проставок. Что такое авто проставка, как установить проставки на машину, рекомендации.

Какие стойки на Приору лучше выбрать: доступные и проверенные решения. Выбор передних стоек Приора (KYB, SS20, CААЗ), задние амортизаторы на Приору, советы.

Восток Авто

Замена шаровых опор своими руками

Каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда в автомобиле слышны посторонние стуки и звуки, которые нехарактерны для исправных механизмов. Среди множества факторов, которые могут быть их причиной, особого внимания заслуживает износ шаровой опоры. Это самый распространенный случай появления шумов, требующий замены шаровой опоры транспортного средства, иначе последствия могут быть плачевными.

Шаровая опора

Рассматриваемый элемент автомобиля соединяет ступицу колеса и рычаг подвески, обеспечивая колесным парам возможность поворачиваться. Конструктивно данный узел состоит из корпуса, выполненного из прочного полимера, и пальца, по форме напоминающего гриб.

При выходе из строя шаровой опоры авто, можно обратиться за помощью к специалистам ближайшего автосервиса, или же заменить её своими руками (как нижнюю, так и верхнюю). В последнем случае вы сможете существенно сэкономить на услугах автомеханика.

Когда нужно менять шаровую

Профессионалы рекомендуют производить замену шаровой после прохождения автомобилем 100 000 км. Это оптимальный вариант, который не требует особых финансовых затрат, поскольку деталь не отличается сложным механизмом или конструкцией. Но это в идеале. В реальности, в силу плачевного состояния российских дорого и низкого качества используемых запчастей, замена шаровых шарниров производится намного чаще.

Признаки неисправности

Услышав нехарактерные звуки автолюбителю необходимо выяснить причину их появления. Для того, чтобы убедиться в неисправности шаровой опоры, нужно снять блокировку руля, после чего покачать рулевое колесо в разные стороны резкими короткими движениями. Двигатель автомобиля в это время должен быть заглушен.

Если шаровая опора имеет существенные повреждения, то во время манипуляций с рулем будут слышны стуки. Тут нужно определить, с какой стороны они доносятся, чтобы понимать, какая опора имеет конструктивный дефект.

В случаях, когда износ незначителен, данный метод может не выявить неисправности. Тогда своими подозрениями лучше поделиться со специалистами техцентра, которые смогут проверить целостность каждой шаровой опоры, а также наконечников и рулевых тяг.

Замена элемента подвески

Перед тем, как начинать ремонт, транспортное средство необходимо разместить на подъемнике. Также замену шаровой без съемника можно выполнять при наличии смотровой ямы в гараже, что актуально для тех, кто планирует проводить эти мероприятия самостоятельно.

В этом случае следует использовать противооткатные клинья, которые устанавливаются под каждое колесо авто, а также включить вторую передачу и затянуть ручник. Для выполнения работы понадобится целый набор инструментов, который включает:

  • ключ на 22 и на 7;
  • разводной ключ;
  • медицинский шприц;
  • щетку по металлу;
  • съемник шаровых опор.

Помимо этого, необходимо запастись специальной смазкой для шаровых опор и проникающей жидкостью WD-40. Замена верхней и нижней опоры транспортного средства выполняется по одному алгоритму.

  1. Снимается колесо.
  2. При помощи щетки осуществляется зачистка креплений и их обработка жидкостью WD-40.
  3. Ослабляются гайки опор примерно на два оборота, для чего используется ключ.
  4. Устанавливается специальный съемник, позволяющий демонтировать опоры за один прием, поочередно верхнюю и нижнюю.
  5. При необходимости приложения дополнительного усилия применяется молоток и выколотка.
  6. После выпрессовки опор снимаются крепежные элементы, а также зажимаются рычаги, что предотвращает прокручивание пальца.
  7. Производится демонтаж опоры, и очищается место её посадки на рычаге.
  8. Уплотнительная шайба снимается с изношенной детали и ставится на новую опору.
  9. Выполняется монтаж нового элемента, который предварительно смазывается веществами Литол-24 или ШРБ-4.
  10. Устанавливается на штатное место пыльник.
  11. Шаровая опора окончательно фиксируется на рычаге, путем затягивания гайки.

Если акцентировать внимание на нижней опоре, то тут имеются некоторые нюансы. Так, при выкручивании крепежной гайки часто начинает прокручиваться палец. Исправить ситуацию помогает монтажка, которая вставляется между кулаком и тормозным щитом.

Также может понадобиться ключ на 7, который позволяет снять заглушку, чтобы проверить наличие смазки. Пополнить или заменить последнюю можно при помощи шприца (без иглы). После этого можно сказать, что замена шаровых опор своими руками успешно закончена.

Замена шаровой без съемника

Чтобы произвести замену передней шаровой опоры без использования специального съемника, достаточно подобрать участок с плотным покрытием, и иметь необходимый инструмент.

Для этих целей понадобятся:

  • противооткатные упоры;
  • два домкрата;
  • молоток;
  • лом или монтажка;
  • рожковые и накидные ключи.

Процедура снятия шаровой опоры подразумевает следующие последовательные действия.

  1. Подъем авто с помощью домкратов и его фиксация в неподвижном состоянии.
  2. Установка противооткатных упоров или кирпичей под колеса.
  3. Демонтаж колеса со стороны поврежденного элемента подвески.
  4. Зачистка соединения рычага и шаровой опоры.
  5. Обработка пальца средством против ржавчины.
  6. Снятие гайки с пальца.
  7. Создание давления на рычаг подвески при помощи лома или монтажки.
  8. Выбивание опоры резким ударом молотка по соединению с рычагом.
  9. Отведение поворотного кулака и снятие соединительных болтов.

После правильного выполнения всех пунктов шаровая опора легко демонтируется, а установка новой детали выполняется в обратном порядке, но лишь после предварительной зачистки и смазки посадочного места.

Если все вышесказанное вам понятно, и предстоящие мероприятия не пугают, тогда смело можете выполнять замену шаровых опор самостоятельно. Однако качество проведенного ремонта может заметно пострадать. Для того, чтобы избежать негативных последствий, вы можете обратиться в наш сервис, заполнив форму нижу.

Оцените статью